Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:16, курсовая работа
В истории психологии различаются два больших периода: первый, когда психологические знания развивались в недрах философии, а также других наук, прежде всего естествознания; второй — когда психология развивалась как самостоятельная наука. Они несоизмеримы по времени: первый период (VI в. до н. э.— середина XIX в.) охватывает около 2,5 тысячи лет, второй — чуть больше столетия (середина XIX в.— настоящее время). По словам Г. Эббингауза, психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю.
Введение.
I период развития психологии ( VI век до н.э. – середина XIX века).
Античная психология.
Общая характеристика психологии средневековья.
Психологические идеи эпохи возрождения.
Психологические идеи в немецкой классической философии
конца XVIII – первой половины XIX веков.
Выделение психологии в самостоятельную науку.
Заключение.
Список используемой литературы.
В XIV в. в Италии начинается новая эпоха — эпоха Возрождения, ознаменовавшая в дальнейшем великий расцвет цивилизации во всей Европе. При переходе средневекового феодального общества в новую фазу его развития, для которой характерно появление элементов новых для того времени отношений — раннекапиталистических, вновь проявилось влияние Античности. К XIV в. относится деятельность величайших гуманистов—А. Данте (1265- 1321), Ф. Петрарки (1304- 1374), Д. Боккаччо (1313— 1375). Большой интерес к человеку, к его переживаниям и проблемам существования отличает все их произведения. По словам историка культуры Я. Буркхардта (1818— 1897), в эту эпоху происходит «открытие человека». Колюччо Салютати (1331 — 1406) и Леонардо Бруни (1369— 1444), последователи Петрарки, пустили в ход слово humanitas (человечность) как свойство человека, которое определяет его человеческое достоинство и влечет к знанию.
В
трудах деятелей эпохи
Леонардо да Винчи (1452— 1519) раскрыл противоречивость человека. Человек — это великолепное орудие природы, земной бог, но он и жесток и часто ничтожен в своих помыслах и поступках.
Новый аспект
в понимании человека
Глубокий
психологический анализ
XVI в.— время великих открытий в области механики, астрономии, математики. Н. Коперник (1473— 1543), И. Кеплер (1571 - 1630), Дж. Бруно (1548-1600), Г. Галилей (1564— 1642) стоят у истоков классической науки Нового времени. Их значение состоит в том, что они доказали: необходимо анализировать действительные явления, процессы и вскрывать законы, руководствуясь предположением, что природа повинуется самым простым правилам. Необходимо изгнать анимистические представления из понятий о движении и силе. Начинается систематическая работа теоретического научного мышления. Великие географические открытия XV—XVI вв. (открытие Америки X. Колумбом, первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана и др.) расширяли представления о мире, утверждали примат опытного знания над книжным.
Постепенно складывается
новая научная методология. Средневековая
методология имела
Из всех
областей естественно-научного
Важное значение имели работы врача и мыслителя Мигеля Сервета (1509/1511 — 1553), его идеи о малом круге кровообращения (1553). Новая эпоха в анатомии, физиологии и эмбриологии началась работами М. Мальпиги (1628—1694) и исследованиями по экспериментальной физиологии. В. Гарвей в 1628 г. решил проблему кровообращения. Так постепенно складывалось познание путем опыта, которое приходило на смену догмам и схоластике.
Немецкие схоласты
Р. Гоклениус и О. Кассман впервые
ввели термин «психология» (1590). До этого
Филипп Меланхтон (1497—1560) — немецкий
гуманист, друг Лютера, воспитанный
под влиянием Эразма, в своем «Комментарии
о душе» отвел ей почетное место.
Он почитался авторитетом в области преподавания
психологии и господствовал в некоторых
немецких университетах до середины XVIII
в. Испанский гуманист, друг Эразма Роттердамского
Хуан Луис Вивес (1492— 1542) в книге «О душе
и жизни» (1538) утверждал: главный вопрос
не в том, что такое душа, а в том, каковы
ее проявления и их связь. Это указывает
на возросший интерес к психологическим
вопросам и позволяет понять успехи психологического
анализа в XVII в. у Ф. Бэкона и Р. Декарта.
2.4 Психологические идеи в немецкой классической философии
конца XVIII – первой половины XIX веков.
Эмпирическая философия и психология, возникшие в Англии, проникли в Германию не сразу. Только во второй половине XVIII в. появились переводы локковских «Опытов», трудов Юма, в 1770-х гг.— Гартли и затем французов — Бонне, Гельвеция, Кондильяка. До этого здесь господствовали Декарт, Лейбниц и его последователь Христиан Вольф (1679-1754). Вольф «систематизировал и популяризировал Лейбница и установил в Германии психологию, под влиянием которой развивался Кант и которую он, т. е. Кант, потом отверг»1. Система X. Вольфа была компромиссом между эмпирическими и рационалистическими идеями в психологии. Этот компромисс выразился уже в разделении X. Вольфом психологии на две науки: эмпирическую («Эмпирическая психология», 1732) и рациональную («Рациональная психология», 1734). В эмпирической психологии Вольфа проявилась тенденция XVIII столетия к изучению фактов о жизни души вместо утомительных схоластических споров о существе души. Однако эмпирия Вольфа была очень скудна. Вольф смутно указал на возможность измерения в психологии. Величину удовольствия можно измерять осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии проследить.
Еще раньше немецкий философ и психолог И. Тетенс (1736—1807) впервые выделил чувство (в значении «эмоция» в качестве самостоятельной душевной способности, но это открытие обычно приписывается Канту). Уже во введении к «Критике способности суждения» (1790) он отличил познавательную способность души от способности чувствовать удовольствие и страдание (Gefühle der Lust und Unlust) и от желательной силы (Begehrungsvermögen). Однако более подробно эта классификация дается в «Антропологии» (1798).
Иоганн Готлиб Фихте
(1762— 1814) находился под непосредственным
влиянием Французской революции. Развил
идеи об активности субъекта, его «Я»,
о деятельности субъекта, о деятельной
стороне субъекта, трактуя ее идеалистически.
Шеллинг назвал Фихте антиподом Спинозы;
«Идеализм Фихте выступает как полная
противоположность спинозизму, как спинозизм
наизнанку, поскольку абсолютному, уничтожающему
все субъективное объекту Спинозы он противопоставляет
субъект в его абсолютности, неподвижному
бытию Спинозы —действие»3. По Фихте, есть
безусловная абсолютно творческая способность
— «разумная воля», которая реализуется
в эмпирическом человеческом существе
и отличает человека от других явлений
природы. Сущность «Я» составляет деятельность:
мы не потому действуем, что познаем, но
мы познаем потому, что предназначены
действовать. Знание выступает не как
цель, а как средство рационального господства
над природой.
3. Выделение психологии в самостоятельную науку.
Во второй половине XIX в. создаются объективные условия для выделения психологии в самостоятельную науку. В зарубежной и отечественной науке все чаще встречается мысль о необходимости самостоятельного, отдельного от философии и естествознания, в рамках которых зародилась психологическая мысль, развития психологии: этого требует специфика психических явлений.
Так, Т. Рибо в 1871 г. писал: «Мы желаем показать, что психология может сложиться в независимую науку», что условием этого является возможность выделить факты, которые «составляют самую прочную и всего менее оспариваемую часть этой науки. Чистое и простое изучение этих-то фактов и может обосновать независимую науку»1. Сходную мысль встречаем у Н.Я. Грота: «Ежедневное появление... новых трудов по вопросам психологическим... наводит на мысль, что психологическая наука способна развиваться далее своими средствами и что в ней есть много задач, которые не могут быть решены при помощи одного только микроскопа или других каких-либо орудий точного естествознания».
Выделение психологии
в самостоятельную науку
По С.Л. Рубинштейну,
решающую роль в становлении психологии
как самостоятельной науки
Ориентация на естествознание отразилась прежде всего в понимании научности в психологии. Как писал Гуго Мюнстерберг (1863— 1916), большой психолог и методолог психологии, основатель психотехники, сторонник прикладной психологии, человеческое мышление, чувство, хотение и др. могут рассматриваться с разных точек зрения, но только одна из них имеет значение научной психологии. Он считал ненаучной психологию, которая старается понять душевную жизнь как связь значений, целей, пытается проникнуть в смысл душевных явлений. Научная психология рассматривает «душевные явления — восприятия, воспоминания, чувства и т. п. как объекты, перед которыми сознание стоит в роли размышляющего пассивного зрителя. Как и все объекты, они допускают лишь вопрос о том, каковы их составные части, как они связаны между собой, каковы их причины и вызванные ими действия»сложное свести к более простому, ее метод — эксперимент лабораторного типа, с обязательными процедурами измерения, причем экспериментатор не должен вмешиваться в процесс эксперимента; объяснение психических явлений сводится к выявлению их физиологических механизмов. Практика выступает как применение психологии для объяснения явлений культуры и нахождения средств и путей для выполнения таких практических задач, как обучение, воспитание, восстановление нарушенных психических функций и др., обозначаемых общим термином «психотехника».
Естествознание в XIX в. достигло больших успехов в области механики, химии, биологии, оно получило энергичное применение в технике. Мощное развитие получила теория. Произошло основание эмбриологии (K.M. Бэр, 1828), открытие клетки (М. Шлейден, Т. Шванн, 1838), закона сохранения энергии (Г. Гельмгольц, 1847). В 1859 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «О происхождении видов», в которой изложил эволюционную теорию. Было дано научное объяснение происхождения человека (Т. Гексли, 1863, Ч. Дарвин, 1871). Общие вопросы объяснения жизни давала физико-химическая теория (Г. Гельмгольц, Э. Дюбуа-Реймон, К. Людвиг, Э. Брюкке), которая пришла на смену витализма. Клод Бернар открыл гомеостатические механизмы саморегуляции внутренней среды организма. Г. Мендель вывел законы наследственности (1865). Эти и другие открытия определили решающее место естествознания в науке XIX в. Его мировоззренческий характер получил концентрированное отражение в заголовках книг того времени: Э. Геккель «Мировые загадки» (1899), Э. Дюбуа-Реймон «О границах естествознания» (1872), И.И. Мечников «Этюды о природе человека» (1903), В. Оствальд «Философия природы» и др. В то же время выдающиеся естествоиспытатели осознавали границы естествознания, его научной методологии. Так в речи «О границах естествознания» (1872) Э. Дюбуа-Реймон говорил о двух границах естествознания, через которые человеческий дух никогда не перешагнет. Это проблема сущности материи и силы — проблема субстанции и проблема сознания, т. е. вопрос о том, как из материальных условий и движений может быть объяснена наша духовная деятельность: почему субстанция, лежащая в основе материи и силы, при определенных условиях чувствует, желает, мыслит. Он повторил эти выводы в 1880 г. в речи, посвященной Лейбницу, расширив непознаваемые естественно-научными средствами до семи мировых загадок. Полемическим ответом на это выступление явился этюд Э. Геккеля «Мировые загадки. Общедоступные этюды по монистической философии» (1899). В этой работе Геккель попытался доказать, что огромные успехи, которых достигло естествознание, позволяют надеяться, что эти загадки, хотя и трудные, но разрешимы в будущем, а некоторые уже решены.