Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа
Цель исследования: обосновать социально-психологическую помощь на основе социально-психологических проблем, наиболее сильно влияющих на степень конфликтности молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Объект исследования: социально-психологические проблемы молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь молодой семье в решении социально-психологических проблем.
Задачи исследования:
Описать социально-психологические особенности молодой семьи;
Изучить общую рассогласованность представлений о семейных ценностях у супругов в семьях двух типов;
Выявить рассогласованность в ролевых ожиданиях супружеских пар с детьми и без детей;
Введение………………………………………………………………………………………….
1. Молодая семья: понятие и основные проблемы……………………………………………
1.1 Теоретический подход к понятию «молодая семья»………………………………………
1.1.1 Проблемы адаптации в молодой семье…………………………………………………..
1.1.2 Функционально-ролевая совместимость молодых супругов..........................................
1.2 Изменение взаимоотношений супругов с появлением ребенка………………………….
1.2.1 Формирование треугольника отношений: определение понятия «триангуляция»…..
1.3 Семейные конфликты и их разрешение…………………………………………………..
1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей двух категорий……………..
1.3.1 Понятие и сущность социально-психологической помощи…………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………
Существуют два вида конфликтов – легкоразрешимые и трудноразрешимые. Легкоразрешимыми можно считать те конфликты, в которых сразу же устраняется причина, их вызвавшая. При трудноразрешимых конфликтах причина остается, единые позиции супругов по семейным проблемам не складываются длительное время. Степень разрешения конфликта зависит в первую очередь от его причины, культуры семейных отношений и воспитанности супругов. Например, проблемы семейного бюджета могут вызвать немало неприятных столкновений по поводу покупок и предстоящего использования полученных денег. Воспитанные люди намечают план очередных расходов в течение полугодия, года, меры экономии. Этим конфликт исчерпывается. У людей низкой культуры дело доходит до парадокса: муж утаивает часть денег, а иногда каждый из супругов начинает расходовать свою зарплату так, как считает необходимым. В этом случае конфликт усугубляется и затягивается.
Разрешению конфликтов способствует опыт супружеской жизни, привычка друг к другу, – то, что обозначают словами «притерпелись», «приноровились», привыкли не замечать недостатков друг друга [ ]. Кроме того, важно знание особенностей личности, понимание супругами своих недостатков и стремление от них избавиться, умение прощать ошибки любимого и помогать их исправить.
Конфликты разрешаются легче, если есть общность духовных интересов и потребностей, супруги удовлетворены интимными отношениями, своими детьми, заботой об их воспитании. Но главное для разрешения конфликта – разумный подход к делу, к сути вопроса. Надо идти навстречу друг другу, критически отнестись к своему поведению, проанализировать свои запросы и требования. Чаще всего преодолеть конфликт помогает удовлетворенность семейной жизнью. Если в целом такая удовлетворенность есть, конфликты разрешаются быстрее и постепенно исчезают, если же ее нет, учащаются и приобретают затяжной характер. Любой конфликт считается разрешенным, если устранена причина, его вызвавшая; выработано единое, приемлемое для обеих сторон решение, которое добросовестно выполняется всеми членами семьи; спадает напряжение, и восстанавливаются добрые, внимательные, нежные отношения.
Иногда конфликт разрешить сразу невозможно. Поэтому вырабатывается общая линия поведения, один берет на себя обязанность не совершать отрицательных действий, а другой – быть снисходительным к слабостям супруга, однако каждый раз в тактичной форме высказывать свое негативное отношение к ним. Такой конфликт называется временно разрешенным. В этом случае следует четко договориться о конечных результатах соглашения. Например, научиться самообладанию, отказаться от грубых слов, отвыкнуть от той или иной привычки. Затем определяется способ переделки себя, перестройки своих установок, привычек, потребностей. Необходимо, в частности, отказаться от оправдательных мотивов неправильного поведения. Это будет способствовать разрушению личностных недостатков.
Таким образом, все семьи прибегают к ссорам или конфликтам, однако каждая семейная пара выбирает свои способы разрешения конфликтов. Для того, чтобы в дальнейшем разработать программу социально-психологической помощи молодым семьям, в первую очередь нужно разобраться какие социально-психологические проблемы возникают в семьях двух категорий.
1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей
двух категорий
Важное место в структуре трудностей молодой семьи занимают психологические проблемы, при этом не всегда супруги способны их осознать и самостоятельно с ними справиться. Структурируя супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию [ ]:
Психологический климат в молодой семье может существенно осложняться в том случае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет. Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины.
Рождение ребенка, особенно первенца, — одно из наиболее значительных событий в жизни семьи, но вместе с радостью к молодым родителям приходят сотни новых маленьких и больших проблем. Это событие неминуемо приводит к резкому изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными и таинственными социальными ролями — ролями отца и матери. Основные проблемы молодых семей, связанные с появлением первого ребенка:
1. Выбор собственного стиля поведения по отношению к ребенку. Супруги зачастую оказываются в ситуации неопределенности, предоставляющей широкие возможности для переживания чувства вины, страха, неуверенности в себе и т. д. Эти ощущения усиливаются еще и тем, что кругом только и говорят о том, что нужно быть хорошими родителями, нельзя ни в коем случае избаловать ребенка и т. п.
2. Сложность
распределения обязанностей
3. Резкое уменьшение
свободного времени, и в
4. С рождением
ребенка значительно
5. Не меньше проблем возникает в молодой семье во взаимоотношениях с родственниками, прежде всего, это бабушки и дедушки ребенка. Часто встает вопрос о том, как оптимально распределить усилия по уходу и воспитанию малыша между родителями и представителями старшего поколения?
6. Выбор единого
стиля воспитания. По данным социологов,
конфликты между супругами по
поводу воспитания детей
7. Появляется
дисгармония сексуальных
8. Проблема жилья.
9. Хозяйственно — бытовые проблемы.
Таким образом, молодая семья может иметь ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. С рождением ребенка новыми проблемами становится: выбор собственного стиля поведения по отношению к ребенку; склонность распределения обязанностей; резкое уменьшение свободного времени; проблема во взаимоотношениях с родственниками; выбор единого стиля воспитания; дисгармония сексуальных отношений.
1.3.2 Понятие
и сущность социально-
В работе с семьями
разного типа наиболее полно раскрываются
профессиональные качества социального
работника как социального
Социальный работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать клиента (семью) на самопомощь, а также осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.
Социально-психологическая помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социальной работой. Психотерапия осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической подготовкой.
Цель
социально-психологической
Алгоритм оказания
социально-психологической
Рассмотрим процесс оказания социально-психологической помощи. Методы, применяемые в терапии молодой семьи, можно разделить на пять категорий: образный подход, социометрический, поведенческий, проблемный и интегративный.
Базисной техникой образного подхода используется метод ранних воспоминаний А. Адлера, для оценки жизненного стиля клиента в контексте его социального окружения. Одного из супругов просят вспомнить какое-либо семейное событие и описать его, как будто оно происходит сейчас; затем предлагают проинтерпретировать свои воспоминания [ ]. Психосоциальный работник оценивает характеристики жизненных стилей клиентов, сходство и различие их потребностей и ожиданий.
Социометрические
техники применяются для
· семейная социограмма – метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии;
· генограмма – метод описания истории семьи с помощью графических символов;
· семейное пространство – метод описания взаимоотношений пространства и эмоций в данной семейной системе с помощью рисования плана дома;
· семейная скульптура – метод определения места супругов во внутрисемейной системе отношений;
· игры – метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе совместной деятельности.
В поведенческом подходе используются свободные ассоциации, работа со сновидениями, активное экспериментирование; это позволяет оценить образы внутрисемейного общения молодых супругов, предписывание ролей.
Проблемный подход направлен на выявление и изучение способностей семьи справляться с определенными задачами, в то время как интегративный объединяет в себе различные диагностические схемы.
Подводя итоги вышесказанного, можно сделать вывод о том, что молодые семьи, в силу неподготовленности к совместной жизни, оказываются не в состоянии решить накопившиеся проблемы самостоятельно, именно поэтому немалое место в системе социальной работы занимает социально-психологическая помощь молодым семьям. Специалистами по социальной работе оказывается систематичная помощь, достигаемая по средствам применения определенных технологий, использования различных методик, позволяющая сохранить брак и обеспечить полноценное функционирование молодых семей.
Выводы по первой главе
Определением понятия «молодая семья» занимались многие специалисты, однако все они убеждены в одном, что основные трудности семья проходит на стадии адаптации и распределения ролей в семье. Период адаптации проходит менее болезненно, если более или менее согласованы роли и функции в семье. Функционально-ролевая совместимость основана, прежде всего, на благоприятном соотношении, близости представлений о том, каковы отведены им роли в семейной жизни, схема отношений, взаимные требования.
Особый период в жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление ребенка можно назвать серьезным фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо ведет к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.
Информация о работе Социально-психологическая помощь молодым семьям, имеющим и не имеющим детей