Способы коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:43, доклад

Краткое описание

Как известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная.
Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением. Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска среди подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Способы коррекции девиантного поведения подростков.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

Способы коррекции девиантного поведения подростков

Как известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная. 
Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением. Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска среди подростков.  
Основной упор делался на первичную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков. Обычно в лекционной форме разъясняется, какой вред для психического и физического здоровья носит злоупотребление алкоголем и наркотиками. При этом не учитывалось, что субъективная цена собственного здоровья у современных подростков низка. В то же время, широкое распространение сведений о наркотиках и токсических веществах может пробудить к ним нездоровый интерес. Вызывает большие сомнения, что традиционная пропаганда эффективна.  
Становится очевидным, что малоэффективную вербальную коррекцию девиантного поведения подростков должна сменить конструктивная коррекция девиантного поведения. Суть - выработка альтернативы девиантному поведению в виде здорового образа жизни. Принципами должны быть: честность; максимальный охват групп риска; говорить только о том, что актуально в данной группе; комплексность стратегий и методов; дифференцированный подход; непрерывность и длительность; максимальное участие всего общества. 
В самом начале проведения первичной конструктивной коррекции девиантного поведения необходимо выяснить степень информированности об асоциальном поведении у подростков в группе, с которой проводится работа. Для этого можно использовать анкетирование с помощью специальных опросников и скриниг-тестов. Степень информированности подростков можно выявить и в процессе свободной беседы. 
Наиболее приемлемые формы проведения занятий - это свободная дискуссия, вопросы и ответы. При этом ведущий (педагог, психолог, врач) должен максимально возлечь подростков в обсуждение проблемы. Его задача - комментировать высказывания, разоблачать наркотически мифы, не навязывать собственного мнения, а стараться, чтобы подростки сами пришли к нему в результате свободного обсуждения. 
Существенную помощь могут оказать тренинги, направленные на развитие навыков поведения в условиях проблемных жизненных ситуаций, воспитание так называемой подростковой коммуникативной компетентности. Эти тренинги помогут выработать чувство уверенности в себе, развить адекватную самооценку, приобрести навыки преодоления трудных жизненных ситуаций. Целесообразно на тренинге проиграть ситуацию предложения употребления наркотика. Научить подростков, не теряя собственного лица в глазах сверстников, находить аргументы для отказа в первойпробе. 
В процессе проведения группового занятия необходимо увидеть лидеров группы, выявить их позицию. В случае наличия положительных социальных установок у лидера следует сделать его помощником, воздействовать на группу с его помощью. При нейтральной позиции лидера - постараться как можно быстрее развить эту установку и действовать та первому варианту. При наличии нескольких лидеров с разными установками представляется целесообразным вызвать их на соперничество, дискуссию так, чтобы победил лидер, имеющий позитивную установку. Если в группе присутствует единственный лидер уже вовлеченный в асоциальное поведение, не поддающийся коррекции, его следует удалить из группы и работать с ним индивидуально с помощью специалиста-нарколога. 
Успех в первичной конструктивной коррекции девиантного поведения подростков может быть достигнут в случае объединения работы всех специалистов на основе программы профилактики и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних. Стиль жизни в огромной степени определяют характер поведения, в том числе и девиантного. Конструктивная коррекция девиантного поведения подростков должна выработать новый стиль жизни: жизни без наркотиков.

Коррекция отклоняющегося поведения подростков

Отклоняющееся поведение большинства детей – вызов нашего времени. Число детей с отклонениями в поведении растет. Каждый день перед учителями встают вопросы, как поступить с детьми, поведение которых вышло из общепринятых норм. Отклонения поведения от нормы называют также аномальным, асоциальным, антисоциальным, девиантным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным, деликвентным. Многообразие проявлений отклоняющегося поведения наука пытается свести к типовым схемам.

Отечественные и зарубежные исследователи предложили различные подходы к классификации нестандартного поведения. Большая их часть принадлежит врачам и психологам и основывается на анализе психических особенностей людей. Медицинский (психобиологический) аспект проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков нашел отражение в работах А.Л. Гройсмана, В.П.Кащенко, А.Е.Личко, В.Ф.Матвеева, Н.И.Фелинской и др. Социально-психологический аспект в характеристике отклоняющегося поведения подростков нашел воплощение в работах С.А.Бадмаева,С.А.Беличевой. Психолого-педагогический аспект отклоняющегося поведения подростков довольно широко отражен в научной психолого-педагогической литературе (М.А.Алемаскин, А.С.Белкин, Л.М.Зюбин, Н.Н.Верцинская, А.И.Кочетов, И.А.Невский и др.). Нравственно – правовой (криминологический) аспект девиантного поведения раскрывают Б.Н.Алмазов,А.И.Долгова, В.Д. Ермаков, Г.М.Миньковский, Д.И.Фельдштейн и др.).

Существует многомерная классификация девиантного поведения. В единстве и взаимозависимости в ней учтены: видимые наиболее характерные признаки отклоняющегося поведения; уровень (глубина) отклонений поведения; характер (содержание) отклоняющегося поведения; длительность (запущенность) отклоняющегося поведения; главные наследственные и характерологические причины, вызвавшие определенный тип отклоняющегося поведения; цели (направленность) нестандартного поведения; главные источники (причины) возникновения; эмоциональные состояния; особенности проявления девиантного поведения; тип (название, определение) отклоняющегося поведения; группа коррекции.

Воспитание детей с отклонениями в поведении осуществляется в рамках единого педагогического процесса и направлено на формирование в ребенке гуманистических, общечеловеческих ценностей, активной гражданской позиции, нравственно положительных черт и качеств. Основной целью педагога является выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.

Основные направления коррекционной деятельности с несовершеннолетними следующие: нормализация и обогащение отношений с окружающим миром, прежде всего с педагогами и детским коллективом; компенсация пробелов и недостатков в духовном мире, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения спортом, техникой, музыкой и др.); восстановление положительных качеств, которые получили незначительную деформацию (девиацию); постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств; усвоение и накопление социально ценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни; накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов; исправление как преодоление отрицательного, т.е. ликвидация пробелов в формировании положительных качеств и вредных привычек.

Цель коррекционно-педагогической деятельности, имеющей воспитательно – профилактическую направленность, - разрушение негативных установок и поведенческих стереотипов личности и формирование на этой основе социально значимых черт и качеств личности у подростков. Поскольку деятельность является ведущим средством формирования личности, то методами коррекции целесообразно считать те способы организации и осмысления деятельности, которые изменяют к лучшему черты школьника и способствуют исправлению, коррекции.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

- методы разрушения отрицательного  типа характера: метод “взрыва”  и метод реконструкции характера;

- методы перестройки мотивационной  сферы и самосознания: а) объектного  переосмысления своих достоинств  и недостатков; б) переориентировки  самосознания; в) переубеждения; г) прогнозирования  отрицательного поведения;

- методы перестройки жизненного  опыта: а) предписания; б) ограничения; в) переучивания; г) переключения; д) регламентации образа жизни;

- метод предупреждения отрицательного  и стимулирования положительного  поведения: а) поощрения и наказания; б) соревнования; в) положительной перспективы.

Вместе с тем педагоги и психологи выделяют и специфические методы психокоррекции отклонений в поведении детей и подростков: суггестивные и гетеросуггестивные методики психокоррекции, построенные на самовнушении и педагогическом внушении; дидактические методики психокоррекции, включающие разъяснение, убеждение и иные приемы рассудачно аргументированного воздействия, метод “сократического диалога”, методики обучения саногенному мышлению,

В комплексе приемов педагогического воздействия выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и созидающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Созидающие приемы:

- содействующие улучшению взаимоотношений  между воспитателями и воспитанниками, устанавливающие душевный контакт  между ними (проявление доброты, внимания и заботы; просьба; поощрение; прощение; проявление огорчения; поручительство);

- вовлекающие воспитанника в  совершение морально ценных поступков, в накопление опыта правильного  поведения (убеждение, доверие, моральная  поддержка и укрепление веры  в собственные силы, вовлечение  в интересную деятельность; пробуждение  гуманных чувств; нравственные упражнения);

- строящиеся на понимании динамики  чувств и интересов воспитанника (опосредование, “фланговый” подход; активизация сокровенных чувств воспитанника).

Тормозящие приемы:

- в которых открыто проявляется власть педагога (констатация поступка; осуждение; наказание; приказание; предупреждение; возбуждение тревоги о предстоящем наказании; проявление возмущения; выявление виновного);

- с открытым воздействием (параллельное  педагогическое действие, ласковый  упрек, намек, мнимое безразличие, ирония, развенчание, немое недоверие, организация  естественных потребностей).

Вспомогательные приемы:

- организация внешней опоры  правильного поведения;

- отказ от фиксирования отдельных  поступков.

Организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, используя методы и примы педагогического воздействия на него, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность. Приемы воздействия коллектива следующие:

- доверие – подросток выполняет  наиболее значимое общественное  поручение коллектива, в котором  он сможет проявить свои знания  и умения;

- постепенное приучение к деятельности  на общую пользу – поручения  повторяются, усложняются и мотивируются  их общей значимостью;

- поддержка коллективистических  проявлений – поощрение и одобрение  коллективом усилий подростка  выполнять общественную работу  в сочетании с возрастанием  доброжелательного отношения к  нему окружающих;

- недоверие – коллектив высказывает  сомнение в том, поручать или  нет какое – либо дело данному  подростку из – за негативной оценки его отдельных личностных качеств, побуждая его тем самым к самокритике;

- отклонение недобросовестного  и некачественного выполнения  работы – коллектив заставляет  переделать работу, мотивируя свое  решение возможностью более качественного  ее выполнения;

- осуждение безнравственности  эгоистических установок и взглядов  подростка;

- переключения критики на самокритику, побуждающей подростка дать объективную  оценку своему поступку, подумать  о причинах недовольства этим  поступком окружающих;

- включение подростка в коллективные  общественно значимые виды деятельности, где он должен проявить свое  отношение к совместным коллективным  делам, умение сотрудничать с  одноклассниками.

Немаловажна и позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков. Желание исправить свои негативные качества, ликвидировать отрицательные привычки, заняться своим самосовершенствованием и самовоспитанием. Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости целесообразно применять следующие приемы индивидуальной работы с подростком:

- мобилизация внутренних сил  подростка на выполнение задания  – перед учащимся раскрываются  его возможности, умения, необходимость  предстоящей работы лично для  него;

- активизация (создание) целевой установки  – с подростком разрабатываются  правила повседневной деятельности (начатое дело выполнять до  конца, не браться за множество  дел сразу, качественно выполнять  любую работу, оценивать ее результативность, анализировать ошибки);

- контрастность – от регулярных  неудач в деятельности подводить  подростка к первым значительным  успехам в ней;

- стимулирование личного достоинства  подростка, защита его самолюбия  – предложение посильной деятельности, укрепление веры в успех, поддержка  в трудных ситуациях;

- требовательное доверие – подчеркивается  неизбежность выполнении задания, но оказывается поддержка, укрепляется надежда на то, что подросток эту деятельность осилит;

- поощрение – похвала – поддержка, похвала – побуждение к выполнению  принятых решений, доброе участие.

Взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно – педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.

 

Показателем социальной зрелости индивида служит его готовность быть активным членом общества, выполнять разнообразные внутрисемейные обязанности, различные роли в социуме, в межличностном общении в группе. Вместе с тем наличие неблагоприятных социально-педагогических обстоятельств, негативных макро- и микросоциальных условий ведет к социальной дезадаптации, т.е. неадекватности поведения подростков нормам и требованиям той системы общественных отношений, в которую они включаются по мере своего социального становления и развития. Наряду с социальной дезадаптацией происходит и процесс десоциализации – отчуждения индивида от институтов социализации (семьи, группы, ученического коллектива), которые являются носителями норм морали и права.

Информация о работе Способы коррекции девиантного поведения подростков