Стихийные группы и массовые движения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 14:21, реферат

Краткое описание

Прежде чем говорить о стихийных группах, нужно понять то, что их образовало, а именно общественное мнение. Исследование общественного мнения - важный ключ к пониманию состояния общества. В определенный момент динамичность общественного мнения, а также включенность в него эмоциональных оценок действительности могут стать стимулом для образования стихийной группы.
Французский социальный мыслитель Г. Лебон наиболее известен как автор теории поведения толпы. Она была выдвинута в начале ХХ века, когда в Европе происходили глубокие перемены. В основе теории лежит мысль о том, что с людьми происходят драматические перемены, когда они становятся частью толпы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 63.57 Кб (Скачать файл)

Особой ситуацией, где усиливается воздействие  через заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе  людей как определенное эмоциональное  состояние, являющееся следствием либо дефицита информации о какой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка  этой информации. Сам термин происходит от имени греческого бога Пана, покровителя  пастухов, пастбищ и стад, вызывавшего  своим гневом безумие стада, бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Паника - это распад массы  в массе. Отдельный человек здесь  старается отпасть от массы и  бежать от нее, угрожающей ему как  целое. Панику как распад можно предотвратить, продлив первоначальное состояние  объединяющего массового страха.

Мир хорошо помнит возникновение массовой паники в  США 30 октября 1938 г. после передачи по радио произведения Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых  различных возрастных и образовательных  слоев (около 1 200 000 человек) поверили во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие из них точно знали, что  по радио передается инсценировка литературного  произведения (трижды это объяснялось  диктором), приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан».

Паника относится  к таким явлениям, которые чрезвычайно  трудно поддаются исследованию. Ее нельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее  не известны сроки ее возникновения, во- вторых в ситуации паники очень  сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила и заключается, что любой  человек, оказавшись «внутри» системы  паники, в той или иной степени  поддается ей. При исследовании заражения  важным вопросом является вопрос о  той роли, которую играет уровень  оценок и установок, свойственных массе  людей, подверженных психическому заражению. Этот вопрос недостаточно изучен в  науке, хотя в практике найдены формы  использования этих характеристик  в ситуации заражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например популярного актера, являются аплодисменты. Они могут  послужить ролью импульса, вслед  за которым ситуация будет развиваться  по законам заражения. Знание такого механизма использовалось, в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особая концепция повышения  эффективности воздействия на открытую аудиторию путем доведения ее до открытого возбуждения: до состояния  экстаза.

Заражение настолько  могущественно, что он может внушать  индивидам не только известные мнения, но и известные чувства. Благодаря  именно такому заражению, в известную  эпоху подвергались презрению известные  произведения, например, "Тангейзер", спустя несколько лет возбудивший  восторги тех же самых людей, которые  его осмеяли.

2.2 Внушение как способ воздействия на массы

Внушение представляет собой особый вид воздействия, а  именно целенаправленное, неаргументированное  воздействие одного человека на другого  или группу. Некоторые сопоставляют внушение с заражением ,но есть и те кто выдвигает отличия и сводит их к следующему: 1) при заражении осуществляется сопереживание большой массы людей общего психического состояния, внушение же имеет одностороннюю направленность; 2) внушение, как правило, носит вербальный характер, тогда как при заражении, кроме речевого воздействия, используются и иные средства.

Явление внушения исследуется в психологии очень  давно, но большей степени оно  изучено в связи с медицинской  практикой или с некоторыми конкретными  формами обучения. Внушение, «суггестия», как социально-психологическое явление  обладает глубокой спецификой, поэтому  правомерно говорить о таком явлении  как «социальная суггестия». В  остальном сохраняется терминология, используемая в других разделах психологической  науки, изучающей это явление: человек, осуществляющий внушение - суггестор ; человек, которому внушают называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействие называется контрсуггестией

     В многочисленных экспериментальных  исследованиях выявлено, что решающим условием эффективности внушения является авторитет суггестора, создающий дополнительный фактор воздействия - доверие к информационному источнику. Этот «эффект доверия» проявляется по отношению к личности суггестора, и по отношению к той социальной группе, которую данная личность представляет.

Контрсуггестия показывает меру сопротивления внушению, которую оказывает отдельная личность. В практике социальной суггестии разработаны способы, при помощи которых можно блокировать эту «психическую самозащиту». Контрсуггестия может быть использована не только для защиты личности от суггестивного воздействия, но и для опровержения этой защиты. Так, если в качестве средства контрсуггестии выступает недоверие к суггестору, то путем включения дополнительной информации о суггесторе можно добиться отклонения этого недоверия, и этот комплекс мер будет как раз представлять контрконтрсуггестию. Логично, конечно, предположить, что и в ответ на эти дополнительные усилия личность постарается выдвинуть новый ряд защитных мер, но до сих пор практические исследования не углубились далее первого «слоя» контрконтрсуггестии.

В повседневной жизни исследования внушения имеют  большое значение для таких сфер, как пропаганда и реклама Хотя основная черта пропаганды - апелляция к логике и сознанию, а средства, разрабатываемые здесь, - это преимущественно средства убеждения, все это не исключает присутствия определенных элементов суггестии. Метод внушения выступает здесь как метод своеобразного психопрограммирования аудитории, т.е. относится к методам манипулятивного воздействия. Особенно очевидным является применение этого метода в области рекламы. Здесь разработана особая концепция «имиджа», который выступает как звено в механизме суггестии.

2.3 Подражание как способ воздействия на массы

Подражание тоже относится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе и в условиях массового поведения. З.Фрейд отмечает, что отдельное эмоциональное побуждение и личный интеллектуальный акт индивида слишком слабы, чтобы проявиться отдельно, и должны непременно дожидаться заверки подобным повторением со стороны других.

Психический феномен  стадного инстинкта наблюдается  у массы так же, как и у  животных. Механизм подражания выступает  в тесной связи с механизмами  заражения и внушения. Основные способы  подражания: а) посредством наблюдения модели возникают новые реакции; б) наблюдение за вознаграждением или  наказание модели усиливает или  ослабляет сдерживающее поведение; в) наблюдение модели способствует актуализации тех образцов поведения, которые  и ранее были известны наблюдающему. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978. - С.63.

Существует несколько  видов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и подражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Исследование этих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания: подражание осуществляется от внутреннего к  внешнему (т.е. внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние); низшие (низшие по социальной лестнице) подражают высшим и т.д.

Подражание имеет  большое значение в процессе развития ребенка. Поэтому именно в детской  психологии проводится основная масса  экспериментальных исследований подражания (Обухова, 1995, С. 317). Так, исследования механизма  подражания стали предметом специальной  теории подражания, разработанной в  рамках необихевиористской ориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие «подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленному поведению «модели», т.е. образца для подражания: а) когда посредством наблюдения модели могут возникать новые реакции, б) когда наблюдение за вознаграждением или наказанием модели может усиливать или ослаблять сдерживание поведения, в) когда наблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения, которые и ранее были известны наблюдающему .Очевидно, что все эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массового поведения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи с механизмами заражения и внушения.

Воздействие не может быть рассмотрено как процесс протекающий в одном направлении: всегда существует и обратное движение - от личности к оказываемому на нее воздействию. Особое значение все это приобретает в стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовое поведение и массовое сознание являются существенным компонентом различных социальных движений.

2.4 Характеристика лидеров стихийных групп

Лишь только известное число живых существ  соберется вместе, все равно, будет  ли то стадо животных или толпа  людей, они инстинктивно подчиняются  власти своего вождя. В толпе людей  вождь часто бывает только вожаком, но, тем не менее, роль его значительна. Его воля представляет то ядро, вокруг которого кристаллизуются и объединяются мнения. Он составляет собой первый элемент организации разнородной  толпы и готовит в ней организацию  сект. Пока же это не наступит, он управляет  ею, так как толпа представляет собой раболепное стадо, которое  не может обойтись без властелина.

Понятно, что  лидер такого специфического типа массового  поведения должен обладать особыми  чертами. Наряду с тем, что он должен наиболее полно выражать и отстаивать цели, принятые участниками, он должен и чисто внешне импонировать довольно большой массе людей.

Лидер сначала  сам был в числе тех, кого ведут; он так же был загипнотизирован идеей, двигателем которой сделался впоследствии. Эта идея до такой степени завладела  им, что все вокруг исчезло для  него, и всякое противное мнение ему казалось уже заблуждением и  предрассудком.

Обычно лидеры не принадлежат к числу мыслителей - это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет обыкновенно к сомнениям  и бездействию. Чаще всего лидерами бывают психически неуравновешенные люди, полупомешанные, находящиеся на границе  безумия. Как бы ни была нелепа идея, которую они защищают, и цель, к которой они стремятся, их убеждения  нельзя поколебать никакими объяснениями.

Роль всех великих  лидеров главным образом заключается  в том, чтобы создать веру, все  равно, религиозную или, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею, вот почему их влияние и бывало всегда очень  велико. Из всех сил, которыми располагает  человечество, сила веры всегда была самой  могущественной, и не напрасно в  Евангелии говорится, что вера может  сдвинуть горы. Дать человеку веру - это  удесятерить его силы. Великие  исторические события произведены  были безвестными верующими, вся  сила которых заключалась в их вере.

 

При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая «группа» может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной. Такое образование никак нельзя считать «субъектом совместной деятельности», но и недооценивать его значение также нельзя. В современных обществах от действий таких групп часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Среди стихийных групп в социально-психологической литературе чаще всего выделяют толпу, массу, публику. Как отмечалось выше, история социальной психологии в определенной степени «начиналась» именно с анализа таких групп (Лебон, Тард и др.).

      В социальной психологии XX в. психологические характеристики таких групп описываются как формы коллективного поведения. Учитывая, что термин «коллектив» в русском языке имеет весьма специфическое значение, целесообразнее определять названный тип поведения как массовое поведение, тем более что стихийные группы действительно выступают его субъектом.

     Прежде  чем перейти к характеристике различных типов стихийных групп, необходимо сказать об одном важном факторе их формирования. Таким фактором является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Исследование общественного мнения — важный ключ к пониманию состояния общества. К сожалению, в социальной психологии исследования эти весьма ограниченны, чаще проблема изучается в социологии (Б.Л. Грушин, 1967). Вместе с тем для социально-психологического анализа стихийных групп изучение общественного мнения, предшествующего формированию таких групп, весьма важно: динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.

Информация о работе Стихийные группы и массовые движения