Социально-психологическая помощь молодым семьям, имеющим и не имеющим детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: обосновать социально-психологическую помощь на основе социально-психологических проблем, наиболее сильно влияющих на степень конфликтности молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Объект исследования: социально-психологические проблемы молодых семей, имеющих и не имеющих детей.
Предмет исследования: социально-психологическая помощь молодой семье в решении социально-психологических проблем.
Задачи исследования:
Описать социально-психологические особенности молодой семьи;
Изучить общую рассогласованность представлений о семейных ценностях у супругов в семьях двух типов;
Выявить рассогласованность в ролевых ожиданиях супружеских пар с детьми и без детей;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….
1. Молодая семья: понятие и основные проблемы……………………………………………
1.1 Теоретический подход к понятию «молодая семья»………………………………………
1.1.1 Проблемы адаптации в молодой семье…………………………………………………..
1.1.2 Функционально-ролевая совместимость молодых супругов..........................................
1.2 Изменение взаимоотношений супругов с появлением ребенка………………………….
1.2.1 Формирование треугольника отношений: определение понятия «триангуляция»…..
1.3 Семейные конфликты и их разрешение…………………………………………………..
1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей двух категорий……………..
1.3.1 Понятие и сущность социально-психологической помощи…………………………….
Выводы по первой главе…………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЧИСТОВИК.doc

— 540.00 Кб (Скачать файл)

Существуют  два вида конфликтов – легкоразрешимые  и трудноразрешимые. Легкоразрешимыми можно считать те конфликты, в  которых сразу же устраняется  причина, их вызвавшая. При трудноразрешимых конфликтах причина остается, единые позиции супругов по семейным проблемам не складываются длительное время. Степень разрешения конфликта зависит в первую очередь от его причины, культуры семейных отношений и воспитанности супругов. Например, проблемы семейного бюджета могут вызвать немало неприятных столкновений по поводу покупок и предстоящего использования полученных денег. Воспитанные люди намечают план очередных расходов в течение полугодия, года, меры экономии. Этим конфликт исчерпывается. У людей низкой культуры дело доходит до парадокса: муж утаивает часть денег, а иногда каждый из супругов начинает расходовать свою зарплату так, как считает необходимым. В этом случае конфликт усугубляется и затягивается.

Разрешению  конфликтов способствует опыт супружеской жизни, привычка друг к другу, – то, что обозначают словами «притерпелись», «приноровились», привыкли не замечать недостатков друг друга [ ]. Кроме того, важно знание особенностей личности, понимание супругами своих недостатков и стремление от них избавиться, умение прощать ошибки любимого и помогать их исправить.

Конфликты разрешаются  легче, если есть общность духовных интересов  и потребностей, супруги удовлетворены  интимными отношениями, своими детьми, заботой об их воспитании. Но главное  для разрешения конфликта – разумный подход к делу, к сути вопроса. Надо идти навстречу друг другу, критически отнестись к своему поведению, проанализировать свои запросы и требования. Чаще всего преодолеть конфликт помогает удовлетворенность семейной жизнью. Если в целом такая удовлетворенность есть, конфликты разрешаются быстрее и постепенно исчезают, если же ее нет, учащаются и приобретают затяжной характер. Любой конфликт считается разрешенным, если устранена причина, его вызвавшая;  выработано единое, приемлемое для обеих сторон решение, которое добросовестно выполняется всеми членами семьи; спадает напряжение, и восстанавливаются добрые, внимательные, нежные отношения.

Иногда конфликт разрешить сразу невозможно. Поэтому  вырабатывается общая линия поведения, один берет на себя обязанность не совершать отрицательных действий, а другой – быть снисходительным к слабостям супруга, однако каждый раз в тактичной форме высказывать свое негативное отношение к ним. Такой конфликт называется временно разрешенным. В этом случае следует четко договориться о конечных результатах соглашения. Например, научиться самообладанию, отказаться от грубых слов, отвыкнуть от той или иной привычки. Затем определяется способ переделки себя, перестройки своих установок, привычек, потребностей. Необходимо, в частности, отказаться от оправдательных мотивов неправильного поведения. Это будет способствовать разрушению личностных недостатков.

Таким образом, все семьи прибегают к ссорам или конфликтам, однако каждая семейная пара выбирает свои способы разрешения конфликтов. Для того, чтобы в дальнейшем разработать программу социально-психологической помощи молодым семьям, в первую очередь нужно разобраться какие социально-психологические проблемы возникают в семьях двух категорий.

 

1.3.1 Социально-психологические проблемы молодых семей

двух  категорий

Важное место  в структуре трудностей молодой  семьи занимают психологические  проблемы, при этом не всегда супруги  способны их осознать и самостоятельно с ними справиться. Структурируя супружеские проблемы, Ю.Е. Алешина приводит список проблем, являющихся наиболее частыми поводами для обращения в консультацию [ ]:

    • конфликты, связанные с распределением супружеских ролей и обязанностей;
    • проблемы, связанные с различиями во взглядах на семейную жизнь;
    • сексуальные проблемы;
    • сложности и конфликты во взаимоотношениях супружеской пары с родителями одного или обоих супругов;
    • проблемы власти и влияния в супружеских взаимоотношениях;
    • отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения;
    • болезнь одного из супругов, проблемы и трудности, вызванные необходимостью адаптации семьи к заболеванию, негативным отношением к себе и окружающим самого больного или членов семьи.

Психологический климат в молодой семье может  существенно осложняться в том случае, если молодая пара вынуждена жить вместе с родителями. Существуют в молодых семьях и социально-психологические сложности с умением распределять бюджет. Отдельную психологическую проблему представляет собой несовпадение представлений мужа и жены относительно профессиональной карьеры женщины.

Рождение ребенка, особенно первенца, — одно из наиболее значительных событий в жизни  семьи, но вместе с радостью к молодым  родителям приходят сотни новых  маленьких и больших проблем. Это событие неминуемо приводит к резкому изменению стиля  жизни семьи, сформировавшихся у обоих супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными и таинственными социальными ролями — ролями отца и матери. Основные проблемы молодых семей, связанные с появлением первого ребенка:

1. Выбор собственного  стиля поведения по отношению к ребенку. Супруги зачастую оказываются в ситуации неопределенности, предоставляющей широкие возможности для переживания чувства вины, страха, неуверенности в себе и т. д. Эти ощущения усиливаются еще и тем, что кругом только и говорят о том, что нужно быть хорошими родителями, нельзя ни в коем случае избаловать ребенка и т. п.

2. Сложность  распределения обязанностей между  супругами по отношению к новому  члену семьи. Естественное изменение  в распределении супружеских  ролей в этой ситуации —  сдвиг их в сторону более традиционных, где жена в основном занята домом и детьми, а муж осуществляет все контакты семьи с внешним миром.

3. Резкое уменьшение  свободного времени, и в особенности  проводимого совместно. Если раньше  супруги вместе ходили в кино, театры, в гости, то теперь если кому-то из них в свободную минуту и удается куда-нибудь вырваться, то это приходится часто делать в одиночку, поскольку кто-то из супругов должен оставаться с ребенком, особенно если нет родителей или родственников, которые на время могут их подменить.

4. С рождением  ребенка значительно ухудшается  материальное положение семьи.  И дело здесь не в том,  что ребенок требует определенных  материальных затрат, хотя эти  затраты весьма велики и возрастают  с каждым годом, но прежде  всего из-за необходимости матери оставить работу в первые годы жизни малыша.

5. Не меньше  проблем возникает в молодой  семье во взаимоотношениях с  родственниками, прежде всего, это  бабушки и дедушки ребенка.  Часто встает вопрос о том,  как оптимально распределить усилия по уходу и воспитанию малыша между родителями и представителями старшего поколения?

6. Выбор единого  стиля воспитания. По данным социологов, конфликты между супругами по  поводу воспитания детей занимают  одно из первых мест. Воспитание  детей, конфликты между супругами по поводу педагогических позиций каждого — прекрасное поле битвы, на котором выясняются фактически не педагогические проблемы, а супружеские отношения, взаимные обиды. Эти конфликты и столкновения родителей, неприятие мнения другого, стремление это мнение оспорить и предложить свое решение создают в семье ситуацию неопределенности, отсутствия единства требований к ребенку.

7. Появляется  дисгармония сексуальных отношений.

8. Проблема жилья.

9. Хозяйственно  — бытовые проблемы.

Таким образом, молодая семья может иметь ряд проблем. Основными из них являются материально-бытовые и жилищные проблемы; психологические проблемы; проблема трудоустройства молодых супругов. С рождением ребенка новыми проблемами становится: выбор собственного стиля поведения по отношению к ребенку; склонность распределения обязанностей; резкое уменьшение свободного времени; проблема во взаимоотношениях с родственниками; выбор единого стиля воспитания; дисгармония сексуальных отношений.

 

1.3.2 Понятие  и сущность социально-психологической помощи

В работе с семьями  разного типа наиболее полно раскрываются профессиональные качества социального  работника как социального педагога и психолога, экономиста, юриста и  просто человека. Реальная помощь семье  может быть оказана только при сочетании социальной и психологической работы.

Социальный  работник должен уметь психологически грамотно вести прием, беседу, переговоры, тактично оказывать помощь и ориентировать  клиента (семью) на самопомощь, а также  осуществлять первичную психологическую поддержку клиента. Для этого ему необходимы знания психологических особенностей социальной работы с различными категориями семей и психологических возможностей по устранению возникающих у них проблем, умение оценить уровень благополучия конкретной семьи, ее психологического здоровья. Социальный работник должен не только помогать семье преодолевать трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая за справедливым распределением государственной и гуманитарной помощи, но и учить членов семьи самопомощи и взаимопомощи, которые помогут им обеспечить себе достойную жизнь.

Социально-психологическая  помощь является тем понятием, которое  включает пограничную область между  психотерапией и социальной работой. Психотерапия осуществляется, как правило, психологами или психиатрами и социальными работниками с дополнительной терапевтической  подготовкой.

Цель  социально-психологической помощи – освободить членов семьи от бессознательных невротических защит, подготовить супругов к полноценной семейной жизни, обеспечить индивидуальное и семейное развитие [ ].

Алгоритм оказания социально-психологической помощи является классическим: первым этапом является получение информации о  проблемах конкретной семьи и проведение диагностики, затем следует определение целей помощи, прогнозирование и, наконец, непосредственно выбор методики оказания помощи клиенту.

Рассмотрим  процесс оказания социально-психологической помощи. Методы, применяемые в терапии молодой семьи, можно разделить на пять категорий: образный подход, социометрический, поведенческий, проблемный и интегративный.

Базисной техникой образного подхода используется метод ранних воспоминаний А. Адлера, для оценки жизненного стиля клиента  в контексте его социального окружения. Одного из супругов просят вспомнить какое-либо семейное событие и описать его, как будто оно происходит сейчас; затем предлагают проинтерпретировать свои воспоминания [ ]. Психосоциальный работник оценивает характеристики жизненных стилей клиентов, сходство и различие их потребностей и ожиданий.

Социометрические  техники применяются для исследования взаимоотношения ролей и функций  в семейной системе с выделением значения деятельности одного супруга  для другого. Наибольшее распространение  получили следующие методики:

·       семейная социограмма – метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии;

·        генограмма – метод описания истории семьи с помощью графических символов;

·        семейное пространство – метод описания взаимоотношений пространства и эмоций в данной семейной системе с помощью рисования плана дома;

·        семейная скульптура – метод определения места супругов  во внутрисемейной системе отношений;

·        игры – метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе совместной деятельности.

В поведенческом  подходе используются свободные  ассоциации, работа со сновидениями, активное экспериментирование; это позволяет  оценить образы внутрисемейного  общения молодых супругов, предписывание  ролей.

Проблемный подход направлен на выявление и изучение способностей семьи справляться с определенными задачами, в то время как интегративный объединяет в себе различные диагностические схемы.

Подводя итоги  вышесказанного, можно сделать вывод  о том, что молодые семьи, в силу неподготовленности к совместной жизни,  оказываются не в состоянии  решить накопившиеся проблемы самостоятельно, именно поэтому немалое место в системе социальной работы занимает социально-психологическая помощь молодым семьям. Специалистами по социальной работе оказывается систематичная помощь, достигаемая по средствам применения определенных технологий, использования различных методик, позволяющая сохранить брак и обеспечить полноценное функционирование молодых семей.

 

Выводы  по первой главе

Определением понятия «молодая семья» занимались многие специалисты, однако все они убеждены в одном, что основные трудности семья проходит на стадии адаптации и распределения ролей в семье. Период адаптации проходит менее болезненно, если более или менее согласованы роли и функции в семье. Функционально-ролевая совместимость основана, прежде всего, на благоприятном соотношении, близости представлений о том, каковы отведены им роли в семейной жизни, схема отношений, взаимные требования.

Особый период в жизни молодой семьи наступает после рождения ребенка-первенца. Появление ребенка можно назвать серьезным фактором, который ведет к серьезным изменениям в жизни семьи. Это событие неминуемо ведет к изменению стиля жизни семьи, сформировавшихся у супругов интересов и привычек, к необходимости овладения трудными социальными ролями отца и матери.

Информация о работе Социально-психологическая помощь молодым семьям, имеющим и не имеющим детей