Социально-психологический климат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение социально-психологического климата в коллективе.
Поставленная цель достигается посредством следующих задач:
• Дать понятие социально-психологического климата в коллективе;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты психологического климата в коллективе
1.1 Понятие социально-психологического климата
1.2 Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3 Конфликты в коллективе
Глава 2. Исследование социально-психологического климата
2.1 Используемые методы исследования проблемы. Описание методики
2.2 Рекомендации менеджеру по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Заключение
Список использованных ресурсов

Вложенные файлы: 1 файл

курсюпо психологии.doc

— 163.00 Кб (Скачать файл)

 

— недостаточность навыков ведения  переговоров и выработки компромисса, тенденция к использованию неэффективных стратегий.

 

В конфликтной ситуации ее участники  оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в данной ситуации:

 

1) путь «борьбы», направленной на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого;

 

2) уход от конфликта;

 

3) ведение переговоров с целью  найти приемлемое для обеих  сторон решение возникшей проблемы.

 

Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Один из используемых в конфликтологии практических подходов к классификации стратегий конфликтного взаимодействия (авторы У. Томас и Р. Килмен) берет за основу степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и на сохранение взаимоотношений, и на основании этих двух переменных выделяет пять видов стратегий .

 

1. Доминирование — стремление  добиться удовлетворения своих  интересов в ущерб сохранению  взаимоотношений.

 

2. Уступчивость — в противоположность  конкуренции означает принесение собственных интересов в жертву ради поддержания взаимоотношений.

 

3. Уход, для которого характерно  как отсутствие стремления к  кооперации, так и отсутствие  тенденции к достижению собственных  целей, из-за чего, собственно, и  произошел конфликт

 

4. Компромисс, характеризующийся тактикой  второстепенных уступок.

 

5. Сотрудничество — когда участники  ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы  обеих сторон и сохраняющей  взаимоотношения между ними.

 

Выбор той или иной стратегии поведения участником конфликта определяется особенностями ситуации, поведением его партнеров, а также его собственными личностными особенностями. Было бы неверным однозначно рассматривать какие-то из упомянутых стратегий как неэффективные. В конкретных обстоятельствах любая из них может оказаться адекватным выходом из конфликтной ситуации. Это не означает, однако, что, анализируя «цену» тех или иных решений, мы не можем выделить среди них приоритетные.

 

В сущности, только переговорный процесс, направленный на выработку компромиссных или интегративных решений, сегодня рассматривается специалистами как действенный процесс разрешения конфликтной ситуации. Путь ухода от конфликта, будь то стратегия избегания или уступчивости, расценивается как признак «нежизнеспособности», то есть в данном случае — неумения решать свои проблемы. Путь доминирования, «жесткой борьбы» или «мягкой» напористости, имеющий негативные последствия для отношений участников ситуации, в достаточной мере обнаружил свою несостоятельность на всех уровнях человеческого общения — от международных отношений до частной жизни людей. Доминирование и борьба могут обеспечить человеку решение проблемы в своих интересах, но ценой отношений с партнером. Уход от конфликта и конфликтного взаимодействия может сохранить или даже улучшить отношения, но ценой отказа от собственных интересов или позиции, которую человек защищает. И только интегративно-компромиссный подход при его эффективной реализации дает возможность одновременно решить проблему и сохранить отношения, что и считается подлинным успешным решением конфликта.

 

 

ГЛАВА 2. Исследование климата в  коллективе

 

2.1 Используемые методы исследования  проблемы. Описание одной из методик

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДЕКСА ГРУППОВОЙ  СПЛОЧЕННОСТИ СИШОРА Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, - можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще это сделать с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма - 19 баллов, минимальная - 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? 1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5). 2. Участвую в большинстве видов деятельности (4). 3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3). 4. Не чувствую, что являюсь членом группы (2). 5. Живу и существую отдельно от нее (1). 6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1). П. Перешли бы Вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)? 1. Да, очень хотел бы перейти (1). 2. Скорее, перешел бы, чем остался (2). 3. Не вижу никакой разницы (3). 4. Скорее всего, остался бы в своей группе (4). 5. Очень хотел бы остаться в своей группе (5). 6. Не знаю, трудно сказать (1). III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4. Не знаю, трудно сказать (1). IV. Какие у Вас взаимоотношения с руководством? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4. Не знаю (1). V. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в Вашем коллективе? 1. Лучше, чем в большинстве коллективов (3). 2. Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2). 3. Хуже, чем в большинстве коллективов (1). 4. Не знаю (1).

 

ОЦЕНКА УРОВНЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ (тест В.Ф. Ряховского) Тест содержит возможность  определить уровень коммуникабельности человека. Отвечать на вопросы следует  используя три варианта ответов - "да", "иногда" и "нет". Инструкция: "Вашему вниманию предлагается несколько простых вопросов. Отвечайте быстро, однозначно: "да", "нет", "иногда".

 

ТЕКСТ ОПРОСНИКА 

 

1. Вам предстоит ординарная или  деловая встреча. Выбивает ли  Вас ее ожидание из колеи? 

 

2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение-выступить с докладом, сообщением, информацией на каком-либо совещании, собрании или тому подобном мероприятии?

 

3. Не откладываете ли Вы визит  к врачу до последнего момента? 

 

4. Вам предлагают выехать в  командировку в город, где Вы  никогда не бывали. Приложите  ли Вы максимум усилий, чтобы  избежать этой командировки?

 

5. Любите ли Вы делиться своими  переживаниями с кем бы то  ни было?

 

6. Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый  человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время, ответить на какой-то вопрос)?

 

7. Верите ли Вы, что существует  проблема "отцов и детей"  и что людям разных поколений  трудно понимать друг друга? 

 

8. Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть деньги, которые занял несколько месяцев назад?

 

9. В ресторане либо в столовой  Вам подали явно недоброкачественное  блюдо. Промолчите ли Вы, лишь  рассерженно отодвинув тарелку? 

 

10. Оказавшись один на один  с незнакомым человеком. Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

 

11. Вас приводит в ужас любая  длинная очередь, где бы она  ни была (в магазине, библиотеке, кассе кинотеатра). Предпочитаете  ли Вы отказаться от своего  намерения или встанете в хвост и будете томиться в ожидании?

 

12. Боитесь ли Вы участвовать  в какой-либо комиссии по рассмотрению  конфликтных ситуаций?

 

13. У Вас есть собственные  сугубо индивидуальные критерии  оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений на этот счет Вы не приемлете. Это так?

 

14. Услышав где-либо в кулуарах  высказывание явно ошибочной  точки зрения по хорошо известному  Вам вопросу, предпочитаете ли  Вы промолчать и не вступать  в разговор?

 

15. Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

 

16. Охотнее ли Вы излагаете  свою точку зрения (мнение, оценку) в письменной форме, чем в  устной? Оценка ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков.

 

Полученные очки суммируются, и  по классификатору определяется, к  какой категории относится испытуемый.

 

КЛАССИФИКАТОР ТЕСТА 

 

30-31 очко. Вы явно некоммуникабельны,  и это Ваша беда, так как  больше всего страдаете от  этого Вы сами. Но и близким  Вам людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует групповых усилий. Старайтесь быть общительнее, контролируйте себя.

 

25-29 очков. Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, поэтому  у Вас мало друзей. Новая работа  и необходимость новых контактов если и не ввергают Вас в панику, то надолго выводят из равновесия. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо сильной увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться.

 

19-24 очков. Вы в известной степени  общительны и в незнакомой  обстановке чувствуете себя вполне  уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно. В Ваших высказываниях порой слишком много сарказма, без всякого на то основания. Эти недостатки исправимы.

 

14-18 очков. У вас нормальная  коммуникабельность. Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении, отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение.

 

9-13 очков. Вы весьма общительны (порой, быть может, даже сверх  меры). Любопытны, разговорчивы, любите  высказываться по разным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение  окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми. Любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите. Чего Вам недостает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы можете себя заставить не отступать.

 

4-8 очков. Вы, должно быть, "рубаха-парень". Общительность бьет из Вас  ключом. Вы всегда в курсе всех  дел. Вы любите принимать участие  во всех дискуссиях, хотя серьезные  темы могут вызвать у Вас мигрень или даже хандру. Охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление. Всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. По этой самой причине руководители и коллеги относятся к Вам с некоторой опаской и сомнениями. Задумайтесь над этими фактами.

 

3 очка и менее. Ваша коммуникабельность  носит болезненный характер. Вы  говорливы, многословны, вмешиваетесь  в дела, которые не имеют к  Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны. Серьезная работа не для Вас. Людям - и на работе, и дома, и вообще повсюду - трудно с Вами. Да, Вам надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям, наконец, подумайте о своем здоровье - такой стиль жизни не проходит бесследно.

 

ТЕСТОВАЯ КАРТА КОММУНИКАТИВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Чтобы оценить стиль  общения человека с аудиторией, рекомендуем  заполнить тестовую карту коммуникативной  деятельности, разработанную на основе анкеты А.А. Леонтьева. Для этого  необходимо выступить в качестве экспертов четырем-пяти лицам, имеющим опыт общения с аудиторией. Каждый эксперт работает независимо, после чего находится усредненная оценка. Оценку проводить по предлагаемой шкале, а при обсуждении попытаться обосновать, какие действия лектора вызвали те или иные оценки.

 

 

 

Если усредненная оценка экспертов  колеблется в пределах от 45-49 баллов, то коммуникативная деятельность очень  напряженная и близкая к модели активного взаимодействия. Оратор достиг вершин своего мастерства, свободно владеет аудиторией. Как дирижер прекрасно распределяет свое внимание, все средства общения органично вплетены во взаимодействие с обучаемыми. Непосвященному может показаться, что собралась компания давно знающих друг друга людей для обсуждения последних событий. Однако, при этом все заняты общим делом, а занятия достигают поставленной цели.

 

35-44 балла - высокая оценка. Дружеская,  непринужденная атмосфера царит  в аудитории. Все участники  занятия заинтересованно наблюдают  за ведущим или обсуждают поставленный вопрос. Активно высказываются мнения, предлагаются варианты решения проблемы. Стихийность отсутствует. Ведущий корректно направляет ход беседы, не забывая отдать должное юмору и остроумию собравшихся. Всякое удачное предложение тут же подхватывается и поощряется умеренной похвалой. Занятие проходит продуктивно в активном взаимодействии сторон.

 

20-34 балла характеризуют ведущего  как вполне удовлетворительно  овладевшего приемами общения.  Его коммуникативная деятельность  довольно свободна по форме, он легко входит в контакт с аудиторией, но не все оказываются в поле его внимания. В импровизированных дискуссиях он опирается на наиболее активную часть собравшихся, остальные же выступают большей частью в роли наблюдателей. Занятие проходит оживленно, но не всегда достигает поставленной цели. Содержание занятия может непроизвольно приноситься в жертву форме общения. Здесь возможны проявления элементов моделей дифференцированного внимания и негибкого реагирования.

 

11-19 баллов - низкая оценка коммуникативной деятельности человека в аудитории. Имеет место односторонняя направленность воздействия. Незримые барьеры общения препятствуют живым контактам сторон. Аудитория пассивна, инициатива подавляется доминирующим положением ведущего. Его стиль уподобляется авторитарной или неконтактной моделям общения.

 

При очень низких оценках 7-10 баллов всякое взаимодействие с аудиторией отсутствует. Общение развивается  по моделям дикторского или гипорефлексивного  стиля. Оно обезличено, по психологическому содержанию анонимно и практически ничем не отличается от массовой публичной лекции или вещания по радио. Все функции ограничиваются лишь информационной стороной. Эффективному взаимодействию общающихся могут препятствовать самые разные факторы, известные как барьеры общения. Такие объективные факторы, как расстояние, отсутствие видимости и слышимости, - предмет анализа физиков и инженеров. Мы же будем рассматривать в дальнейшем субъективные факторы, связанные с личностями общающихся и сопутствующими общению обстоятельствами.

Информация о работе Социально-психологический климат