Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 07:24, курсовая работа
Задачи исследования можно считать таковыми:
установить особенности формирования социального стереотипа в процессе его исторического развития;
представить различные виды стереотипа, выделив его основные свойства и функции;
раскрыть понимание установки в социальном стереотипе;
определить основные механизмы социальных стереотипов;
выявить влияние эмоциональных состояний и социальных процессов на социальный стереотип.;
подбор и анализ периодической, учебной и другой литературы по данной проблеме.
Введение.
Глава 1. Историческое развитие социальных стереотипов в психологии.
1.1. Особенности формирования социального стереотипа.
1.2. Характеристика и специфика стереотипа.
Глава 2. Основные механизмы формирования социальных стереотипов.
2.1. Когнитивные процессы как основа создания социальных стереотипов.
2.2. Влияние эмоциональных состояний и социальных процессов на социальный стереотип.
Глава 3. Практическая часть.
Заключение.
Список использованной литературы.
Конформность - тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям. Конформность фиксируется там, где имеется конфликт между собственным мнением индивида и мнением группы, к которой он принадлежит, если преодоление этого конфликта осуществляется путем согласия с мнением группы.
Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу. Конформность играет определенную роль в принятии людьми социальных стереотипов одной группы по отношению к другой. Сформировавшись однажды, стереотип сохраняется преимущественно по инерции. Если он является социально приемлемым, многие люди пойдут по пути наименьшего сопротивления, и будут сообразовывать свое поведение с этим стереотипом. Они будут относиться к другим группам в соответствии со стереотипом, и действовать определенным образом в связи с потребностью нравиться и быть принятым в значимой для них группе.
В исследованиях конформности обнаружилась еще одна возможная позиция - негативизм, сопротивление индивида давлению группы, отрицание, во что бы то ни стало всех стандартов группы. Однако негативизм не есть подлинная независимость. Напротив, можно сказать, что это специфический случай конформности: если индивид ставит своей целью любой ценой противостоять мнению группы, то он фактически вновь зависти от группы, ибо ему приходится активно продуцировать антигрупповое поведение, антигрупповую позицию или норму, т.е. быть привязанным к групповому мнению, но лишь с обратным знаком (многочисленные примеры негативизма демонстрирует, например, поведение подростков). В этих случаях в процессе такого сопротивления группе возможно принятие индивидом социальных стереотипов, обратных мнению группы.
Заключение.
Проведенная работа позволяет сделать вывод, что в настоящее время стереотипы являются неотъемлемым элементом обыденного сознания. Социальные стереотипы формируются относительно легко, поскольку наше собственное воспитание и культура порождают в нас ряд ожиданий относительно поведения и черт других людей.
Источником формирования социальных стереотипов является как личный опыт человека, так и выработанные обществом нормы, которые человек получает при обучении, воздействии средств массовой информации и непосредственных контактов со значимыми и авторитетными людьми.
В соответствии с задачами нашего исследования, мы познакомились с различными теоретическими подходами, имеющимися в психологической литературе по данной проблематике, и структурировали информацию, выделив, основные закономерности формирования социальных стереотипов. В настоящей работе был рассмотрен когнитивный подход к проблеме формирования стереотипов, объясняющий их возникновение как необходимый результат процессов социального познания: категоризации, схематизации и каузальной атрибуции. Кроме этого был рассмотрен социально-психологический подход, в рамках которого приобретение конкретным индивидом уже сформированных стереотипов объясняется действием процессов социальной идентификации и конформизма.
Таким образом, было выявлено, что образование стереотипов происходит как в результате действия индивидуальных когнитивных процессов и эмоциональных состояний личности, так и под воздействием социальных процессов (взаимодействия и взаимного влияния людей).
В результате данной работы можно сделать вывод, что:
1. Формирование социальных стереотипов у конкретной личности происходит в результате действия целого ряда механизмов, относящихся как к сфере индивидуального сознания, так и к сфере социальных процессов и взаимоотношений.
2. Эти механизмы могут действовать как независимо друг от друга, так и совместно.
3. В результате действия этих механизмов стереотипы являются неизбежным аспектом психологической жизни человека.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно еще раз отметить важность формирования социальных стереотипов в обществе, но при этом необходимо учитывать, что их использование должно носить не всегда только предопределяющий и бездумный характер. Ведь использование социальных стереотипов с пониманием и осмыслением может во многом облегчить социальную жизнь людей.
Список использованной литературы:
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В.С.Агеев - М., 1990.
2. Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов / В.С.Агеев // Вопросы психологии. - 1986. - № 1.
3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М., 1999.
4. Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры (пособие по спецкурсу) Воронеж, 2000.
5. Бергер П. Социальное конструирование реальности / Бергер П., Лукман Т. - М., 1997.
6. Бодалев А.А. О социальных эталонах и стереотипах и их роли в оценке личности Л., 1971.
7. Демьянков В.З. Краткий словарь когнитивных терминов. М., 1996.
8. Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане / В.В.Знаков // Вопросы психологии. - 1990. - № 4.
9. Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды. М., 1999.
10. Майерс Д. Социальная психология СПб., 2001.
11. Мацумото Д. Психология и культура СПб., 2002.
12. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990.
13. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
14. Сорокин Ю.А. Стереотип, штамп, клише: К проблеме определения понятий Сорокин Ю.А. // Общение: Теоретические и прагматические проблемы. М., 1998.
15. Социальная идентификация личности. / Под ред. В. Ядова. - М., 1993.
16. Чернобай В.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 2004.
17. Ядов В.А. // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975.
1 Бабаева А.В. Мужское и женское поведение в истории культуры. Воронеж, 2000, с. 41.
2 Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А.В. - М., 1999, с.98.
3 Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А.В. - М., 1999, с.98.
4 Сорокин П.А. Человек. Цивилизация, Общество. М.,1992, с.21-27.
5 Знаков В.В. Психологическое исследование стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопросы психологии, 1990, №4.
6 Агеев В.С. Психологическое исследование социальных стереотипов. Опросы психологии. 1986. №1.
7 Мацумото Д. Психология и культура. СПб., 2002.
8 Психология. Словарь. Под общей ред. Петровского А.В. - М., 1999.