Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 15:59, контрольная работа

Краткое описание

Проблема возникновения, т.е. генезиса, психики и проблема ее развития теснейшим образом связаны между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризуется особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существуют два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 124.42 Кб (Скачать файл)
  1. Стадии и уровни развития психики и поведения животных

(по А.Н. Леонтьеву  и К.Э. Фабри)

Проблема возникновения, т.е. генезиса, психики и проблема ее развития теснейшим образом связаны  между собой. Поэтому общий подход к процессу психического развития характеризуется  особенностями теоретического разрешения вопроса возникновения психики.

Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. В соответствии с идеалистическим  пониманием психики в мире существуют два начала: материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы  и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам.

«Одну из гипотез, касающуюся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н. Леонтьев, позднее она была доработана и уточнена           К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому теперь ее правильнее называть концепцией Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики  и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней (таблица). Выделяется две  стадии элементарной сенсорной психики  и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая – три уровня: низший, высший и наивысший».

Стадии и уровень  психического отражения, его характеристика

Особенности поведения, связанные с данной стадией и  уровнем

Виды живых  существ,

достигших этого уровня развития

  1. Стадии элементарной сенсорной психики

А. Низший уровень. Примитивные  элементы чувствительности. Развитая раздражимость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Высший уровень. Наличие  ощущений. Появление важнейшего органа манипулирования-челюстей. Способность к формированию элементарных условных рефлексов.

А. Четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение  скорости и направления движения. Элементарные формы движений. Слабая пластичность поведения. Несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды. Слабая, нецеленаправленная двигательная активность.

 

Б. Четкие реакции на биологически нейтральные раздражители. Развитая двигательная активность (ползание, рытье  в грунте, плавание с выходом из воды на сушу). Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы.

А. Простейшие. Многие низшие многоклеточные организмы, живущие  в водной среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б. Высшие (кольчатые) черви, брюхоногие моллюски (улитки), некоторые  другие беспозвоночные.

  1. Стадия перцептивной психики

А. Низкий уровень. Отражение  внешней действительности в форме  образов предметов. Интеграция, объединение  воздействующих свойств в целостный образ вещи. Главный орган манипулирования - челюсти.

 

 

 

Б. Высший уровень. Элементарные формы мышления (решение задач). Складывание  определенной «картины мира».

 

В. Наивысший уровень. Выделение  в практической деятельности особой, ориентировочно -исследовательской, подготовительной фазы. Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Непосредственное усмотрение и учет причинно-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт).

А. Формирование двигательных навыков. Преобладают ригидные, генетически  запрограммированные компоненты. Двигательные способности весьма сложны и разнообразны (ныряние, ползание, ходьба, бег, прыжки, лазанье, полет и др.). Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение.

 

Б. Высокоразвитые инстинктивные  формы поведения. Способность к  научению.

 

 

 

В. Выделение специализированных органов манипулирования: лап и рук. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний, умений и навыков.

А. Рыбы и другие низшие позвоночные, а также (отчасти) некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие моллюски). Насекомые.

 

 

 

 

 

Б. Высшие позвоночные (птицы  и некоторые млекопитающие).

 

 

 

В. Обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные (собаки, дельфины).


 

У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лестницы, в  частности у приматов, возникают  новые формы индивидуально-изменчивого  поведения, которые с полным основанием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение, включающее:

  • ориентировочно исследовательскую деятельность, приводящую к формированию схемы решения задачи;
  • формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
  • сличение выполненных действий с исходным намерением.

Одним из источников, создающим  существенные условия для формирования интеллектуального поведения, являются возрастающая сложность восприятия и большая прочность памяти. Этот факт был детально прослежен в  экспериментах с так называемыми  отсроченными реакциями. Животное помещалось на привязь, и на его глазах в ящик опускали приманку. Через некоторое  время животное отпускали: если след в памяти сохранился, оно бежало к ящику, если нет, не следовало никаких  действий. Приведем для примера длительность сохранения следов образной памяти у  различных животных:

    • Крыса – до 10 – 20 секунд,
    • Собака – до 10 минут,
    • Обезьяна – до 16 – 48 часов.

2. Природа мышления и его виды

Мышление  – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения объективной действительности. Оно позволяет познать внутреннюю сущность предметов, предвидеть их изменения.

Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты (А. Н. Леонтьев).      

По форме:

  • Наглядно-действенное мышление — это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.
  • Наглядно-образное мышление — это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может.
  • Абстрактно-логическое мышление. Это мышление понятиями. Для него характерны анализ и сравнение. Оно позволяет обнаружить логические противоречия, переносный смысл.

По характеру:

  • Практическое мышление, направленное на решение задач, возникающих в ходе практической деятельности.
  • Теоретическое мышление, направленное на решение теоретических задач, которые лишь опосредованно связаны с практикой.

По степени  развернутости:

  • Дискурсивное мышление – опосредствованное прошлым опытом речевое мышление человека. Выступает как процесс связного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей.
  • Интуитивное  мышление. Базируется на эффекте неосознанных путей получения знания.

По степени  новизны:

  • Репродуктивное (шаблонное) мышление, воспроизводящее мышление, связанное с использованием шаблонов, стереотипов, проверенных путей решения задачи.
  • Продуктивное (творческое) мышление, в котором решается проблема, вырабатывается новая стратегия, обнаруживается нечто новое.

 

 

  1. Типология характера по А.Ф. Лазурскому

Характер – это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей личности, определяющее типичные для нее способы поведения и жизнедеятельности в конкретных ситуациях.

А. Ф. Лазурский выделял  три психологических уровня в  зависимости от степени приспособления человека к среде.

С учетом данных уровней, показывающих степень приспособления и преобладание мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций, Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:

1. Низший уровень – это плохо приспособленные люди; среда накладывает на них особо сильный отпечаток, насильственно приспособляя к своим запросам и почти не считаясь с их врожденными особенностями:

1) Рассудочный: слабо одарен, но рассудочен, склонен анализировать мотивы и последствия действий, копировать чужие действия («все как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.

2) Аффективный, среди которого выделяются разновидности: подвижный, живой (близок к сангвиникам);

    • чувственный, с преобладанием органических чувственных влечений;
    • мечтатель, интересы которого сосредоточены на внутреннем мире.

3) Активный, разновидности которого:

    • импульсивно-энергичный (беспорядочен в действиях, не обдумывает последствия, склонен к риску, азартным играм, самоуверен, драчлив, склонен к любовным приключениям, не готов к серьезному систематическому труду);
    • покорно-деятельный (выполняет внушения и директивы, получаемые извне);
    • упрямый (добивается исполнения принятых им решений).

2. Средний уровень – обретение человеком места в окружающей среде и использование ее в своих целях.

1) Теоретик-идеалист (непрактичный):

    • ученый (последовательность мышления, научные интересы); художник (развитое воображение, занятие каким-либо искусством); религиозный созерцатель (развитое воображение).

2) Практик-реалист:

    • альтруист (человеколюбец, развита способность сочувствия, симпатии);
    • общественник (общительность и предприимчивость в общественных делах);
    • властный (твердая воля, способность влиять на окружающих);
    • хозяйственный (расчетливость, направленность на практические цели, на осуществление дел материального характера).

3. Высший  уровень (сознательность, скоординированность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы) – уровень творчества, когда человек стремится среду переделать. Типы-идеалы высшего уровня делятся по содержательным показателям:

  • альтруизм;
  • знание индуктивное/дедуктивное;
  • красота;
  • религия; общество, государство; внешняя деятельность, инициатива; система, организация;
  • власть, борьба.
  1. Понятие о мотивах и их виды

Мотив (лат. moveo — двигаю) — то преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение ею тех или иных потребностей. Для осознания мотива требуется внутренняя работа.

Основные виды мотивов:

  1. По отношению к деятельности:
  • Внешние мотивы. Мотивы, побуждающие к деятельности, не связаны с ней. Они обусловлены внешними составляющими. (Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь).
  • Внутренние мотивы. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью. Возникают внутри самого человека. (Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку).
  1. По направленности:
  • Идейные;
  • Патриотические;
  • Политические;
  • Нравственные;
  • Эстетические;
  • Профессиональные.
  1. По степени актуализации:
  • Реальные (побуждающие к действиям в данный момент);
  • Потенциальные (сформированные, но недостаточно проявляющиеся в данный момент).
  1. По степени осознанности:
  • Осознаваемые;
  • Неосознаваемые.
  1. Понятие об общении, его роль в психическом развитии человека

Общение – процесс взаимодействия людей, социальных групп, общностей, в  котором происходит обмен информацией, опытом, способностями и результатами деятельности.

Общение – это сложная  коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой  является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения  люди устанавливают контакты друг с  другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки.

Человек, как и все живое  в природе, развивается, усваивая опыт, который человечество накопило на всем протяжении своего существования. Развитие человека – это сложный и противоречивый процесс, инициированный совокупностью  многих сил: биологических и культурных; внутренних побуждений и внешних  воздействий. Этот процесс начинается с момента рождения и длится до конца жизни. Развитие человека осуществляется в общении с другими людьми.

Л. Ф. Обухова отмечает, что  развитие, прежде всего, качественное изменение, характеризующееся появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

В.С. Мухина считает, что развитие личности определяется не только врожденными  особенностями и социальными  условиями, но и внутренней позицией – определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе.

Информация о работе Стадии и уровни развития психики и поведения животных