Социальное развитие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 11:06, реферат

Краткое описание

Развитие есть всеобщий принцип объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния субъекта. Необратимость, направленность и закономерность выступают основными характеристиками любого развития как процесса. Необратимость представляет собой отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему состоянию в его первоначальном варианте. Направленность проявляется в существовании силы развития, побуждающей организм развиваться в высшие формы, зародыши во взрослые организмы. Данная сила лежит в основе стремления больных к выздоровлению, а у здоровых к достижению их идеалов

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.docx

— 22.75 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

Развитие есть всеобщий принцип  объяснения природы и общества, включающий в себя понимание необратимого, направленного, закономерного изменения, характерного для состава и структуры состояния  субъекта. Необратимость, направленность и закономерность выступают основными  характеристиками любого развития как  процесса. Необратимость представляет собой отсутствие возможности субъекта развития возвратиться к любому предшествующему  состоянию в его первоначальном варианте. Направленность проявляется  в существовании силы развития, побуждающей  организм развиваться в высшие формы, зародыши во взрослые организмы. Данная сила лежит в основе стремления больных  к выздоровлению, а у здоровых к достижению их идеалов. Закономерность проявляется в обязательности существования  устойчивых необходимых существенных связей между всеми новообразованиями  процесса развития. В процессе развития осуществляется переход из одного качественного  состояния субъекта к другому.

В психологии общее понятие социального  развития человека означает развитие его личности и психики в процессе установления многообразных социальных отношений. Под развитием личности понимается формирование социального  качества индивида в результате его  социализации и воспитания. Развитие психики определяется как закономерное изменение психических процессов  во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Традиционно развитие рассматривают  в процессе филогенеза и онтогенеза. Филогенетическое становление структуры  психики осуществляется в ходе биологической  эволюции вида. Онтогенетическое формирование структуры психики происходит в  течение жизни отдельного индивида от рождения до смерти.Выделяют три основных фактора развития личности: задатки, активность и внешнее окружение (Г.М.Андреева). Задатки - генетически обусловленные особенности психических процессов, которые являются индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. На основе одних и тех же задатков могут быть сформированы различные способности. Задатки могут развиваться только под влиянием внешнего окружения - воспитания и социализации. У феральных людей, не прошедших социализацию и воспитание, происходит уродливое, гипертрофированное развитие задатков. Так, у детей «маугли», выросших среди зверей, развились задатки, присущие только животным: способность быстро передвигаться на четырех конечностях, чувствовать запахи на расстоянии более ста метров и т.д. Собственная активность человека также выступает важным фактором его социального развития, особенно в период взрослости.Некоторое время проблемы развития психики рассматривали отдельно от проблем социального развития человека. Однако учение Л.С.Выготского о высших психических функциях человека обусловило необходимость исследования обоих процессов в диалектическом единстве. Выготский один из первых изучил вопрос о влиянии социальных условий на динамику психических процессов человека. Рассматривая проблемы развития личности, он выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие, изучая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории.

В наше время достаточно широко распространены стереотипы понимания социального  развития человека, часто декларируемые  на публицистическом уровне средствами массовой коммуникации. К ним относятся: стереотип ограничения возраста социального развития, стереотип абсолютизации детства, стереотип абсолютизации факторов предопределенности, стереотип абсолютизации задатков и способностей и стереотип неограниченных возможностей человека.

Стереотип ограничения  возраста социального развития человека возник как побочный эффект распространения результатов исследований в области детской и возрастной психологии. На протяжении многих лет внимание психологов было прежде всего приковано к проблемам детской психологии, динамике детского развития, возрастным изменениям, противоречиям и кризисам. Такое внимание вполне оправдано, поскольку именно в детском возрасте формируются психологические основы личности. Возрастных периодизаций детского развития значительно больше, чем периодизаций развития взрослого человека, и они более широко известны.

Получило распространение мнение, что человек развивается до определенного  возраста, а дальше идет только процесс  старения и угасания. Это не совсем так. Формы развития человека меняются на протяжении жизни: физическое развитие, интеллектуальное, социальное, духовное. Те или иные формы развития преобладают  на разных возрастных этапах жизни. Доминирование  физического развития сменяется  преобладанием интеллектуального, затем социального и духовного. Многие величайшие открытия были сделаны  учеными, возраст которых превышал 50 лет. То же самое можно сказать  и о создании многих произведений культуры. Более того, творческая активность личности рассматривается современной  психологией как наиболее благоприятное  условие долгой и продуктивной жизни. Взрослый человек интересен современной  психологии не менее, чем ребенок. Интенсивно развиваются и получают распространение науки, изучающие именно взрослого человека, например андрагогика - наука о закономерностях развития, обучения и воспитания взрослых.

Второй стереотип понимания  социального развития человека связан с первым и во многом обусловлен им. Это стереотип абсолютизации детства. Суть данного стереотипа заключается в ошибочном мнении, что в детстве закладываются все предпосылки развития личности. Действительно, детство столь значительно определяет многие направления социального развития индивида и жизненный путь личности, что его абсолютизация, на первый взгляд, кажется правильной.

Особое влияние на представления  о значении детства оказали всемирно известные работы З.Фрейда и Э.Берна. Однако не стоит забывать, что в  данных исследованиях изучались  проблемы социальной патологии, развития неврозов, обусловленных нарушениями  социализации и воспитания именно в  детском возрасте.

Для коррекции соответствующих  патологий необходимо было обратиться к детским впечатлениям, переживаниям и решениям. Сам факт того, что  невроз может быть вылечен на уровне психотерапии, а социальные патологии  скорректированы с помощью психотерапевта самим взрослым человеком, свидетельствует  о том, что в детстве закладываются  не все предпосылки развития личности. Эти предпосылки могут развиваться  всю жизнь в процессе социализации и ресоциализации, и, по образному выражению В.Франкла, представителя гуманистической школы психологии, «...пока человек не умер, он своего последнего слова не сказал...» (Человек в поисках смысла. - М., 1990). Если для социального развития невротика важным оказывается детство как особый этап жизни, в котором были заложены источники будущих социальных патологий, то для нормального, полноценно развивающегося индивида особенно важным является именно взрослость, характеризующая этап наивысшего расцвета его социального развития и достижений.

Л.И.Анцыферова, анализируя изучение креативных сил человека в борьбе с деформирующими социально-психологическими условиями, обратила особое внимание на концепцию Г.Оллпорта о функциональной автономии мотивов взрослого человека. По Оллпорту, мотивы личности развиваются на протяжении жизни и постепенно становятся независимыми от детских мотивов. Чем более независимы мотивы взрослого человека от его детских мотивов, тем выше уровень социального развития. Соответственно и уровень психического здоровья людей зависит от того, насколько их свойства выступают независимыми от черт, проявляющихся в детстве.

Следующий стереотип понимания  социального развития человека также  связан с двумя первыми и определяется как абсолютизация факторов предопределенности (психологический фатализм). Он включает представления о том, что индивидуальное развитие личности не содержит в себе возможности различных вариантов, все предопределено сценарным программированием, основы которого заложены генетически и транслируются через специфику поведения индивидуальности, провоцирующей систему обстоятельств, в которые неизбежно попадает данный человек. Сам человек рассматривается как объект собственной генетической предопределенности.

Данный стереотип связан с тем, что генетические коды индивидуальности не совсем ясны и не расшифрованы окончательно современной наукой, хотя вполне понятно, что генетика, безусловно, оказывает  существенное влияние не только на внешние, но и на внутренние, психологические  признаки человека. Можно в связи  с этим возвратиться к давнему  спору медиков, психологов, педагогов  и философов о влиянии наследственности и среды. Однако уникальные исследования человеческих судеб, изучение людей  в контексте их жизни показали, что человек является субъектом  собственного развития, он способен к  саморазвитию. В связи с этим ни процесс, ни результат развития не могут  рассматриваться как однонаправленные, ведущие к одному и тому же феномену. Личность в состоянии изменить направление  своего развития, принять кардинальные жизненные решения, строить новые  жизненные планы. Конечно, всегда были люди, которые относились к себе как к объекту судьбы со всеми  социальными следствиями такого отношения. Однако наши современники все  в большей степени стремятся  и психологически готовы к тому, чтобы брать на себя ответственность  за события своей жизни и принимать  решения, определяющие новые направления  собственного социального развития.

Стереотип абсолютизации  задатков и способностей наиболее широко распространен среди педагогов и родителей, убежденных в том, что задатки обязательно разовьются в определенные способности. Здесь следует отметить, что задатки неспецифичны по отношению к способностям, и мы далеко не всегда можем точно сказать, какие именно способности следует развивать у данного ребенка. Кроме того, необходимо, чтобы у последнего возникло желание, появились потребности такого развития. Как часто мы можем встретить человека, закончившего, например, музыкальную школу и имевшего определенные музыкальные способности, который впоследствии никогда больше не прикасался к музыкальному инструменту. В то же время уместно задаться вопросом: «Всегда ли следует останавливать человека, увлеченного деятельностью, к которой у него нет, на первый взгляд, способностей?» Вспомним Д.Карнеги, у которого не было социальных способностей, но было желание их развить. Он достиг существенных социальных и личностных результатов, целенаправленно прилагая соответствующие усилия.

Стереотип неограниченных возможностей человека является самым распространенным стереотипом понимания сущности социального развития. Он связан с неосторожным и некритическим использованием психологических знаний, полным игнорированием принципа относительности психологических феноменов и преобладанием абстрактного подхода к анализу явления над конкретным. Возможности рассматриваются абстрактно, безотносительно к реальному человеку, живущему в реальном мире. Мы часто слышим об уникальных возможностях человеческого мозга безотносительно к конкретному человеку; о невероятных возможностях физического развития и т.д. Пока речь идет только об исключительных случаях. Однако всякий человек, стремящийся максимально реализовать свои возможности, должен понимать, что существуют и ограничения, связанные с возрастом, физическими и психологическими особенностями, различными обстоятельствами и т.д. Более того, в гуманистической психологии понимание ограничений выступает субъективным фактором реализации человеком своих возможностей (!) Для достижения социальной самоидентификации, т.е. способности личности выбирать именно то, что ей более всего подходит и соответствует, необходимо понимать свои ограничения и, по возможности, работать с ними.В большинстве случаев стереотипы понимания социального развития человека встречаются в связи с широким интересом к психологии как знанию, способному помочь человеку в решении его личностных проблем. Можно сказать, что данные стереотипы есть лишь интерпретация и обобщение определенных явлений, рассматриваемых вне контекста их изучения специалистами. Стереотипы существуют обычно на уровне здравого смысла - общепринятых способов объяснения явлений. При этом источником стереотипизации представлений часто выступают средства массовой коммуникации. С одной стороны, стереотипы облегчают процесс интерпретации действительности, с другой - могут служить источником серьезных заблуждений субъекта о себе и окружающих его людях.

Особенности социального  развития человека изучались с точки  зрения целостности процесса и с  использованием различных моделей. Среди их многообразия наиболее употребительными являются следующие четыре модели социального развития. Первая модель - эволюционная. Она связана с представлениями о том, что развитие есть плавный, постепенный, медленный процесс изменений и преобразований. Сторонники данной модели предполагают, что она отражает нормальный путь развития человека. Наличие же в реальном социальном развитии кризисов указывает на нерешенные социальные проблемы. Так, например, подростковый кризис социального развития наблюдается только в цивилизованных странах. У народов, ведущих образ жизни, приближенный к первобытному, данного кризиса нет, и переход из детства к взрослости осуществляется постепенно, но стабильно (М.Мид).

Есть предположения, что некоторые  кризисные периоды в развитии человека провоцируются не внутренними  обстоятельствами, но факторами социального  контроля, который сам по себе является слишком ригидной и сложной системой социального давления. В самом  деле, если исследовать только динамику социального контроля от одной исторической эпохи к другой, мы можем заметить его относительную временную  адаптивность к процессам социального  развития человека. Так, например, психологическое  давление социального контроля в  средние века вынуждало значительную часть населения следовать такими путями социального развития, которые  приводили к деструктивному социальному  поведению (в современной терминологии). В течение времени, с развитием  общества как социальной и психологической  системы, социальный контроль также  развивается и становится более  гибким, а способы социальной регуляции  обусловливают более свободное  поведение субъектов взаимодействия и способствуют в большей степени  эволюционному социальному развитию человека.

И все же кризисы, которые с относительной  неизбежностью переживают и преодолевают люди в процессе своей жизни, чаще всего рассматриваются как нормативное  психологическое явление. Развитие может проходить бурно и кризисно, с трудностями, конфликтами. При  этом конфликты могут быть как  с окружающими людьми, так и  внутриличностные. И далеко не все изменения в человеке происходят плавно и постепенно. Многие из них носят скачкообразный характер, хотя они обычно контролируются самой личностью и не вызывают эмоциональных срывов при высоком уровне самоконтроля. Такая модель социального развития получила название кризисной или скачкообразной. В соответствии с данной моделью социальное развитие человека рассматривается как поэтапный процесс, причем переход от одного этапа к другому определяется кризисом - преобразованием, который имеет нормативный, социальный и возрастной аспекты.

Информация о работе Социальное развитие человека