Социометрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:19, реферат

Краткое описание

Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда в связи с научно-технической революцией крайне усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. Все это требует от исследователей все в большей и большей степени контролировать свои познавательные действия, анализировать сами средства, которыми пользуются в исследовательской практике.

Вложенные файлы: 1 файл

Социометрия.docx

— 56.74 Кб (Скачать файл)

табличный (социометрическая матрица),

графический (социограмма)

и индексологический (социометрические индексы).

Социометрическая  матрица

Социоматрица - это  матрица связей, с помощью которой  анализируются внутриколлективные отношения. В социоматрицу в форме  числовых значений и символов заносится  информация, полученная в ходе опроса. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину  взаимоотношений в группе. Могут  быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство  социоматрицы – возможность представить  выборы в числовом виде, что в  свою очередь позволяет проранжировать порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма  – карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Иванов

 

+1

   

+2

   

+3

 

-1

2

Петров

+1

   

+3

+2

         

3

Сидоров

-1

+1

 

+2

+3

         

4

Данилова

 

+2

   

+1

     

+3

 

5

Александрова

+2

+1

 

+3

   

-3

   

-2

6

Адаменко

                   

7

Петренко

+1

   

+3

           

8

Козаченко

+1

 

+3

+2

           

9

Яковлева

 

+2

   

+1

 

+3

   

-1

10

Шумская

 

+2

+1

 

+3

     

-1

 
 

Кол-во выборов

                   
 

Кол-во баллов

                   
 

Общая сумма

                   

 

 

Социограмма

Социограмма – схематическое  изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет  произвести сравнительный анализ структуры  взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков.

Социограммы бывают двух типов:

групповые

индивидуальные

Первые изображают картину взаимоотношений в группе в целом, вторые – систему отношений, существующих у интересующего исследователя  индивида с остальными членами его  группы.

Групповые социограммы  в свою очередь могут быть представлены в виде:

конвенциональной  социограммы - индивиды, составляющие группу, изображаются в виде кружочков, соединенных между собой стрелками, символизирующими социометрические выборы или отклонения.

"социограммы-мишени" - представляет собой систему  концентрических окружностей, количество  которых равно максимальному  количеству выборов, полученных в группе. Все члены группы располагаются на окружностях в соответствии с количеством полученных выборов. Вся социограмма-мишень делится на секторы по социально-демографическим характеристикам группы (пол, возраст и т. п.).

Индивидуальные  социограммы применяют для более  наглядного представления о положении  отдельных лиц в группе, на которых  изображают индивида в совокупности всех его связей с другими членами  группы.

 

Интерпретация результатов

Интерпретацию данных социометрии проводят анализируя полученные в ходе обработки данные: социоматрицу, социограммы, социометрические индексы. Всесторонний анализ статуса индивида в группе также можно получить при помощи шести индексов, оценивающих  количество:

сделанных выборов;

полученных выборов;

взаимных выборов;

полученных отклонений;

сделанных отклонений;

взаимных отклонений.

Приписывая каждому  показателю знак "+" (если он выше среднего по группе) или "–" (если он ниже среднего по группе), можно получить закодированный социометрический профиль  индивида. Например, профиль вида "+, +, +, –, +, –" будет свидетельствовать  о том, что данный индивид отвергает  многих в группе, но это обстоятельство не влияет на его популярность. Для  каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько  К удовлетворенности (Куд) своим  положением в группе:

 

Куд =число  взаимных выборов / число выборов, сделанных  данным человеком

Так, если индивид  хочет общаться с тремя конкретными  людьми, а из этих троих никто  не хочет общаться с этим человеком, то Куд = 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности  может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например, 3 у одного и того же человека –  эта ситуация свидетельствует о  том, что человек взаимодействует  не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического  эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении  каждого члена группы в системе  межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния  этой системы. Характеризуется она  особым диагностическим показателем  – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("звезды" + "предпочитаемые") = ("пренебрегаемые" + "изолированные" + "отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц  с низким статусом. Важным диагностическим  показателем считается "индекс изоляции" – процент людей, лишенных выборов  в группе.

Заключение

 
Дальнейшее развитие метода социометрических исследований шло в разных направлениях. На данный момент на основании многочисленных экспериментов уточнялась интерпретация результатов, полученных с помощью методики социометрический исследований, определялись границы их применимости. Также создавались различные модификации процедуры сбора данных, позволяющие расширить класс отношений, изучаемых с помощью данной методики, и способы получения информации об этих отношениях. В частности, новые методы позволяют изучать не только эмоциональные межличностные, но и др. отношения между членами группы, а способы получения информации включают все основные способы сбора данных, используемых в социологии (опрос, наблюдение, анализ документов и текстов). К таким модификациям относится, напр., "референтометрия", позволяющая выделять референтные группы, т.е. определять для каждого респондента тех членов группы, мнение которых его в наибольшей степени интересует.

Развитие методики социометрических исследований в указанных  направлениях привело к формированию более широкого определения их назначения. Под данным методом в широком  смысле понимаются методы исследования структуры отношений между социальными  объектами. Из этого определения  вытекает и основное ограничение  области использования метода: исследуемые  социальные объекты (будь это малая  группа, предприятие или организация) представляют собой некоторую систему, изучение которой отнюдь не исчерпывается  описанием структуры отношений  между ее элементами. В частности, очевидно, что невозможно получить более или менее полное представление  о коллективе и вообще, о любой  малой группе, исследуя лишь структуру  межличностных отношений; изучение малых групп должно включать исследование групповых норм и ценностей, социально-демографические  и др. характеристик группы, а  также связей между различными классами характеристик.

 

 

 

 

Вывод

Социометрическая техника, разработанная Дж. Морено, применяется  для диагностики межличностных  и межгрупповых отношений в целях  их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно  изучать типологию социального  поведения людей в условиях групповой  деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. 
 
Использование социометрии позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной неприязни некоторых членов группы. Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин.). Она весьма полезна в прикладных исследованиях, особенно в работах по совершенствованию отношений в коллективе. Но она не является радикальным способом разрешения внутригрупповых проблем, причины которых следует искать не в симпатиях и антипатиях членов группы, а в более глубоких источниках. 
 
Надежность процедуры зависит прежде всего от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева, - М.: Академия, 2002.

Морено, Я. Л. Социометрия: Экспериментальный метод и наука  об обществе / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: Академический Проект, 2001.

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических  исследованиях. Л., 1970

Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: "Феникс", 2001.

Р.А.Золотовицкий. Социометрия  Я.Л. Морено: мера общения // Социологические  исследования. 2002. № 4. С. 103-113.

 

 

 


Информация о работе Социометрия