Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 00:55, доклад
Во многих культурах два пола рассматриваются как неравные. Это явление носит название стратификации полов (т. е. их неравенства). Она нередко проявляется и в современных феноменах, которые изучает тендерная психология. Рассмотрим примеры того, как в разные эпохи или в разных культурах действовали факторы, формирующие представления о неравенстве полов. В ряде культур существует явление, при котором мужчины и женщины занимают неравное положение в обществе (как правило, преимущество имеют мужчины, но это не обязательно). Н. М. Лебедева (1999) даже считает, что половая стратификация наблюдается во всех культурах, но степень ее проявления может быть различной, причем она меньше в простых охотничьих и собирательских обществах (где имеется взаимозаменяемость мужчин и женщин) и больше в сложных стратифицированных обществах, где существует социально-экономическое и сексуальное неравенство полов. Поэтому вряд ли оправданна сопровождающая дискриминацию по полу аргументация об «естественном» предназначении женщины, проверенном многовековой практикой. Почему же тогда в более тесно связанных с природой примитивных обществах в меньшей степени проявляется «естественное» разделение полов?
Возможно, поэтому во все времена эмансипированным женщинам приписывалась распущенность — одно дело сексуальность проститутки, стоящей на низшей ступени социальной лестницы, и другое дело — женщины, обладающей той или иной степенью свободы (а стало быть, и не вполне подчиняющейся господству мужчин, т. е. даже не отобравшей у них власть, а просто уменьшившей ее).
Еще одним примером того, что сексуальное поведение связано со статусной иерархией, может служить отношение к девственности. Так, в примитивных обществах, где женщина не имеет власти, девственности не придают значения. Но когда статус женщины повышается, ее девственность приобретает высокую социокультурную ценность, особенно у дочерей вождей, и дефлорация высокостатусной девственницы повышает социальный статус молодого мужчины, даже если она сопровождается насилием. Правда, Маргарет Мид описывает другие ситуации, когда даже при той сексуальной свободе, которая имеется у самоа, и где тайное лишение девственности (моетотоло) обычных девушек вполне допустимо, по отношению к таупоу — дочери вождя — такое действие карается смертью виновника или, по крайней мере, изгнанием из деревни.
Однако не всегда высокостатусные лица были подвержены более строгой регламентации сексуального поведения. Порой, напротив, им позволялось то, что не позволялось обычным людям. Так, «право первой ночи» у европейских сеньоров считалось не только социальной, но и сексуальной привилегией, а героям некоторых культур позволялся инцест. Старшим по статусу мальчикам у папуасов сам-бия из Новой Гвинеи позволялось «принимать» фелляцию от нижестоящих, но не наоборот.
Следует заметить, что не всегда неравенство полов свидетельствует о худшем положении женщин по сравнению с мужчинами. Так, два показателя — меньший риск погибнуть в автомобильной катастрофе и большая продолжительность жизни женщин — демонстрируют преимущество последних.
Следствием половой стратификации является своеобразная тендерная идеология, которая складывается в каждой культуре и выражается в представлениях о качествах, желательных для мужчин и женщин соответственно. В дальнейших главах будут показаны примеры проявления такой идеологии.