Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 15:32, курсовая работа
Целью данной работы является выявление основных стадий конфликта. Мною была предпринята попытка решить следующие задачи: исследовать этапность конфликта, выявить способы разрешения конфликта, рассмотреть на примере конфликта в организации его протекание.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I.Понятие конфликта……………………………………………...5
1. Определение конфликта……………………………………………..5
2. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов…....6
3. Структура конфликта………………………………………………..8
4. Стадии развития конфликта………………………………………...9
Предконфликтная стадия………………………………………………..9
Непосредственно конфликт……………………………………….…....11
Разрешение конфликта…………………………………………………15
Глава II.Конфликты в организации……………………………………17
2.1 Сущность конфликта……………………………………………….17
2.2 Причины возникновения конфликта в организации……………..20
2.3 Управление конфликтом…………………………………………...24
2.4 Мотивация…………………………………………………………..29
Заключение……………………………………………………………..30
Список использованной литературы………………………………….31
представляющих угрозу самоуважению, сформировавшемуся “я - образу” индивида, системе ценностных ориентаций, снижающих самооценку индивида.
В некоторых случаях
1.4. Стадии развития конфликта.
Предконфликтная стадия.
Ни один социальный конфликт не возникает
мгновенно. Эмоциональное напряжение,
раздражение и злость обычно накапливаются
в течение некоторого времени, поэтому
предконфликтная стадия иногда затягивается
настолько, что забывается первопричина
столкновения.
Предконфликтная стадия характерна также формированием каждой из конфликтующих сторон стратегии или даже нескольких стратегий. Причем применяется та из них, которая в наибольшей степени соответствует ситуации. В нашем случае под стратегией понимается видение ситуации участниками конфликта (или, как еще говорят, "плацдарм"), формирование цели по отношению к противоборствующей стороне и, наконец, выбор способа воздействия на противника. Соперники проводят разведку для выяснения слабых мест друг у друга и возможных способов ответных действий, а затем сами пытаются рассчитать свои собственные действия на несколько ходов вперед.
Предконфликтная стадия представляет научный и практический интерес как для ученых, так и для управленцев, поскольку при правильном выборе стратегии, способов действий можно предотвращать возникающие конфликты.
Непосредственно конфликт.
Эта стадия характеризуется прежде всего
наличием инцидента, т.е. социальных действий,
направленных на изменение поведения
соперников. Это активная, деятельная
часть конфликта. Таким образом, весь конфликт
складывается из конфликтной ситуации,
формирующейся на предконфликтной стадии,
и инцидента. Действия, составляющие инцидент,
могут быть различными. К первой группе
относятся действия соперников в конфликте,
носящие открытый характер. Это могут
быть словесные прения, экономические
санкции, физическое воздействие, политическая
борьба, спортивное состязание и т.п. Такого
рода действия, как правило, легко идентифицируются
как конфликтные, агрессивные, враждебные.
Поскольку открытый "обмен ударами"
хорошо виден со стороны в ходе конфликта,
в него могут быть втянуты сочувствующие
и просто наблюдатели. Наблюдая самый
обычный уличный инцидент, можно увидеть,
что окружающие редко остаются равнодушными:
они возмущаются, сочувствуют одной стороне
и могут быть легко втянуты в активные
действия. Таким образом, активные открытые
действия обычно расширяют сферу конфликта,
они ясны и предсказуемы.
Ко второй группе относятся скрытые действия
соперников в конфликте. Известно, что
в ходе конфликтов противники чаще всего
пытаются замаскировать свои действия,
запутать, обмануть соперничающую сторону.
Эта скрытая, завуалированная, но тем не
менее чрезвычайно активная борьба преследует
цель навязать сопернику невыгодный ему
образ действий и одновременно выявить
его стратегию. Основным образом действий
в скрытом внутреннем конфликте является
рефлексивное управление. По определению,
сформулированному В. Лефевром, рефлексивное
управление - это способ управления, при
котором основания для принятия решения
передаются одним из действующих лиц другому.
Это означает, что один из соперников пытается
передать и внедрить в сознание другого
такую информацию, которая заставляет
этого другого действовать так, как выгодно
тому, кто передал эту информацию. Таким
образом, любые "обманные движения",
провокации, интриги, маскировки, создание
ложных объектов и вообще любая ложь представляют
собой рефлексивное управление. Причем
ложь может иметь сложное строение, например
передача правдивой информации, чтобы
ее приняли за ложную. Итак, действия в
непосредственном конфликте могут быть
весьма разнообразными - открытыми, скрытыми,
непосредственными, опосредованными,
физическими, психологическими и идеологическими.
Разрешение конфликта.
Внешним
признаком разрешения конфликта может
служить завершение инцидента. Именно
завершение, а не временное прекращение.
Это означает, что между конфликтующими
сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.
Устранение, прекращение инцидента - необходимое,
но недостаточное условие погашения конфликта.
Часто, прекратив активное конфликтное
взаимодействие, люди продолжают переживать
фрустрирующее состояние, искать его причину.
И тогда угаснувший было конфликт вспыхивает
вновь. Разрешение социального конфликта
возможно лишь при изменении конфликтной
ситуации. Это изменение может принимать
разные формы. Но наиболее эффективным
изменением конфликтной ситуации, позволяющим
погасить конфликт, считается устранение
причины конфликта. Действительно, при
рациональном конфликте устранение причины
с неизбежностью приводит к его разрешению.
Однако в случае высокой эмоциональной
напряженности устранение причины конфликта
обычно никак не влияет на действия его
участников или влияет, но очень слабо.
Поэтому для эмоционального конфликта
наиболее важным моментом изменения конфликтной
ситуации следует считать
изменение установок соперников относительно
друг друга. Эмоциональный конфликт полностью
разрешается только тогда, когда противники
перестают видеть друг в друге врага. Возможно
также разрешение социального конфликта
путем изменения требований одной из сторон:
соперник идет на уступки и изменяет цели
своего поведения в конфликте. Например,
видя бесперспективность борьбы, один
из соперников уступает другому или оба
одновременно идут на уступки. Социальный
конфликт может быть также разрешен в
результате истощения ресурсов сторон
или вмешательства третьей силы, создающей
подавляющий перевес одной из сторон,
и, наконец, в результате полного устранения
соперника. Во всех этих случаях непременно
происходит изменение конфликтной ситуации.
Глава
II. Конфликты в организации.
2.1.
Сущность конфликта.
Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.
Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:
1. Не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
2. Найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
3. Добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.
Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу различия их интересов.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.
Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.
Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не полностью соответствует данному нами определению. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т.п. Порой в жизни, не решаясь сделать выбор, не умея решать внутриличностные конфликты, мы уподобляемся буриданову ослу.
Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Внутренние конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, отсутствия работы при необходимости находиться на рабочем месте.
Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что единственной его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которым из-за различий в характерах, взглядах, манере поведения очень непросто ладить друг с другом. Однако, более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов, как правило, лежат объективные причины. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный не желает работать в полную силу."
По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:
а) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации, причем конфликты между руководителем и рядовым исполнителем будут существенно отличаться от конфликтов между руководителем первой руки и менеджерами нижестоящих уровней;
б) конфликты между рядовыми сотрудниками;
в) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга.
Конфликт между личностью и группой. Известно, что неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.