Заключение.
Природа человеческих способностей
вызывает достаточно бурные споры среди
ученых. Являются ли наши способности
врожденными или они формируются
прижизненно? Нужно ли родиться музыкантом,
или талант, как следует из известного
высказывания, — это 1% способностей
и 99% пота? Среди ученых имеются активные
приверженцы как одной, так и
другой точки зрения. Сторонники идеи
способностей утверждают, что способности
биологически обусловлены и их проявление
целиком зависит от унаследованного генетического
фонда. Обучение и воспитание, считают
ученые, стоящие на этой позиции, может
лишь ускорить процесс проявления способностей,
но и без педагогического воздействия
они обязательно проявятся. Представители
другой крайней точки зрения считают,
что особенности психики определяются
качеством воспитания и обучения и что
у каждого человека можно сформировать
любые способности. Сторонники данного
направления ссылаются на случаи, когда
дети самых примитивных племен, получив
соответствующее обучение, ничем не отличались
от образованных европейцев. Здесь же
говорят о так называемых "детях-маугли",
которые убедительно свидетельствуют
о непоправимом уроне, даже невозможности
человеческого развития вне социума. Способности
формируются и развиваются в процессе
деятельности на основе задатков — наследственных
и врожденных психологических качеств
человека. Следовательно, для развития
способности к данному виду деятельности
необходимо непременное выполнение этой
деятельности. Способности характеризуют
человека как субъекта деятельности. Проблема
таланта и гениальности стоит перед психологами
в течение долгого времени и на сегодняшний
день не существует единой концепции в
рамках какой-либо теории личности, которая
бы объясняла её в полном объёме. Большинство
теорий личности рассматривают лишь некоторые
аспекты данной проблемы. Тем не менее,
изучение вопросов структуры таланта
имеет очень большое значение, как для
теории психологии, так и для решения конкретных
психолого-педагогических задач современного
образования. Нынешним школьникам приходится
вмещать столько в свою память, что порой
их молодая неустойчивая психика не выдерживает
таких нагрузок. Отсюда эмоциональные
срывы, подавленность. Тут уже не приходится
говорить о развитии творческого потенциала,
требующего бережного, вдумчивого отношения,
происходит непрерывная гонка за количеством
и качеством знаний. Многие деятели современной
науки выделяют личностный фактор как
единственный, благодаря которому человечество
может двигаться вперёд. Поэтому как за
рубежом, так и у нас в стране разрабатываются
новые программы развития талантливых
детей и подростков, дающие им возможности
как можно раньше начать реализовывать
свой потенциал. Но на мой взгляд, по-настоящему
хорошие методики могут быть разработаны
только на основе твёрдой теоретической
базы, после того как проблема будет всесторонне
изучена и будут сформированы теоретические
положения в рамках единой психолого-педагогической
концепции.
Список литературы.
1. Лейтес Н.С. Умственные
способности и возраст. – М.: Просвещение,
1960.
2. Немов Р.С. Психология: Учебник
для вузов. – М.: Высшее образование, 2005.
3. Психология и педагогика:
учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. –
М.: Издательство «Центр» 2002.
4. Реан А.А., Бордовская Н.В.,
Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник
для вузов. – СПб.: Издательский дом «Питер»
2002.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. В 2-х тт. Т. 2. – М.: Педагогика,
1989.
6. Словарь практического психолога.
С. Ю. Головин. 1998.
7. Теплов Б.М. Избранные труды.
В 2-х тт. Т. 1. – М.: Просвещение, 1985.