Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 07:39, доклад
В процессе общения между врачом и пациентом должно присутствовать взаимопонимание. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
Введение
В процессе общения между врачом и пациентом должно присутствовать взаимопонимание. Само взаимопонимание может быть здесь истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. Однако и в том, и в другом случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.
От того, как сложатся
отношения между врачом и пациентом,
во многом зависит эффективность
лечения. Предпосылками возникновения
положительных отношений и
Сущность взаимопонимания как социально-психологического феномена проявляется двух аспектах. Во-первых, взаимопонимание предполагает согласование индивидуального осмысления предмета общения. Так, в общении врача и пациента предметом общения выступают, как правило, проблема соматического характера, переживания, беспокойство пациента относительно своего здоровья и т.п. Во-вторых, неотъемлемой составляющей взаимопонимания является взаимоприемлемая двусторонняя оценка и принятие целей, мотивов и установок партнеров по взаимодействию, в ходе которых наблюдается близость или схожесть (полная или частичная) когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования на приемлемые для них способы достижения результатов совместной деятельности. В процессе взаимодействия врача и пациента целью совместной деятельности является выздоровление больного или, как минимум, улучшение состояния его здоровья, и для ее достижения необходимо, чтобы врач и пациент разделяли взгляды на ход и особенности терапии.
Для достижения взаимопонимания между людьми необходимо создавать специальные условия. Важнейшими условиями взаимопонимания являются:
Причинами недопонимания могут быть:
Особую роль в создании
взаимопонимания и
Первое впечатление пациента о враче может сложиться под влиянием эффекта «трансфера» (переноса), впервые описанного З. Фрейдом. Согласно этому эффекту, пациент подсознательно может отождествить врача с какой-нибудь эмоционально значимой для него личностью из детства, как правило, это отец или мать. Пациент бессознательно перенесет на врача те эмоции и чувства, которые испытывал по отношению к родителю или другой значимой личности, которую врач ему напомнил. В зависимости от того, какие у пациента были отношения с отцом (или матерью), в отношении врача проявится та же тенденция – либо положительная (доверие к врачу), либо отрицательная (и тогда проявится подозрительность, враждебность, ожидание подвоха и т.п.). Следует отметить, что трансфер может появиться не только во время первого впечатления, но также практически на любом этапе терапевтического процесса, особенно, если он продолжителен и взаимодействие врача и пациента происходит регулярно, систематически.
С другой стороны, отношение врача к пациенту, проявление к нему симпатии или антипатии может зависеть от «переноса эстетического стереотипа». Красивые люди скорее вызывают симпатию и доверие, нежели некрасивые. Поэтому внешне симпатичный пациент вызывает у врача большую симпатию, даже если в действительности он требует меньшей помощи, чем пациент, провоцирующий своим внешним видом антипатию.
Важную роль в процессе восприятия человека человеком играют установки, которые приводят к возникновению различных социально-психологических эффектов.
Различают три типа установки на восприятие:
При позитивной установке происходит переоценка положительных качеств и способностей человека, что проявляется в повышенной степени доверия данному лицу, готовности принять на веру все его советы и разделить взгляды на происходящее. Часто позитивная установка на того или иного врача связана с мнением окружающих, его профессиональным статусом (академик, профессор, врач высшей категории и т.д.), его возрастом (более старший кажется и более опытным, знающим), а также внешним видом врача (солидная комплекция, в очках). Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном негативные качества другого человека, что выражается в недоверчивости, подозрительности. Адекватная установка включает возможность сочетания в одном и том же человеке положительных и отрицательных качеств и свойств (например, «хирург – грубоват в общении, но руки у него золотые»).
Известно, что позитивная
установка может быть обусловлена
некоторыми внешними факторами. Например,
размеренной манерой врача
Существенными являются экспектации (ожидания) участников диагностического и лечебного взаимодействия проявления каких-либо качеств и поведения друг друга. В связи с этим выделяют понятия «идеального» и «реального» врача и пациента.
Так, к качествам и свойствам, характеризуемым «идеального врача» относят его половозрастные, характерологические и личностные особенности, стиль межличностного взаимодействия, квалифицированность. Ж. Лакан определяет пять факторов, влияющих на процесс взаимодействия врача и пациента:
Наиболее значимыми являются
личностные и характерологические
свойства, однако большинство пациентов
расценивают идеального врача как
лицо одного с ним пола, вероисповедания,
сексуальной ориентации и более
старшего по возрасту. Учет факторов пола
и сексуальной ориентации особенно
ярко представлен в сексологической
практике, что связано с более
глубоким уровнем интимности взаимодействия.
В последние годы, в связи с
обострением межнациональных
Как правило, намечается тенденция
к выбору врача собственной или
родственной национальности, особенно
в тех областях медицины, где требуется
большая глубина межличностного
контакта (например, сексопатология). Фактор
вероисповедания становится все
более значимым как в связи
с ростом числа верующих, так и
в связи с определенными
Более того, из личностных и
характерологических
Сопереживающий тип врача включает такие качества, как способность глубоко понять и вчувствоваться в проблемы пациента, сопереживать вместе с пациентом колебание его состояния и самочувствия, разделять его психологические проблемы, нередко принимать концепцию болезни, выдвинутую пациентом.
Тип врача, называемый эмоционально-
Под директивным психологическим типом врача понимается врач, выступающий в роли учителя, указывающего, как следует поступать и что делать в случае заболевания. Такой врач не склонен дискутировать с пациентом на профессиональные темы, он выстраивает неравноправные взаимоотношения, определяя себе более значимую роль. В своей деятельности он руководствуется определенными схемами лечения, аксиомами, строя взаимоотношения с пациентами как отношение учителя и ученика, родителя и ребенка. Директивный врач исключает возможности сомнений пациента, негативно относится к перепроверке диагноза у иных врачей, склонен обижаться и давать негативные эмоциональные реакции на пациента в случае критики его действий.