Сравнительный анализ типов дизонтогенеза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2015 в 13:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть типы дизонтогенеза.
Задачами данной работы являются:
1. Сравнить типы дизонтогенеза
2. Составить коррекционно-развивающее занятие при задерженном типе дизонтогенеза.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Сравнительный анализ типов дизонтогенеза. ………………………………4
Конспект коррекционно-развивающего занятия при задерженном
типе дизонтогенеза……………………………………………………………14
Заключение…………………………………………………………………….18
Список литературы…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная клиническая психология (1).docx

— 37.26 Кб (Скачать файл)

    Факторы, вызывающие повреждение - ранний детский аутизм, комплекс внешних проявлений, может быть экзогенно обусловлен и иметь органическую природу, быть вторичного психогенного происхождения.

Вторичный психогенный аутизм формируется в ситуации депривации – сенсорной, когнитивной и эмоциональной. Может развиваться в разных ситуациях, при помещении ребенка в приют, концентрационные лагеря, при наличии сенсорных дефектов у ребенка. Первичный аутизм имеет генетическое сходство с шизофренией, протекает как процессуальное психическое заболевание или органическая патология Ц.Н.С.

   Тип отклонения  развития - клинический вариант – РДА.

Структура дефекта.

Д1 – недостаточность общего и психического тонуса (низкая психическая активность с тяжелой пресыщаемостью); повышенная сенсорная и эмоциональная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражениям; но особенно к человеку.

Д2 – малая переносимость контактов со средой, людьми – самоизоляция.

Д3 – истинно невротические образования, вызванные чувством собственной неполноценности.     

     Сроки повреждения - наиболее выпукло проявляется в возрасте 3—5 лет.

Вид дизонтогенеза – дисгормоничное развитие

     Основные  проявления дизонтогенеза - этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или патологическое развитие личности. Дисгармоничность психики изначально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких больных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раздражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребенка и его адаптации к окружающей среде. Особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их поведении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демонстративные или агрессивные реакции, страх и негативизм.

Ребенку становится трудно приспособиться к обычным дисциплинарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личностную дисгармонию. Основной задачей психокоррекции детей с дисгармонигным развитием является гармонизация их личностной структуры, семейных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем. В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией развития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических особенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезорганизации его поведения.   

     Факторы, вызывающие повреждение - по своей структуре оно напоминает искаженное развитие. Однако, основой в данном случае является не текущий болезненный процесс, создающий на разных этапах различные искажения межфункциональных связей, а врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Моделью дисгармонического развития является ряд психопатий и отчасти так называемые патологические формирования личности.

Ядерную группу этих состояний составляют так называемые конституциональные психопатии, как правило имеющие наследственное происхождение. Сюда относятся шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и в значительной части истерические психопатии. Большинство психопатий формируются как клинически выраженные варианты в юношеском и зрелом возрасте.

На практике часто имеют место сложные сочетания биологических (генетических и экзогенно-органических) и социальных факторов, которые могут приводить к нарушению индивидуального развития на протяжении всей жизни.  

     Тип отклонения развития - клинический вариант – шизофрения.

Структура дефекта.

Д1 – относительное недоразвитие правого полушария при несколько опережающем развитии левого.

Д2 – расстройства психомоторики; эмоционально-волевой сферы (аутизм, эмоциональное уплощение, неадекватность поведения).     

     Сроки повреждения - врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ребенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конспект интегрированного занятия для целевой группы детей 4 лет

Тема: «Веселый огородник»

Цель: Социально-средовая адаптация. Интеграция в общество.

Задачи:

  • Ориентировка в пространстве, элементарные знания правил дорожного движения.
  • Закрепить навык поведения. (Приветствие, знакомство).
  • Закрепить  культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания.
  • Формировать умение различать и называть овощи и фрукты,  их характерными особенностями.
  • Активизировать словарь: использовать обобщающее слово «овощи», «фрукты».
  • Развивать внимание, наблюдательность.
  • Развивать моторную ловкость, координацию движений.

Методическое пособие:

Демонстрационный материал - Фланелеграф с набором картинок, изготовленный руками родителей,  набор фруктов и овощей;

Раздаточный материал – карточки  с указателями, шаблон светофора, карточки: красного, зеленого, желтого цвета.

Предварительная работа:

  1. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

     Цель: Развитие  тактильного восприятия, различать  фрукты и овощи на     ощупь;

  1. Чтение загадок, стихов про овощи и фрукты.
  2. Беседа и картинки по основам правила дорожного движения.
  3. Дидактическая игра «Одежда».

 

 

 

                                                     ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Педагог: Дети, сегодня дедушка Матвей  прислал нам письмо. В письме он просит приехать к нему в гости и помочь ему. Он живет в деревни, туда можно доехать на машине.  Как проехать к нему он написал. Вот слушайте:

На дороге знаков много!

Их должны вы узнавать,

Правила движения должны, вы выполнять.

Вам помогут на пути

И проехать, и пройти

Эти знаки…

(Показывает  карточки  с изображением знаков). Давайте  сядем в машину  и поедем. (Движения  по условным знакам).

Дидактическая игра «Светофор»

(Разложить сигналы светофора  так, чтобы можно продолжить движение).

Педагог: Вот мы приехали.

 Появляется дедушка (Приветствие, знакомство).

Педагог: Предлагает детям помочь  подобрать одежду.

Дидактическая игра «Одежда для дедушки»

(Перед детьми разложена  одежда: шапка, шарф, сапоги, куртка).

-Что оденем сначала?

Сапоги

-Что потом?

Куртку.

-Сколько рукавов у  куртки?

Два.

-На что застегивается  куртка?

На молнию.

-Какие застежки бывают  у одежды?

Пуговицы.

-Что осталось одеть  дедушки?

Шапку, перчатки.

(Педагог предлагает  пройти в огород, помочь собрать  урожай)

 

  Упражнение «Овощи»

В огород мы побежим,                (Бегают по кругу.)

Что растет там, поглядим.           (Наклоны вниз.)

Огурцы играют в прятки.

А зеленый кабачок                       (Наклоны вправо, влево.)

Повернулся на бочок:

Сладко спит на грядке.

Как малыш в кроватке.

И зеленая стрела                              (Встают на носки, поднимая руки вверх.)

Очень быстро подросла.

Жаль, нельзя взлететь стреле-

Крепко держит лук в земле.

Раз, два, три, четыре, пять-

Будем фрукты собирать                  (Хлопать в ладоши.)                     

Груши, яблоки и сливы,

Виноград и апельсины.                   (Поднимают по очереди то правую, то                                            Будем с дерева срывать,                   левую руку.)

Всех знакомых угощать.

                                                      

Педагог: Молодцы, дети. (Предлагает детям сесть за столы).

Педагог: Ребята, дед Матвей живет в большом доме, а около дома у него растет большой сад, и огород.

Педагог: Дети, а что растет в саду?

Ответы детей.

Педагог: помогите мне, пожалуйста, повесить на дерево фрукты.

(Дети прикрепляют на  фланелеграф фрукты).

Педагог: Дети а, что растет в огороде?

Ответы детей.

Педагог: Помогите мне, посадить на грядке овощи.

(Дети прикрепляют на  фланелеграф на грядку овощи).

Дедушка: Потрудились мы не зря пора и подкрепиться. Ну, я забыл, из чего варят щи. Помогите мне.

Игра «Сварим щи»  (Совместно с педагогом закрепляют  культурно-гигиенические навыки)

Дедушка: Спасибо! Без подарков вас не отпущу. Фруктами угощу.

(Приносит угощенье –  фрукты).

Педагог: Мы, тоже приехали к тебе с подарком. Дарим тебе картину.

(Дети прощаются, садятся  в машину и едут на игровую  площадку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Задержанное психическое развитие может быть вызвано генетическими факторами, соматогенными (хронические соматические заболевания), психогенными (неблагоприятные условия воспитания), а также церебрально-органической недостаточностью, чаще резидуального характера (инфекции, интоксикации, травмы мозга внутриутробного, натального и раннего постнатального периода). При этом задержка развития эмоциональной сферы проявляется в различных клинических вариантах инфантилизма (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально-органического). Замедление же темпа познавательной деятельности при соматических заболеваниях будет связано с хронической астенией (общей повышенной истощаемостью), при психогенных формах - в большей мере с явлениями микросоциальной и педагогической запущенности, при церебрально-органических, наиболее часто приводящих к трудностям в обучении, с одной стороны, с нейродинамическими (в первую очередь церебрастеническими) и энцефалопатическими (психопатоподобными, эпилептиформными и др.) расстройствами, а в ряде случаев - и с первичной недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций (праксиса, гнозиса, речи, памяти и т. д.).

     Как показывают клинические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. При ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму - недоразвитие (так называемой «олигофренический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные независимые образования, а скорее как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего.

 

Список литературы

1.Блейхер В.М., Крук И.В.  Боков С.Н.  - Клиническая патопсихология, Москва-Воронеж: Московский психолого-социальный  институт, 2002. - 511с.

 

2. Зейгарник Б. В. Патопсихология: Учебное пособие для студентов  высших  учебных заведений. - 2-е  изд., стереотип. - М.: Издательский центр  Академия, 2003. - 208 с

 

3. Лебединский В. В.  Нарушения  психического развития в детском  возрасте  - учебное пособие для студентов высших  учебных заведений,  М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительный анализ типов дизонтогенеза