Социально психологический тренинг межличностного общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 00:22, реферат

Краткое описание

В отличие от других форм работы в группе социально-психологический тренинг межличностного общения обладает рядом преимуществ: позволяет выделить разные аспекты взаимодействия; дает возможность научиться слушать и слышать, выражать мысли; помогает понять, что влияет на исход беседы, что мешает общению. Тренинг общения может быть полезен для родителей и детей, которым очень сложно взаимодействовать между собой в силу разных установок и опыта; для студентов, так как он позволяет повысить личную эффективность и преодолеть страхи при контактах с незнакомыми людьми; для различных специалистов, которым грамотное общение с любым человеком помогает достигать высоких результатов в профессиональной деятельности.

Содержание

Введение
1. Понятие социально-психологического тренинга
2. Исторические аспекты развития СПТ
3. Организационные особенности СПТ межличностного общения
4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

СП тренинг межличностного общения.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Еще один важный вопрос при организации  СПТ – учет нескольких принципов, ведущим из которых является принцип полноценного межличностного общения, основанного на уважении к чужому мнению, на доверии, на освобождении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха. Такое отношение позволяет взаимодействовать с человеком на самых глубинных слоях внутреннего мира личности. В состоянии доверительного диалога с другими личность сама произвольно отказывается от психологической защиты и неизбежно самораскрывается. Следующим принципом организации работы группы является принцип психологического события. В учебно-тренировочной группе должны использоваться такие приемы, как откровенное обсуждение поведения участников, элементы психодрамы, и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи. Также следует учитывать принцип самодиагностики, провоцируемой группой для каждого из участников и руководителя. Руководитель включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы каждый из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предлагаемых путях их решения. После формирования самодиагноза важна психологическая поддержка группы. Необходимо отметить и принцип натурной материализации изучаемых социально-психологических феноменов. Благодаря материализации многие проявления человеческой психики предстают перед членами группы не только в виде абстрактных, теоретических понятий, а будучи лично глубоко пережиты, становятся достоянием их практического опыта. Важно организовать переживание предлагаемых межличностных феноменов каждым участником тренинга.

Отправным пунктом  для обеспечения успешной работы группы тренинга является принцип добровольности. Члены группы должны иметь естественную заинтересованность в собственных  изменениях. Принудительно можно  заставить посещать группу, но не обучаться  в ней, добиваясь личностных изменений. Продолжительность занятий в  целом должна быть определена с самого начала. Опыт занятий говорит о  том, что лучше работать крупными блоками, так как много времени  теряется на «размораживание» участников группы тренинга, их эмоциональное  вхождение в групповые процессы. Располагать участников тренинга лучше  по кругу, в мягких креслах (можно  на ковре). Важно, чтобы участники  обучения были уверены, что их не подслушивают. На начальной стадии обучения наиболее важной задачей, которую решает руководитель, является становление групповых  норм и усвоение участниками основных принципов тренинга. К основным нормам общения относятся: 1. Общение по принципу «здесь и теперь», достигаемое, если в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном межличностном общении. 2. Принцип персонификации высказываний, заключающийся в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в повседневном общении скрывать собственную позицию говорящего или же избегать прямого высказывания. 3. Принцип акцентирования языка чувств, в соответствии с которым участники группы должны акцентировать внимание на эмоциональных состояниях и проявлениях и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий указанные состояния. Перед каждым участником стоит задача определенной перестройки своего общения и выработки умения идентифицировать и адекватно выражать свое чувство. 4. Принцип активности подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью активного всматривания, вслушивания, вчувствования в самого себя, партнера, группы в целом. 5. Принцип доверительного общения ускоряет групповую динамику, обусловливает результативность занятия. 6. Принцип конфиденциальности сводится к рекомендации не выносить содержание общения, развивающегося в процессе тренинга, за пределы группы, что способствует становлению доверительности, включению в открытый, искренний контакт. Для участников группы эти нормы общения в процессе тренинга излагаются в более конструктивной форме, и нельзя рассчитывать, что содержание этих принципов окажется немедленно усвоенным. Для этого требуется определенное время. В качестве одной из закономерностей начального периода можно отметить некоторое противодействие со стороны отдельных участников, которое возникает из-за боязливых ожиданий и чрезвычайно развитой психологической защиты. Для того чтобы «сломать лед» скованности, можно использовать подгруппы, в которых участники могли бы обсуждать волнующие их проблемы. Важно с самого начала работы группы установить между ее членами доверие. Задача каждого участника СПТ найти в себе мужество для преодоления собственного противодействия обучению и для постепенного превращения себя в объект исследования. Важная для обучения атмосфера в группе создается по мере осознания ее участниками положительных аспектов своей личности, и поэтому именно этой стороне должно уделяться особое внимание. Именно открытие в себе новых положительных качеств придает силы для дальнейшего конструктивного изменения себя. Руководителю группы также необходимо обеспечить, чтобы никто из ее членов не был подвержен групповому давлению, нарушению конфиденциальности, чтобы не было «козлов отпущения», чтобы каждому участнику в случае переживания им кризисного состояния были оказаны необходимая помощь и поддержка. Чрезвычайно важным является вопрос о комплектовании группы. Необходимо проводить предварительные индивидуальные собеседования и общий разговор с группой. При формировании группы лучше не включать в нее людей с сильно стереотипизированной психологической защитой. Такого рода занятия могут усилить тревожность субъекта. Кроме того, он может оказать непродуктивное воздействие на групповой процесс. Нежелательным также является участи людей, которые не намерены продуктивно работать в плане личностного развития и идут в группу только с целью познания метода как новой педагогической формы воспитательной работы или же просто с целью приятного времяпрепровождения и отдыха. Принято считать, что наиболее оптимальный возрастной период для такого обучения с 16 до 40 лет. В более раннем возрасте, с 14 до 16 лет, такое обучение можно рекомендовать только в случае социальной дезадаптации, различных форм «отклоняющегося» поведения. После 40 лет структура личности, как правило, стабилизируется, и ее изменение будет требовать от субъекта значительных усилий, на что человек не всегда способен. При руководстве группой следует помнить, что обучение ее участников имеет ценность не только при интенсивном и сильном переживании чувств, а при их понимании, внутреннем переосмыслении, раскрытии причин их возникновения, т.е. при выявлении назревших вопросов и проблем, не поддающихся контролю и волевой регуляции со стороны самого субъекта.Нужно предупреждать поспешные решения того или иного члена группы измениться, если они являются результатом просто наполнения эмоциональной энергии благодаря работе в группе, а не следствием глубокого самоанализа. Руководитель не должен выступать посредником в принятии членом группы решений относительно личных изменений, но его обязанность предупреждать необдуманные решения с учетом того энергетического подъема, к которому привели групповые занятия. Особенно уместна активная поддержка руководителя, когда член группы проявляет готовность начать наполненное смыслом самоисследование; руководитель должен обдумывать и находить способы вовлечения членов группы в работу друг с другом, а также исследовать пути оказания помощи в понимании причин того или иного поведения в группе. Желательно периодически проводить рефлексию того, что происходит на занятиях, подводить промежуточные итоги направления развития группы. Учитывая сложность групповых процессов, а также чрезвычайную важную роль руководителя в организации социально-психологического тренинга и те высокие требования, которые предъявляются его личности, ему желательно самому пройти обучение в трениговой группе в качестве ее члена. Благодаря этому он сможет узнать, насколько его черты характера соответствуют эффективной работе социально-психологического тренинга. Так, участвуя в группе, руководитель может узнать особенности своей реакции на критику, о своей потребности получать одобрение, о своих тревогах и факторах, повышающих чувство ревности, о своих тенденциях к лидерству, о том, насколько реальны его представления о собственном «я». Таким образом, профессиональная компетентность руководителя является совершенно необходимым условием успешной работы группы социально-психологического тренинга межличностного общения.

 

4. Методы и модели проведения СПТ межличностного общения.

 В тренинге межличностного общения существуют две наиболее общие модели проведения тренинговых занятий. Первая модель реализуется без раскрытия участникам каких-либо дополнительных психологических знаний, когда обучающие и поведенческие эффекты достигаются за счет получения обучаемыми опыта взаимодействия с другими участниками в процессе выполнения ролевых игр и психотехнических упражнений и последующей рефлексии (что характерно для работы Т-групп). При использовании второй модели обучаемые вооружаются системными прикладными психолого-педагогическими знаниями об общении и тренируют их в процессе выполнения деловых игр и психотехнических упражнений, переводя полученные знания в навыки и умения. При проведении тренинга по второй модели за основу берется соблюдение внутренней логической структуры технологии общения как комплекса взаимосвязанных процедур и способов общения, обеспечивающих решение личностных и профессиональных задач человека. Технологическое построение межличностного общения предусматривает: последовательное осуществление отдельных этапов общения; стыковку и согласование отдельных коммуникативных действий; взаимоподчинение и взаимопереплетение отдельных коммуникативных действий; выстраивание специфических последовательностей коммуникативных действий в зависимости от типа коммуникативной задачи и ситуации. При построении занятий в соответствии с данной структурой тренинг межличностного общения включает в себя шесть соответствующих этапов, в содержательной основе которых лежит усвоение базовых компонентов знаний: коммуникативная подготовка, ориентировка в ситуации общения, установление психологического контакта в общении, коммуникативное воздействие и взаимодействие, управление общением, завершение процесса общения. Базовыми методами социально-психологического тренинга общения являются: ролевые игры, психотехнические упражнения и групповые дискуссии в различных модификациях и сочетаниях. Основной же метод в тренинге – выполнение участниками психотехнических упражнений. Понятие «психотехника (психогимнастика) носит некоторую условность. Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы вместе. Комплектовать пары, тройки может сам ведущий, руководствуясь специальными критериями, но можно предоставить решение этой задачи и самим участникам. Упражнения могут быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику (например, память или внимание) или могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. При проведении психотехнических упражнений, как и в тренинге в целом, присутствуют два плана: содержательный и личностный. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга, т.е. какие установки, умения формируются. Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности. Правильно понимать под психотехникой (психогимнастикой) те упражнения, которые направлены не только на изменение состояния группы или каждого участника в отдельности, но и на получение опыта, соответствующего содержательной цели тренинга. При планировании занятий, а также в процессе проведения психотехнических упражнений следует соблюдать ряд моментов: правильный выбор упражнения; инструктирование группы перед его выполнением; остановка упражнения; обсуждение результатов.При выборе упражнения нужно ориентироваться на следующее: 1. Что должно произойти в результате выполнения упражнения, какова его содержательная цель. 2. На каком этапе сплоченности находится группа. 3. Состав группы: социально-демографические характеристики (пол, возраст и т.д.), а также физические данные участников. 4. Время. 5. Содержание дальнейшей работы. Таким образом, в методическом обеспечении руководителя должен находится широкий спектр упражнений, позволяющих интенсифицировать тот или иной момент группового процесса или определение чувств членов группы. Но в тоже время нужно четко помнить, что этого мало, необходимо ясно себе представлять, что сделать группе потом с этим полученным материалом. Иными словами, искусство руководителя и эффективность обучения во много зависят от того, как он умеет использовать полученный материал, «вытягивать» из него учебный эффект, иначе даже самые эффективные и броские игры и ситуации могут оказаться непродуктивными.

 

Заключение

 

Успех в личной и профессиональной жизни во многом основан на умении общаться с людьми, причем общаться правильно. Секрет личного счастья и профессионального успеха часто заключается именно в навыках общения, а научиться им сейчас может каждый. Поможет в этом социально-психологический тренинг. Социально-психологический тренинг (СПТ) – это промежуточный метод, направленный и на изменения в сознании, в формировании навыков, и на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения. Его основная цель – развитие компетентности в общении. На социально-психологическом тренинге формируются практические навыки, которые помогут непринужденно завязать знакомство с нужным человеком, выработать свою линию поведения, раскрыть лучшие качества и продемонстрировать их окружающим. СПТ, благодаря обратной связи от ведущего и других участников, также помогает скорректировать поведение в тех или иных ситуациях, увидеть себя со стороны, проанализировать свои ошибки в общении, чтобы не допустить их в будущем. Таким образом, социально-психологический тренинг межличностного общения является практически универсальным методом формирования коммуникативной компетентности человека. Однако такой тренинг будет эффективен в том случае, если выполняются несколько условий. Во-первых, если участники занимают активную позицию, применяют полученные знания в своей жизни не только на занятиях, но и по окончании тренинга. Во-вторых, сам ведущий имеет опыт работы в тренинге и компетентен в вопросах межличностного общения: способен раскрепостить людей, дать каждому возможность раскрыться, забыть о комплексах и неуверенности.

 

Список литературы

 

  1. Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению//Общение и деятельность. – Прага,1981.
  2. А.А. Бодалев. Психология общения. Энциклопедический словарь. – М.: «Когито-Центр», 2011.
  3. И. В. Вачков. Основы технологии группового тренинга. – М.: «Ось – 89», 1999.
  4. О.В. Евтихов Практика психологического тренинга. – СПб: Издательство «Речь», 2005.В.В. Дударев. Активные формы социально-психологического обучения. – М., 2006.
  5. Ю.Н.Емельянов, Е.С. Кузьмин. Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга. Л.: ЛГУ, 1983.
  6. Д.С. Котикова Методы социально-психологического обучения: Методические рекомендации для студентов 3 курса специальности 030301.65 «Психология». – Н.Новгород, ННГАСУ, 2009.
  7. Н.Т. Оганесян. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. М.: «Ось – 89», 2001.
  8. М. Форверг, Т. Альберг. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. №4.
  9. Ю.Н. Хрящева, С.И. Макшанова, Е.В. Сидоренко. Психогимнастика в тренинге. – СПб: Издательство «Речь», 2006.

 


Информация о работе Социально психологический тренинг межличностного общения