Способы коррекции девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 11:43, доклад

Краткое описание

Как известно, коррекцию принято разделять на три типа: первичная (направленная на предупреждение болезни); вторичная (задержать развитие болезни); третичная (предотвращение осложнений). Очевидно, что коррекция девиантного поведения подростков может быть и первичная, и вторичная, и третичная.
Первичная коррекция девиантного поведения подростков располагает двумя основными методами - системой запретов и наказаний и -просвещением. Вспомогательным приемом может быть выявление групп риска среди подростков.

Вложенные файлы: 1 файл

Способы коррекции девиантного поведения подростков.docx

— 33.80 Кб (Скачать файл)

Поэтому перед педагогами, психологами, родителями встает проблема своевременного предотвращения отчуждения подростка от социальных институтов, профилактики (предупреждения) негативного влияния макро- и микросреды, способствующего формированию и развитию отклоняющегося поведения.

Чтобы ликвидировать или предупредить болезнь, необходимо устранить ее источники и корни. Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение, необходимо в первую очередь нейтрализовать негативное влияние социальной среды, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

Вместе с тем научные исследования и педагогический опыт показывают, что радикальные меры (лишение родительских прав, расформирование асоциальной группы, направление подростка в учреждения интернатного типа или специальные учебно-воспитательные учреждения для девиантных подростков) не всегда приносят ожидаемый результат, не ликвидируют проблему, а усугубляют ее или на какое-то время приостанавливают, замедляют ее развитие.

С.А.Беличева считает, что эффективная ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних может быть обеспечена лишь путем применения широких комплексных мер социально-педагогического, организационно-административного и медико-педагогического.

1. В  воспитательной работе с подростками  важным условием эффективной  воспитательно-профилактической деятельности  является повышение уровня психолого-педагогических  знаний воспитателей, родителей, что  позволит избавиться от педагогических  ошибок, которые особенно часто  совершаются из-за незнания либо  непонимания возрастных психофизиологических  ошибок «трудного», «кризисного»  подросткового возраста.

2. Необходимость  создания специальных центров  социальной реабилитации, повсеместно  действующих консультационных пунктов, психологических служб, оказывающих  органам профилактики помощь  в диагностике, определении характера  трудновоспитуемости, состояния нервно-психического  здоровья, уровня интеллектуального  развития, в определении наиболее  оптимальных коррекционно-реабилитационных  программ.

3. Ведущая  роль в предупреждении правонарушений  отводится мерам общего социально-педагогического  характера, то есть совершенствованию  системы образования и воспитания  подрастающего поколения, оздоровлению  ближайшего окружения детей и  подростков и, прежде всего, условий  их семейного воспитания.

В.А.Никитин выделяет следующие основные направления педагогической деятельности по профилактике и преодолению девиантного поведения детей и подростков:

1. Повышение  роли семьи в профилактике  социально-отклоняющегося поведения  у детей.

В рамках данного направления требуется решить проблему подготовки будущих родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей; создание благоприятной нравственной обстановки в семье и во внутрисемейных взаимоотношениях; предупреждение ошибок в семейном воспитании; формирование у ребенка твердых нравственных ориентиров, нравственной позиции; формирование у ребенка нравственно-волевых качеств; недопущение насилия над ребенком; предотвратить приобщение подростков к спиртным напиткам, курению, азартным играм.

2. Повышение  воспитательной роли образовательных  учреждений в предупреждении  и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

Путями повышения воспитательной роли образовательного учреждения автор видит в создание благоприятной обстановки в условиях образовательного учреждения, профессионализме преподавательского состава, в развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками, в создании социальной службы, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с подростками девиантного поведения – побуждение преподавательского состава к самосовершенствованию, повышению своего педагогического мастерства и педагогической культуры;

3. Развитие  целесообразного взаимодействия  семьи и школы; семьи, школы и  административных органов по  месту жительства в предупреждении  и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

4. Управление  наиболее целесообразным влиянием  на круг общения, взаимодействия  ребенка в процессе его развития, воспитания.

5. Развитие  внешкольной системы консультирования  и помощи семье и детям в  преодолении девиантного поведения.

6. Повышение  роли специальных учреждений  по перевоспитанию и исправлению  девиантного поведения детей и подростков.

7. Развитие  сети центров по преодолению  социально-педагогических проблем  детей, подростков, юношества; педагогической  коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по  преодолению детского и юношеского  алкоголизма, наркомании, а также  реабилитации жертв насилия, социальной  виктимологии.

8. Использование  позитивных возможностей средств  массовой информации и ограждение  детей и подростков от их  негативного влияния.

9. Приобщение  детей и подростков к участию  в общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских, театральных и др.).

10. Активизация  самовоспитания, самовоспитателъной деятельности по исправлению и преодолению негативных качеств и привычек, помощь молодому человеку в работе над собой.

Трудновоспитуемость, характеризующаяся социальными отклонениями и социальной дезадаптацией, сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы. В связи с этим одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки, по мнению С.А.Беличевой, является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он сможет успешно усваивать позитивный социальный опыт. На осуществление этого направлен комплекс социально-педагогических мер:

– оздоровление условий семейного, школьного воспитания;

– индивидуальная психолого-педагогическая коррекция личности трудновоспитуемого;

– восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Процесс перевоспитания, должен строиться с учетом индивидуально-психологических свойств подростка, конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений. В ходе психолого-педагогической коррекции необходима опора на положительные качества подростка.

Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности является формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.

Наряду с оказанием непосредственного воздействия на личность несовершеннолетнего, важно нормализовать его отношения в коллективе одноклассников, помочь восстановить его статус среди сверстников, преодолеть отчуждение от класса, школы, повысить их референтную значимость. Влияние коллектива как института социализации в значительной степени определяется его референтной значимостью, которая, в свою очередь, зависит от эмоционального самочувствия и престижной удовлетворенности подростка в среде сверстников. Поэтому важно, чтобы коллективная общественно-полезная деятельность, в которую включен трудновоспитуемый, позволяла ему реализовать свои возможности, способности и, главное реализовать потребность в самоутверждении. Необходимо найти для подростка такое занятие, с которым он мог бы успешно справляться, восстанавливая тем самым свой престижный статус в коллективе сверстников.

В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей.

Беличева С.А. отмечает, «для педагогически запущенных подростков избыток свободного времени является криминогенным фактором, существенно влияющим на нравственный облик этой части молодежи». Поэтому большую роль в профилактике асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних играют внешкольные воспитательные учреждения, призванные развивать полезные интересы подростков, чтобы свободное время стало фактором развития, а не фактором криминализации подрастающего поколения.

А.И.Кочетов рассматривает процесс перевоспитания как корректирующее педагогическое воздействие на личность «трудного» подростка и включает решение следующих задач и функций.

1. Восстановительная, предполагающая восстановление  тех положительных качеств, которые  преобладали у подростка до  появления трудновоспитуемости, обращение  к памяти подростка о его  добрых делах.

2. Компенсирующая, заключающаяся в формировании  у подростка стремления компенсировать  тот или иной недостаток усилением  деятельности в той области, которую  любит, в которой может добиваться  быстрых успехов. Если подросток  плохо учится, то может преуспевать  в спорте, труде 

3. Стимулирующая  функция направлена на активизацию  положительной общественно-полезной  деятельности ученика, она осуществляется  посредством осуждения или одобрения, т.е. небезразличного, эмоционального  отношения к личности подростка, его поступкам.

4. Исправительная  функция связана с исправлением  отрицательных качеств подростка  и предполагает применение разнообразных  методов поощрения, внушения, убеждения, примера и т.д., связанных с  коррекцией поведения.

Коррекция личности социально запушенного подростка наряду с другими задачами предполагает и переориентацию референтной группы подростка, выработку критического отношения к прежним кумирам и формирование новых поведенческих образцов и жизненных идеалов. Переориентация референтной группы может происходить как при помощи живого примера взрослых и сверстников, с которыми общается и взаимодействует подросток, так и на примере литературных героев и киногероев, судьбы которых заинтересовали несовершеннолетнего, вызвали желание подражать. Современная превентивно-коррекционная практика отклоняющегося поведения несовершеннолетних предполагает также и обращение к помощи практического психолога. Участие психолога в превентивной практике, как правило, сводится к трем основным функциям: диагностирование консультирование, коррекция. При этом превентивное психолого-диагностическое исследование предполагает выявление различного рода неблагоприятных индивидных, личностных, психолого-педагогических и социально-психологических факторов, затрудняющих социальную адаптацию детей и подростков. Индивидуально-психологическое исследование предполагает выявление как слабых, так и сильных сторон личности трудновоспитуемых детей и подростков, которые, с одной стороны, требуют психолого-педагогической коррекции, а с другой - составляют здоровый психологический потенциал личности, на который можно опираться в процессе воспитания, перевоспитания, самовоспитания. Здесь очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, то есть крайнее проявление нормы, отклонения, которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию. Здесь же необходимо выявление синдромов тревожности, агрессивности, нарушений системы самооценок ребенка, подростка, неадекватный уровень притязаний, которые могут проявляться в различных формах социальной дезадаптации. Воспитание, перевоспитание, коррекция должны строиться с учетом ценностных и референтных ориентаций подростка, его интересов и мотивации, что также поможет выявить психодиагностическое исследование.

Коррекция отклоняющегося поведения предполагает в первую очередь выявление неблагополучия в системе отношений ребенка, подростка как со взрослыми, так и сверстниками, и «лечение» социальной ситуации, то есть коррекцию педагогических позиций учителей, родителей, разрешение острых и вяло текущих конфликтов, неблагоприятно сказывающихся на социальном развитии пол ростка. Чрезвычайно важным представляется также анализ социометрического статуса подростка в коллективе класса, в среде сверстников, определение места, которое он занимает в системе межличностных отношений, выявление того, насколько оправдываются его престижные ожидания, имеет ли место психологическая изоляция, и сои таковая имеется, определение ее корней и причин, а также возможных путей преодоления.

В программе коррекционных мероприятий особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои педагогические действия.

Однако следует отметить, что при всей важности и необходимости медико-психологической помощи, решающее значение для предупредительной практики представляют социально-педагогические программы, направленные на оздоровление условий семейного, школьного, общественного воспитания, гуманизацию системы отношений подростка, ребенка.

Коррекционная работа с подростками осуществляется на уроках и во внеурочной деятельности и направлена на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения.

Вместе с тем внеурочная и учебная воспитательная деятельность сама по себе не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, она должна быть соответствующим образом организована и педагогически инструментирована, снабжена общепедагогическими и специальными методами, приемами и средствами.

 


Информация о работе Способы коррекции девиантного поведения подростков