Социально-психологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 15:04, реферат

Краткое описание

Цель: Рассмотреть специфику социально-психологического подхода как важнейшего вопроса не только социальной психологии, но и социологии.
Задачи:
1.Раскрыть специфику социально-психологического подхода.
2.Рассмотреть социально-психологический подход к пониманию личности.

Содержание

Введение………………………………………………………………..................3
Основная часть………………………………………………………………...6-10
1. Специфика социально-психологического подхода………………………….6
2.Социально-психологический подход к пониманию личности ……………...8
Заключение………………………………………………………………………11
Список литературы………………………………………………………………13

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 27.92 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской федерации

Государственное федеральное бюджетное  образовательное 

учреждение высшего профессионального  образования

«Тобольская социально-педагогическая академия  им. Д.И. Менделеева»

филиал ТГСПА им. Д.И. Менделеева в г. Салехарде

 

 

Кафедра гуманитарных и естественнонаучных дисциплин

Реферат по дисциплине «Поликультурное образование»

на  тему: «Социально-психологический подход»

 

 

 

 

студентки ____ гр. ___ курса

заочной формы  обучения

_________________________ ________ факультета

(направление  подготовки

 «_________________________________________»)

профиль: «_________________________________»

                                                                             Ф.И.О. _____________________________________

 № зачетной  книжки_______________

                                                         преподаватель: Ф.И.О._______________________

___________________________________________

 

Салехард 2013

 

2

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………..................3

Основная часть………………………………………………………………...6-10

1. Специфика социально-психологического подхода………………………….6

2.Социально-психологический подход к пониманию личности ……………...8

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы………………………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

ВВЕДЕНИЕ

Для изучения я выбрала  тему: « Социально-психологический  подход». Социально-психологический подход при анализе социальной роли имеет большое значение для понимания социального поведения личности. Поэтому в современной психологии внимание многих исследователей концентрируется на данной проблеме, причём не только интеркционистов, но и представителей других ориентаций, например необихевиористской (Тибо и Келли), когнитивистской (Ньюком) и др. К концу 60-х годов в американской социальной психологии насчитывалоь уже много преимущественно эмпирических, но так же и теоретических исследований в данной области. Такая популярность ролевых исследований объясняется некоторыми авторами двумя обстоятельствами. Во-первых, проблема роли представляет собой большие возможности как для теоретических, так главным образом и для эмпирических исследований. Во-вторых, ролевая теория содержит такой подход к исследованию социального поведения личности, который отсутствует в других теоретических ориентациях социальной  психологии. Наибольшей известностью в данной области пользуются работы таких социальных психологов и социологов, занимающихся социально-психологической  проблематикой, как Т. Сарбин, И. Гоффман, Р. Линтон, Р. Мертон, Р. Ромметвейт, Н. Гросс и др.

В настоящее время, как  справедливо отмечает Дж. Хейс, в социальной науке имеются два типа ролевых теорий, которые он называет структуралистской и интеракционисткой. Структуралистская ролевая теория прочно стоит на социологических позициях. Теоретические основы социологической ролевой теории прочно закладывались многими авторами – М. Вебером, Г. Зиммелем, Т. Парсосом и др. Все они разрабатывали проблемы связи индивидов и общества и влияния общества на индивида. Большинство этих авторов рассматривали объективные аспекты ролевых

4

теорий и практически  не касались её субъективных сторон. Один лишь Вебер  отмечал однажды, что социология должна учитывать субъективную мотивацию исполнителя роли для объяснения его поведения.

Современные интеракционистские ролевые теории опираются на социально-психологические концепции Дж. Мида, связанные с понятием «роль», введённым им в обиход социальной психологии. Мид не дал определения понятия роли при изложении своих концепций, употребляя его как весьма аморфное и неопределённое. Фактически это понятие было взято из сферы театра или обыденной жизни, где оно использовалось как метафора для обозначения ряда феноменов социального поведения, таких как проявления схожего поведения у самых различных людей в сходных обстоятельствах. Мид применял этот термин, когда он развивал идею «понятия роли другого», для объяснения акта взаимодействия индивидов в процессе речевой коммуникации.

  В большинстве случаев роль индивида при её социально-психологическом рассмотрении связывается с его положением, статусом. При этом статус зачастую рассматривается интеракционистами не как объективное положение индивида в системе определённых социальных отношений, а прежде всего как субъективная категория, т.е. «набор» или «организация ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности индивида при исполнении им той или иной роли.

Цель: Рассмотреть специфику социально-психологического подхода как важнейшего вопроса не только социальной психологии, но и социологии.

 

 

5

Задачи:

1.Раскрыть специфику социально-психологического подхода.

2.Рассмотреть социально-психологический подход к пониманию личности.

М. Дойч и Р. Краусс отмечает, что ввиду различных подходов к пониманию роли в социальной психологии нецелесообразно пытаться искать всеобъемлющее определение, а достаточно указать те аспекты  социального поведения, которые  имеются в виду большинством авторов, когда они говорят о роли. Ссылаясь на работы Дж. Тибо и Г. Келли, а также  Р. Ромметвейта, они выделяют следующие  аспекты:

1. Роль как существующая  в обществе система ожиданий  относительно поведения индивида, занимающего определённое положение,  в его взаимодействии с другими индивидами.

2.Роль как система специфических  ожиданий по отношению к себе  индивида, занимающего определённое  положение, т.е. как он представляет  модель своего собственного поведения  во взаимодействии с другими  индивидами.

3.Роль как открытое, наблюдаемое  поведение индивида, занимающего  определённое положение.

Перейдём к рассмотрению основной цели моего реферата специфика социально-психологического подхода, о котором речь пойдёт в первой главе.

 

 

 

 

 

6

1.СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Проблема малой группы – одна из важных в социальной психологии, поскольку малая группа выступает той первичной средой, в которой личность совершает первые шаги и продолжает свой путь развития.

Очевидным становится тот  факт, что с первых дней жизни  человек связан с определёнными  малыми группами. Он не только испытывает на себе влияние, но и получает в  них и через них первую информацию о внешнем мире, а в дальнейшем организует свою деятельность.

Прежде всего, следует  отметить, что понятие «группа» может  употребляться в разных значениях. Одно из них связано с задачами социологического или демографического статистического анализа, в таком  случае выделяются произвольные объединения (группировки) людей по какому-либо общему признаку, необходимому в рамках конкретной системы этого анализа.

Другое понимание термина  «группа» имеет место в психологии, когда в результате тестовых испытаний  конструируются группы людей, давших показатели в каких-то одних пределах.

Наконец, под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком или видом совместной деятельности, помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Хотя степень такого осознания может быть различна.

 С точки зрения социологического подхода выбирается некий объективный критерий различия групп и в его рамках анализируют каждую социальную группу, её отношение с обществом, с личностями, в неё

7

входящими.                

 Для социально-психологического подхода характерен другой угол зрения. Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп, является точкой, в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны, определяет объективное место личности в системе социальной деятельности, с другой – сказывается на формировании сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей многочисленных групп.

Для социальной психологии недостаточно множество людей или  даже наличия внутри него каких-то отношений. Социальная психология исследует, прежде всего, закономерности поведения людей, обусловленные фактом их включения в реальные социальные группы. Следовательно, фокусом анализа здесь выступает именно содержательная психологическая характеристика таких групп.

Общность содержания деятельности и поведения групп порождает  и общность их психологических характеристик: групповых интересов, групповых  потребностей, групповых норм, групповых  ценностей, групповых целей, группового мнения.

Для индивида, входящего  в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через принятие именно этих характеристик, что и позволяет ему идентифицировать себя с данной группой. Доказано, что главной, чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого «мы-чувства», в отличие от другого – «они».

 

8

«Мы-чувства» выражает потребность  отличать одну общность от другой и  служит индикатором определённой социально-психологической  идентичности.

Специфика социально-психологического анализа группы именно здесь и  проявляется. Рассматриваются выделенные средствами социологии реальные социальные группы, и в них определяются те черты, которые в совокупности делают группу психологической общностью.

 

 

2.СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ЛИЧНОСТИ.

Социально-психологический  подход к пониманию личности предполагает изучение и толкование механизмов её привлечения к общественной жизни, в систему общественных отношений, обретению ею социальных качеств для самостоятельной деятельности и активности, для самопознания и самоутверждения в реальной действительности.

Анализу подвергаются такие  важные социально-психологические  проявления личности, как социальная адаптация, индивидуализация, интеграция личности, социальная деятельность, активность, статусо-ролевая реализация личности в группе, её дифференциация, нормативное  поведение и т.д. При этом учитывается, что вся сложная система общественных отношений (экономических, политических, моральных и других), в которую вовлечён каждый человек, является объективной основой формирования его личностных социально-психологических свойств, качеств и черт характера.

 

9

Личность является не только следствием, но и причиной социально-этнических действий, происходящих в данном социуме. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определённого типа общества переламываются, воспринимаются, отображаются и воспроизводятся каждым человеком по-разному, определяя его социальное качество, содержание и характер практической деятельности. Именно в процессе такой деятельности человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружающей среды, а с другой – вырабатывает своё особое отношение к миру.

Раскрытие социально-психологической структуры личности, её жизненного пути, движения в системе общественных отношений даёт возможность увидеть принципы, на основе которых формируются те или иные личностные характеристики, диагностировать социально-психологические свойства личности и влиять на них.

Т.о, понимание становления  личности в социуме с точки  зрения социальной психологии невозможно сегодня вне общественных отношений, вне взаимодействия, общения и  деятельности, активным субъектом которых  является личность. Хотя человек развивается  во взаимодействии с окружающей средой, жизнь его является индивидуальным достоянием, процесс развития личности всегда остаётся глубоко неповторимым явлением.

Относительно социально-психологических индивидуальных свойств, то они оказываются в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, коммуникативных качествах и интеллекта, потребностей и способностей человека.

 

 

10

Задатки служат предпосылкой формирования социально-психологической  личности индивидуальности. Развитость той или иной коммуникативной  характеристики, своеобразие её проявления и предопределяют социально-психологическое отличие одной личности от другой, оригинальность общения и взаимодействия в социуме.

Следовательно, можно вести  речь о индивидуальном социально-психологическом отражении существующих социальных отношений между людьми и социальных сообществ, возникающих на почве этих отношений. Речь идёт о устойчивости индивидуально-специфической системе социально-психологических средств, приёмов, методов восприятия и отражения человеком социальных отношений.

Причём люди с разными  индивидуально-типологическими характеристиками нервной системы, разной структурой коммуникативных способностей, темперамента, характера добиваются одинаковой эффективности восприятия и отображения реальности различными способами. Одновременно индивидуальное социально-психологическое отражение может быть не оптимальным с точки зрения эффективности регуляции социального процесса.

 

 

 

 

 

 

 

11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории социальной психологии уделялось большое внимание исследованиям различных характеристик групп, их воздействия на индивида и т.д. Это даёт основание заключить, что существует несколько характерных черт этих исследований. Во-первых, «групповой подход» рассмотрен лишь как один из возможных вариантов социально-психологического подхода. В американской, например, социальной психологии существует и «индивидуальный подход». Они являются следствием двух источников происхождения социальной психологии: из социологии и из психологии. Во-вторых, разъединение двух основных блоков социально-психологических исследований характерно для многих. Один блок связан с изучением различных процессов, характеризующих человеческое общение и взаимодействие. Другой блок исследований связан именно с изучением групп. В-третьих, для традиционной социальной психологии характерно внимание лишь к определённому типу групп, а именно к малым группам, внутри которых преимущественно исследуются складывающиеся там межличностные отношения без выяснения того, как эти межличностные отношения зависят от характера групповой деятельности, а следовательно, как они связаны с общественными отношениями.

Информация о работе Социально-психологический подход