Стессоустойчивость в жизнедеятельности менеджера (руководителя)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 09:23, реферат

Краткое описание

Цель: выявить уровень стрессоустойчивости у руководителей с различным стажем работы.
Предмет: уровень стрессоустойчивости у руководителей с различным стажем работы в управленческой деятельности
Объект: руководители с различным стажем работы в управленческой деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Стресс и управление им в деятельности руководителя………………….. ..5
1.1 Стресс как психологическое состояние организма ……………………….5
1.2 Профессиональный стресс …………………………………………………21
1.3 Стресс и управление им в деятельности руководителя………………… 25
Заключение………………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

стрессоустойчивость.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Под социальной поддержкой понимается удовлетворение специфических социальных потребностей: в близости, защите, информации, практической помощи, разрядке, успокоении и т. д. (Виел Х.О., 1993). Это понятие  описывает главный функциональный социальных отношений и сетей отношений. дальнейшая дифференциация понятия привела к выделению ряда компонентов его понимания и регистрации:

Конструктивные компоненты: воспринимаемая поддержка, то есть понимание того, что тебя поддерживают; полученная или реальная поддержка и взаимная поддержка; сеть поддержки, или ресурсы поддержки, дающие возможность обратиться к тем, кто поддержит и поможет.

Отношение к ситуации: повседневные стрессоры в противопоставлении макрострессорам (критическим жизненным  событиям).

Источники поддержки: носители ролей (партнеры, родственники и т. д.).

Содержание поддержки: выделяют два  главных типа поддержки (психологическая  и инструментальная), которые в  свою очередь, подразделяются на различные  подкатегории (психологическая поддержка: эмоциональная, когнитивная, ориентированная на самооценку и т.д.; инструментальная поддержка: советы, информация, работа, деньги и т. д.).

Выводы:

Стресс - это такое  психологическое состояние организма, когда существует несоответствие между  его способностью удовлетворительно справиться с требованиями окружающей среды и уровнем таких требований.

Согласно дифференциации, предложенной Д. Р. Нитше, стресс - это  многозначное понятие, включающее четыре основных значения: стресс как событие; стресс как реакция; как промежуточная переменная; стресс как трансактный процесс.

Стрессы могут вызывать расстройства физической, психической  социальной составляющих целостности  человека.

Главной причиной возникновения  стресса являются стрессоры. Люди неодинаково  реагируют на идентичные стрессоры. Главный опосредующий фактор со стороны  индивида - это процесс оценки, представляющий собой суждение о событиях с различных  точек зрения (контролируемость, каузальные атрибуции, ресурсы и т. д.)

1.2. Профессиональный стресс

Профессиональный стресс - понятие очень сложное. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. И здесь также  подстерегает проблема, поскольку любой  работник приходит на работу с предрасположенностью к стрессу. /10/

Вид взаимодействия со стрессорами  на работе является личностной характеристикой. Стрессоры скорее привносятся в  работу, а не появляются в результате, и в любом случае они неотъемлемая часть профессионального стресса. К таким характеристикам относятся: уровень тревожности, уровень нейротизма, толерантность к ситуациям неопределенности.

Сюда же можно включить стресс, возникающий за пределами  рабочего места. Эти внеорганизационные стрессоры появляются из семейных проблем, жизненных кризисов, финансовых трудностей и факторов окружающей среды. Все вместе создаёт трудности со здоровьем, что может спровоцировать развитие серьезного заболевания.

Профессиональный стресс трудно определить и измерить, так  как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения к работе, но испытывают влияние и профессионального стресса. Люди могут управлять профессиональным стрессом, используя стрессовую модель. Можно сменить работу (воздействие на жизненную ситуацию), начать воспринимать стрессоры как вызов, нежели как бремя (изменение восприятия), регулярно заниматься релаксацией (влияние на эмоциональное состояние) и регулярно заниматься физическими упражнениями, чтобы использовать побочный продукт стресса (регуляция физиологического состояния).

Стресс на работе можно  определять как вредная физическая и эмоциональная ответная реакция, возникающая в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями  и потребностями работников. Такие стрессы наносят значительный вред здоровью. Вот перечень достоверных, ранних признаков стресса на работе: головная боль, нарушения сна и внимания, эмоциональная неустойчивость, расстройство желудка, неудовлетворенность работой, подавленное настроение. Работа и стресс - вещи несовместимые и неразделимые одновременно. Многие исследования доказали, что психологически напряженные виды работ, по контролю процесса производства, повышают риск развития сердечно-сосудистых заболеваний. Работы, связанные со стрессами, увеличивают риск развития заболеваний мышечно-костной системы, в частности патологии поясничных отделов позвоночника и верхних конечностей.

Результаты нескольких исследований продемонстрировали, что  частота развития нарушений психического здоровья (таких как депрессия или чрезмерное возбуждение) у представителей различных профессий обусловлена разным стрессовым уровнем на работе. Также частоту обусловливают экономические различия и разница в образе жизни.

Стрессовые условия  работы несовместимы с безопасностью на рабочем месте, а потому являются основой для производственного травматизма. Исследования в этом направления все еще необходимы и активно ведутся.

Есть люди, которые  лучше всего работают в состоянии  постоянного напряжения. Например, некоторые могут работать только тогда, когда поставлены в жесткие временные рамки. Однако для большинства людей ситуация жесткого временного пресинга является стрессовой. Такая ситуация может быть связана с плохой организацией труда, недостатком персонала (когда один человек вынужден совмещать обязанности нескольких сотрудников), а также с самим характером деятельности, в которой периодически случаются авралы (например, у бизнесменов, руководителей, полицейских, медиков, вынужденных бороться с внезапными кризисными ситуациями). Причинами перегрузок могут быть также нереалистично высокие личные притязания или требования начальства. Исследование показало, что именно завышенные притязания являются основной причиной профессионального стресса учителей. Они всегда ждут от себя слишком многого, заставляют себя трудиться в ущерб отдыху и здоровью, но в результате остаются недовольны достигнутыми результатами. Еще одной особенностью этой профессиональной группы является то, что учителя не только сами постоянно пребывают в состоянии стресса, по и считают своим долгом поддерживать это состояние в своих учениках.

Когда ситуация слишком  стабильна, это тоже может вызвать  стресс. Человек время от времени  нуждается в новых впечатлениях, чтобы сохранить собранность  и творческий потенциал, У служащих, выполняющих административные обязанности, часто возникает ощущение монотонности. По утрам они испытывают почти паническое состояние при мысли о. том, что все события предстоящего дня можно предсказать до минуты. Сами по себе эти события вовсе не являются неприятными или стрессовыми, однако их предсказуемость достигает такой степени, что вызывает ощущение вязкого кошмара, который никак не кончится. Чтобы избавиться от подобной проблемы, можно обсудить чувство скуки или отсутствия интереса к работе со своим руководителем. Только необходимо учесть, что при этом не следует становиться в положение жалующегося. Нужно объяснить, что вы сторонник работы, требующей отдачи сил, и хотели бы иметь возможность принять участие в других видах деятельности.

Так же тяжело бывает смириться  с положением низкооплачиваемого работника, быть начальником иногда гораздо  труднее. Руководители, которым по роду своей деятельности приходится принимать  ответственные решения, от которых  зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянному стрессу, вырабатывая в себе профессиональную «толстокожесть» - нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров. Такой профессиональный цинизм бывает свойствен врачам, которым приходится ежедневно принимать решения, определяющие жизнь и смерть их пациентов, а также юристам, политикам, бизнесменам и финансистам. Те профессионалы, которым не удается выработать в себе защитный цинизм, часто переживают синдром сгорания -- критическую стадию в работе, когда человек больше не может принимать решения, затрагивающие жизнь других людей. Это довольно часто случается с руководителями, которым сообщили, что уволенный ими - бухгалтер выбросился из окна. В ситуации сгорания человек либо становится очень осторожным, предпочитая бездействие как наименьшее из зол, либо принимает любое случайное решение, боясь, что его обвинят в бездействии. И то и другое может стоить очень дорого.

Таким образом, ответственность - это контроль над своей или чужой деятельностью, причем с учетом и соблюдением выполнения принятых в данном коллективе норм и правил. Ответственность часто становится для работника непосильной ношей и превращается в сильнейший стрессор.

Долгий и затяжной стресс может привести к синдрому профессионального выгорания. Этому понятию в психологической науке в настоящее время стало уделяться намного больше внимания, чем раньше. Видимо, в последнее время явление выгорания на работе стало более распространенным. Некоторые люди говорят, что они боятся подниматься утром и идти на работу потому, что чувствуют там себя несчастными и разбитыми. Подобная жалоба является достаточно известной. Время от времени это чувство испытывает каждый человек. Но когда такое состояние повторяется изо дня в день и не проходит, тогда с полной уверенностью можно утверждать, что процесс выгорания уже функционирует. Профессиональное выгорание. ведет к истощению энергии у медицинских работников, работников сферы социальных услуг, диспетчеров авиалиний и железнодорожных путей, водителей автотранспорта, электричек и поездов, работников сферы образования (педагогов, воспитателей) и т.п. Они чувствуют себя перегруженными проблемами других людей, часто несут большую ответственность за их жизнь или здоровье или занимаются выполнением очень важных заданий. Когда сотрудник выгорает по какой-либо причине, он становится неэффективным в своих целях и действиях. У него происходит эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением.

Выводы:

Стресс на работе можно  определять как вредная физическая и эмоциональная ответная реакция, возникающая в том случае, если требования, предъявляемые на работе, не совпадают с возможностями, способностями  и потребностями работников. Такие  стрессы наносят значительный вред здоровью.

Профессиональный стресс трудно измерить, так как в процессе деятельности на людей воздействуют стрессоры, не имеющие отношения  к работе, но испытывают влияние  и профессионального стресса.

Руководители, которым  по роду своей деятельности приходится принимать ответственные решения, от которых зависит судьба многих людей, по-своему приспосабливаются к постоянному стрессу, вырабатывая в себе профессиональную «толстокожесть» - нечувствительность к последствиям собственных решений для других людей: подчиненных, клиентов, партнеров.

Ответственность - это  контроль над своей или чужой  деятельностью, причем с учетом и  соблюдением выполнения принятых в  данном коллективе норм и правил. Ответственность  часто становится для работника  непосильной ношей и превращается в сильнейший стрессор. Долгий и затяжной стресс может привести к синдрому профессионального выгорания.

1.3 Стресс и управление  им в деятельности руководителя

Понятие стресса прочно вошло не только в научную терминологию, но и в повседневную жизнь. Стресс - неотъемлемая часть жизни человека: представления о нем и собственные стрессовые переживания - важный компонент личного опыта любого человека. Стрессом обозначается широкий круг состояний повышенной напряженности, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия - стрессоры. В управленческой деятельности число стрессоров очень велико, по своему содержанию они специфичны. К основным стрессорам управленческой деятельности необходимо отнести следующие факторы.

Фактор информационной нагрузки. Одной из наиболее характерных особенностей управленческой деятельности является то, что руководителю приходится иметь дело с огромным массивом информации. По содержанию эта информация, как правило, очень разнородна, изменчива, противоречива, обладает разной степенью достоверности. Вся она, однако, должна быть адекватно воспринята, осмыслена и реализована в деятельности. Объем информации, требования к ее переработке входят в противоречия с психическими возможностями субъекта. В связи с этим высокая когнитивная нагрузка, обусловленная большим объемом информации, выступает как мощный негативный фактор, приводящий к повышенной напряженности; к стрессу.

Фактор информационной неопределенности. Информационная нагрузка - ее избыточность постоянно сочетается в деятельности руководителя с хронической неопределенностью. С одной стороны, информации чрезмерно много, но с другой - нужной и наиболее важной для данной конкретной ситуации информации часто недостает. В результате руководитель ставится в положение, когда он либо вынужден добирать, искать недостающую информацию (что само по себе порождает напряженность), либо действовать в условиях неопределенности, т.е. риска. Последнее является сильным стрессогенным фактором.

Фактор ответственности  решающий и основной для деятельности; сила проявления всех иных факторов зависит от него. Для управленческой деятельности мера ответственности наиболее высока, а ее содержание также специфично. Это не только «ответственность за результат» и не только «ответственность за себя», но и «ответственность за других». Поэтому общий феномен ответственности не только максимально выражен в управленческой деятельности, но и становится многомерным, включает в себя ряд довольно различных компонентов. В соответствии с принципом «личной ответственности» руководитель в конечном итоге аккумулирует в своей деятельности всю меру ответственности за результаты функционирования организации.

Фактор дефицита времени. Хроническая нехватка времени - один из наиболее типичных признаков управленческой деятельности. Он обусловлен как обилием задач и функций, которые необходимо решать и выполнять, так и жесткими временными рамками, в которые обычно поставлен руководитель. В психологических исследованиях установлено, что дефицит времени может выступать даже более сильным фактором напряженности деятельности, чем сложность решаемых в ее ходе задач.

Факторы межличностных  конфликтов. Постоянным спутником управления выступают возникающие в его  ходе межличностные конфликты различных  типов и меры выраженности. Порожденные этим негативные межличностные отношения являются одним из наиболее сильных источников появления стрессовых состояний.

Факторы внутриличностных (ролевых) конфликтов. Показано, что  одним из источников стресса является необходимость выполнения одним и тем же человеком двух и более функциональных ролей одновременно. Несовпадение требований, предъявляемых различными ролями, ведет к развитию состояния, которое обозначается понятием ролевого конфликта. Ролевой конфликт конкретизируется по отношению к деятельности руководителя, прежде всею, в маргинальном ролевом конфликте. Так, субъект выступает в роли руководителя в отношении управляемой им группы (организации), что налагает на него одну систему обязанностей, одну стратегию поведения. Но он одновременно является подчиненным по отношению к вышестоящим инстанциям и должен выполнять предписываемые ими роли. «Требования сверху» и «интересы снизу» сталкиваются в поведении руководителя, а их частый антагонизм является постоянным и мощным стрессором управленческой деятельности.

Фактор полифокусности управленческой деятельности. Столь  же типичной особенностью управленческой деятельности является необходимость  одновременного решения многих задач, выполнения многих функций и обязанностей. Руководитель самой своей позицией ставится в условия, когда он должен «удерживать в поле зрения» множество проблем, «разрываться между делами». В результате этого возникает известный в психологии феномен интерференции (наложения и отрицательного влияния) задач и функций друг на, друга, также являющийся одним из сильных источников высокой напряженности деятельности.

Информация о работе Стессоустойчивость в жизнедеятельности менеджера (руководителя)