Становление психологии как науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа

Краткое описание

В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

Содержание

Введение.
I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века).
Античная психология.
Общая характеристика психологии средневековья.
Психологические идеи эпохи возрождения.
Психологические идеи в немецкой классической философии
конца XVIII – первой половины XIX веков.
Выделение психологии в самостоятельную науку.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

история психологии.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

  1. Введение.
  2. I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века).
    1. Античная психология.
    2. Общая характеристика психологии средневековья.
    3. Психологические идеи эпохи возрождения.
    4. Психологические идеи в немецкой классической философии

      конца XVIII – первой половины XIX веков.

  1. Выделение психологии в самостоятельную науку.
  2. Заключение.
  3. Список используемой литературы.
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

      Психология имеет многовековую историю: первые научные представления возникли в VI в. до н. э. Поэтому встает вопрос о периодизации истории психологии, задачей которой является расчленение этого процесса, выделение этапов, определение содержания каждого из них.

     В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.

     Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание не разработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов.

    В своей  работе я постараюсь раскрыть  основные этапы которые прошла  психология в становлении как  наука. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века)

Основные  периоды и достижения I периода развития психологии я хотела бы отметить в данной таблице. 

Время Предмет изучения Важнейшие итоги 
VI в.  до 

н.э.-

V в. н.э. 

Душа  Формирование двух направлений - материализма и идеализма - в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях: ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Формирование учений о темпераменте и характере. Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное»; «аффект — интеллект». Указание на внутреннее чувство как способ познания души
V-XIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии. Начало опытной методологии  исследования души.
XIV-XVI вв. Дальнейшее развитие учения о душе в контексте роста  анатом физиологических знаний и великих открытий XIV-XVI вв. Отказ от души как предмета исследования и объяснительном принципе телесных и психических явлений.

Введение термина  «психология»

XVII-сер. XIX вв. Внутренний опыт как данные самонаблюдению явления  сознания Формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистической психологии. Понятие о бессознательной психике. Возникновение психофизической и психофизиологической проблем. Идея рефлекса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Античная психология.

      Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в системе первобытных верований людей, в мифологии. Художественное народное творчество: поэзия, сказки, а также религия — проявляют большой интерес к душе. Эти донаучные и вне научные представления очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему назначению. Душа рассматривается здесь как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души.

      Философия возникла в эпоху смены первобытнообщинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т. п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада, проблема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов.

     Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н. э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Первые представления о душе возникают в период ранней классики (VI — V BB. ДО Н. Э.) в натурфилософии древних ионийцев Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена и эфесянина Гераклита. Эти мыслители учат о четырех стихиях, лежавших в основе всего. По Фалесу, это вода, по Анаксимену — воздух, по Гераклиту — огонь. Парменид называл первоэлементом землю. Гераклит называл огонь также Логосом, который отождествлял с Разумом. Логос — это также закон, который, несмотря на изменения («все течет», «ничто не имеет устойчивости»; «нельзя дважды войти в один и тот же поток»), оставляет строй целого неизменным. Душа есть часть божественного огня. Чем больше огня, тем больше души. «Сухая душа мудрейшая и лучшая». При выходе из тела огонь продолжает существовать.

Эмпедокл из Агригента  вносит идеалистические представления  о двух силах, управляющих смешением  и разделением элементов мира: связующей — ее он называет Любовью — и разъединяющей — ее он называет Ненавистью,— которые из четырех элементов образуют весь мир. В этих идеях Эмпедокла психолог XX века 3. Фрейд увидел соответствие своей психоаналитической теории о двух первоначальных инстинктах — стремлению к Эросу и стремлению к деструктивности, которые, как он утверждал, направляют жизнь отдельного человека и развитие культуры в целом.

Вершиной античного  материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп                  (V в. до н. э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В элинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV— III вв. до н. э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». В этой школе в связи с изменением исторической ситуации центр тяжести в философии смещается с вопросов, касающихся природы, на проблемы человека, познание природы начинает занимать подчиненное место. Последователем Эпикура в Риме до I в. до н. э. был Лукреций, изложивший эпикурейское мировоззрение в философской поэме «О природе вещей».

Систему атомистического  материализма развивали стоики в первый материалистический период своего существования (III в. до н. э., основатели — Хризипп и Зенон-стоик; эта система развивалась также и в последующие два столетия до н. э. и первые столетия н. э.). У стоиков в условиях углубляющегося процесса потери Грецией своей политической самостоятельности, последовавшей после завоеваний Александра Македонского (334 — 233 гг. до н. э.), наблюдается дальнейшее развитие философии в направлении от умозрения к решению личностью нравственных задач: лишь путем сосредоточения на своей внутренней жизни можно обрести свободу, независимость от внешнего мира. Далее будут рассмотрены психологические идеи античного атомистического материализма2. При этом в целях создания целостного представления об этом направлении в его развитии от Демокрита до стоиков, т. е. от V в. до н. э. до V B. Н.Э. допущено отступление от хронологического принципа изложения. Основой психологических воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытия (неделимые атомы) и небытия (пустота). Атомы— мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов. Так называемые чувственные качества — цвет, вкус и т. п.— Демокрит не приписывал атомам. «Лишь в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении — горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота»1. Эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. 
 
 
 

2.2 Общая характеристика психологии средневековья.

     История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка новой социальной структуры — феодализма. Примем за рубеж между Средними веками и Новым временем первую буржуазную революцию, имевшую общеевропейское значение и положившую начало новым капиталистическим отношениям в Западной Европе — английскую революцию 1640-1660 гг.

     Средством самосознания является внутреннее чувство. В XII в. философ Пьер Абеляр (1079— 1142) пишет сочинение исповедального жанра «История моих бедствий». Эта книга вместе с приложением к ней «Переписки Абеляра и Элоизы» построена на материале глубокого самоанализа трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Она помогает проникнуть во внутренний мир человека Средневековья, в котором сочетаются личностные качества индивида и его надличностные свойства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. Как справедливо отмечает историк, книга Абеляра — свидетельство страстного желания заявить миру о своей персоне. В XIII в. вводится обязательная исповедь для каждого верующего — объективный симптом растущего внимания к человеческой личности.Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. В силу этого время с V в. по XIII в. называют «темными годами». В Средние века сложилось мусульманское вероисповедание — ислам. Буддизм и христианство, которые зародились и получили свое развитие еще в древнем мире, в период Средневековья превратились в религии мирового масштаба. Оказалось, что именно феодализм обусловил возможность приобретения религией такого исключительного положения.

Важнейшим институтом религии была церковь. Средневековье вошло в историю как время безоговорочного подчинения авторитету церкви, удушения мысли, мрачного аскетизма. На выступления против идеологической монополии церковь отвечала гонениями против еретиков. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.

    В XI —XIII вв. происходит развитие городов и зарождение буржуазии. «Венеция, Флоренция, Генуя, Пиза, даже Милан, а также Париж, Брюгге, Гент, Лондон ...все они являются творениями Средневековья». Возникают университеты, которые, однако, в это время являются опорой схоластов и духовенства. В результате образование, как и духовная жизнь, вылилось в схоластические диспуты. Знание приобретает дедуктивно-силлогистический характер.

    С XIII в. начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светской опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе — естествознание, астрономия и математика. Именно поэтому их развитие имело поистине революционное значение, поскольку было признаком начала освобождения из-под власти религии.

   Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Развитие положительных знаний о психике резко замедлилось. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. «Работа под знаком такого определения цели совершалась в долгий промежуток времени между наивысшими стадиями развития патристики и схоластики (400— 1250), отчасти в направлении, намеченном Августином и мистическими течениями, отчасти в связи с исследованием познавательных процессов». Вместе с тем накапливается некоторый конкретный материал об анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни. Особенно следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.). Крупнейшими представителями являются Авиценна (Ибн Сина), Альгазен, Аверроэс (Ибн Рушд). Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы греческую философию и развила ее дальше, подготовив материализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Авиценна дал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышления с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы не существуют сами по себе, а нуждаются в органе, в телесном субстрате. Им является мозг. Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длительность психических актов, указывает на то, что между раздражением чувствующего аппарата и самим ощущением должен пройти известный промежуток времени, необходимый для передачи возбуждения по нервным проводникам. Аверроэс «не остановился перед объявлением теснейшей связи между состояниями сознания и физиологическими явлениями; некоторые силы души он прямо называл продуктами телесных органов»1. Он развил учение Аристотеля о пассивном и активном разуме. В целом арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отчасти утверждению господства аристотелевской психологии, ставшего с XIII в. абсолютным». 
 
 
 
 
 
 

2.3 Психологические идеи эпохи возрождения.

    Искателем  новых путей в науке, предтечей  эпохи Возрождения был Роджер  Бэкон (1214— 1292). В спорах со  схоластами он провозгласил значение  опытов и наблюдения в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для познания души нужно нечто другое, особый род вдохновения, некое внутреннее просветление, позволяющее постигать то, чего не может открыть чувственное восприятие. У Бэкона дается большой материал о зрительных нервах и зрительном восприятии, которое он объясняет из общих законов распространения, преломления и отражения света. Естественно-научное направление, развиваемое Р. Бэконом и некоторыми другими учеными, было важной линией развития материалистических идей средневековой философии.

Информация о работе Становление психологии как науки