Специфика психических явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 00:16, реферат

Краткое описание

Из экспериментальной психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее идет через опознание к полному и адекватному восприятию данного объекта.
Также и историческое становление научных понятий начинается именно с их различения.

Содержание

Введение……………………………….……………………………………………………………………………3
Предметность……………………………………………………………………………………………………..5
Субъектность………………………………………………………………………………………………………7
Чувственная недоступность……………………………………………………………………………….8
Спонтанная активность………………………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………………………….10
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

SURS_PSIKh.docx

— 27.67 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Республики Беларусь 
Учреждение образования «Белорусский государственный университет транспорта»

 

 

 

 

 

Кафедра «Философии, истории  и политологии»

 

 

РЕФЕРАТ

 

по предмету «Основы педагогики и психологии»

на тему

 

«Специфика психических явлений»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:                                                                    Проверил:

Студентка группы ГТ-21,                                             старший преподаватель

Федорова М.В.                                                               Коленда А.Н.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2013 г.

 

Содержание

 

Введение……………………………….……………………………………………………………………………3

Предметность……………………………………………………………………………………………………..5

Субъектность………………………………………………………………………………………………………7

Чувственная недоступность……………………………………………………………………………….8

Спонтанная активность………………………………………………………………………………………9

Заключение……………………………………………………………………………………………………….10

Список использованной литературы 

Введение

 

Из экспериментальной  психологии восприятия хорошо известно, что процесс формирования образа начинается с различения и далее  идет через опознание к полному  и адекватному восприятию данного  объекта.

Также и  историческое становление научных  понятий начинается именно с их различения. Так, формирование и развитие понятия  психического явления или процесса, естественно, начинается с различения психического и непсихического, т.е. с противопоставления сферы психических  явлений всему многообразию остальной  реальности, которая в эту сферу  не включается.

Такое первичное  различение и противопоставление психических  процессов всем остальным функциям телесного аппарата, относимым к  категории физиологических, и всем остальным физическим явлениям действительности по самому своему смыслу покоится на выделении  исходной совокупности отличительных  признаков, общих для всех процессов, относящихся к категории психических. Но выделение общих признаков любого психического процесса явилось не результатом обобщения понятий об отдельных конкретных психических процессах, таких как ощущение, восприятие, представление, мысль или эмоция, а эффектом противопоставления или отличения всякого психического процесса от всякого же процесса непсихического. Это именно различение, осуществляющееся по каким-то критическим, общим признакам. Очевидно, эти общие признаки любого психического процесса поддавались более или менее отчетливому распознанию раньше, чем были выделены специфические характеристики, отличающие отдельные, конкретные психические процессы друг от друга: представление – от восприятия, мысль – от представления или эмоциональный процесс – от мыслительного.

В самом  деле, по каким опознавательным признакам  ощущение, волевой акт или нравственный порыв мы безошибочно относим  к классу психических явлений, а  мышечное сокращение или секрецию –  к категории явлений физиологических? Начавшись с ответа на этот вопрос, научно-психологический анализ должен продвигаться далее по крутому и  извилистому пути перехода от этого  – первоначально по необходимости  обобщенно схематического – эмпирического  описания специфики психических процессов к все более конкретному ее теоретическому объяснению.

Выделяясь своими специфическими признаками из всей совокупности физических (в широком  смысле) явлений действительности, психические процессы противопоставляются  в первую очередь ближайшей по отношению к ним пограничной  области физических (в узком смысле) отправлений человеческого тела, т.е. физиологическим актам. Существо всякого физиологического отправления  определяется прежде всего характером функционирования органа, которое ведет к реализации данного акта.

Естественно поэтому, что специфика основных критических признаков, по которым  осуществляется первичное различение психического или психофизиологического  и собственно физиологического акта, связана с особенностями отношений  между механизмом функционирования органа этого акта и самим актом  как результатом этого функционирования. Именно к сфере отношений между  внутренней динамикой функционирования органа соответствующего процесса и  итоговыми характеристиками самого процесса относятся критические  признаки психических актов, составляющие "разностный порог" их первичного различения человеческим опытом. Такими опознавательными эмпирическими признаками являются следующие предметность, субъектность, чувственная недоступность, спонтанная активность и другие.

 

Предметность

 

Исходный  критический признак какого-либо акта как психического эмпирически выражается прежде всего в существовании двух рядов фактов, совершенно по-разному выражающих отношение этого акта к внутренней динамике процессов, протекающих в его органе. Первый из этих рядов фактов неопровержимо свидетельствует о том, что любой психический процесс, как и всякий другой акт жизнедеятельности человеческого организма, неразрывно связан с функционированием какой-либо из его систем. И динамика этой системы или органа психической функции, будь то слуховой, тактильный или зрительный анализатор, мозг или нервная система в целом, может быть описана лишь в терминах тех внутренних явлений, которые в этом органе происходят. Иначе говоря, механизм любого психического процесса в принципе описывается в той же системе физиологических понятий и на том же общефизиологическом языке, что и механизм любого физического акта жизнедеятельности.

Однако, в отличие от всякого другого  собственно физиологического акта (а  это составляет суть второго ряда фактов), конечные, итоговые характеристики любого психического процесса в общем  случае могут быть описаны только в терминах свойств и отношений  внешних объектов, физическое существование  которых с органом этого психического процесса совершенно не связано и  которые составляют его содержание.

Так, восприятие или представление, являющиеся функцией органа чувств, нельзя описать иначе, чем в терминах формы, величины, твердости  и т.д. воспринимаемого или представляемого  объекта. Мысль может быть описана лишь в терминах признаков тех объектов, отношения между которыми она раскрывает, эмоция – в терминах отношений к тем событиям, предметам или лицам, которые ее вызывают, а произвольное решение или волевой акт не могут быть выражены иначе, чем в терминах тех событий, по отношению к которым соответствующие действия или поступки совершаются. Таким образом, процессуальная динамика механизма и интегральная характеристика результата в психическом акте отнесены к разным предметам: первая – к органу, вторая – к объекту.

Воспроизведение качеств одного объекта в другом, служащим его моделью, само по себе не заключает еще уникальной специфичности  психических явлений – оно встречается в различных видах и непсихических отображений. "Подобное воспроизводится подобным", – констатировали еще в древности. Это же относится и к воспроизведению некоторых пространственных свойств, таких, например, как форма.

Разные  предметы – копия и оригинал –  могут обладать одной и той  же формой, величиной, цветом и т.д. Суть же рассматриваемого исходного критического признака психического процесса заключается  в том, что, протекая в своем органе-носителе, этот внутренний процесс в его  конечных, результативных параметрах скроен по образцам свойств внешнего объекта.

Продолжением  или оборотной стороной, т.е. отрицательным  проявлением этой "скроенности" внутреннего мира по моделям мира внешнего (эмпирически выражающейся в необходимости формулировать характеристики психических процессов лишь в терминах внешних объектов), являются и остальные общие особенности этих процессов.

 

 

Субъектность

 

Вторая  специфическая особенность заключается  в том, что в картине психического процесса, открывающей носителю психики  свойства ее объектов, остается совершенно скрытой, не представленной вся внутренняя динамика тех сдвигов в состояниях органаносителя, которые данный процесс реализуют.

Как и  в отношении первого исходного  признака предметности, свидетельства  индивидуального опыта о невключенности внутренних процессов, протекающих в анализаторе или в отделах мозга, в окончательную структуру восприятия, представления или мысли вполне подкрепляются данными опыта научного. Обогащение и конкретизация знаний о нервных процессах как ближайшем к психике звене механизма работы ее органа отчетливо показывают, что прямое построение многокачественной и предметно-структурированной картины восприятия, чувств или мысли с их устойчивыми инвариантными характеристиками из "материала" стандартных нервных импульсов или градуальных биопотенциалов и их динамики осуществлено быть не может.

Эмпирическое  существо второго специфического признака психического процесса сводится, таким  образом, к тому, что его итоговые, конечные параметры не могут быть сформулированы на собственно физиологическом  языке тех явлений и величин, которые открываются наблюдению в органе-носителе. Эта неформулируемость характеристик психических процессов на физиологическом языке внутренних изменений в их субстрате является оборотной стороной их формулируемости лишь на языке свойств и отношений их объекта.

 

 

Чувственная недоступность 

 

Эта чрезвычайно  существенная и не менее загадочная эмпирическая особенность всех психических  процессов, также связанная с  соотношением их механизма и итоговой предметной структуры, феноменологически  характеризуется тем, что психические  процессы недоступны прямому чувственному наблюдению.

Своему  носителю-субъекту психический процесс (восприятие или мысль) открывает  свойства объекта, оставляя совершенно скрытыми изменения в субстрате, составляющие механизм этого процесса. Но, с другой стороны, изменения в  субстрате, открытые с той или  иной степенью полноты для стороннего наблюдателя, не раскрывают перед ним  характеристик психического процесса другого человека.

Вопреки долго существовавшему в традиционной психологии мнению, они скрыты и  от прямого чувственного восприятия субъекта, являющегося их носителем. Человек не воспринимает своих восприятии, но ему непосредственно открывается предметная картина их объектов.

Внешнему  же наблюдению не открывается ни предметная картина восприятии и мыслей другого человека, ни их собственно психическая "ткань", или "материал". Непосредственному наблюдению со стороны доступны именно и только процессы в органе, составляющие механизм психического акта.

Специфика и загадочность этой характеристики определяется тем, что другие встречающиеся  в природе и технике виды предметных изображений в меру доступности  их оригиналов чувственному восприятию доступны ему и сами. Механический отпечаток, фотографическое, телевизионное  или киноизображение в такой  же мере чувственно воспринимаемы, как  и их объект. Более того, самая  эта их чувственная доступность  определяет их функцию и существо. Психический же процесс, воспроизводя картину предметной структуры своих  объектов, сам по отношению к этой картине остается совершенно прозрачным и тем самым невоспринимаемым. Эта прозрачность и невоспринимаемость психического процесса составляет такой же его необходимый атрибут, как и, наоборот, воспринимаемость фотографического, скульптурного, сценического или другого изображения в технике, природе или искусстве.

Спонтанная  активность

 

Следующая специфическая характеристика психического процесса, в отличие от предшествующих, определяет не прямое отношение к объекту или к его непосредственному субстрату, а выражение в поведенческом акте, во внешнем действии, побуждении, направляемом при посредстве психического процесса. Эта особенность, истоки которой глубоко скрыты под феноменологической поверхностью и связаны с далекими опосредствованиями во времени и пространстве, заключает в себе совершенно особое своеобразие активности психического процесса.

Это та, эмпирически безошибочно распознаваемая, но с большим трудом поддающаяся  строгому детерминистическому объяснению форма активности, которая не только "оживляет", но и "одушевляет" физическую плоть организма. Не что  иное, как именно особый характер активности, лежит в основе первичного эмпирического  выделения "одушевленных" существ (животных) как частной формы живых  организмов.

Уникальный  по сравнению с другими, более  элементарными проявлениями активности характер этой особенности состоит  в том, что на всех уровнях поведения  – от простейшего локомоторного  акта до высших проявлений разумности и нравственности в произвольном человеческом поступке – конкретные параметры структуры и динамики этого акта не могут быть непосредственно  выведены ни из физиологических сдвигов  внутри организма, ни из физических свойств воздействующих на него стимулов. Это и делает такую активность психической именно потому, что она прямо не вытекает ни из физиологии внутренних процессов организма, ни из физики, биологии и социологии его непосредственного внешнего окружения. Но вместе с тем, поскольку эта активность не является однозначной равнодействующей физиологических и физических сил, в ней нет жестко предзаданной и фиксированной во всех ее конкретных реализациях и деталях программы, и субъект может действовать "на много ладов" (Сеченов, 1996); психическая активность проявляется и эмпирически различается как активность свободная.

Заключение

 

Такова  основная феноменологическая картина  тех критических признаков всякого  психического процесса, которые различающая  и классифицирующая мысль эмпирически  обнаруживает непосредственно под  внешней поверхностью его проявлений в доступных наблюдению актах  жизнедеятельности и поведения  организма. Познающая мысль использует эти признаки для выделения особого  класса процессов, называемых психическими, скрыто или делая выводы по наблюдаемым  и эмпирически фиксируемым проявлениям.

Информация о работе Специфика психических явлений