Страхи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведёт нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от неё, всё равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что ещё хуже - большинство из них совершенно не обоснованы и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых»

Содержание

Введение_____________________________________________________3-4
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Причины возникновения страхов____________________________________5-7
1. 2 Классификация страхов_____________________________________8-10
1. 3 Ночные страхи у детей дошкольного возраст__________________11-12
1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного возраста____________________________________________________13-14
1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста___15-17 1.6 Диагностика и коррекция страхов____________________________18-19
Глава II Исследование страхов детей дошкольного возраста (экспериментальная часть)
§ 1 Цели и задачи исследования___________________________________20
§ 2 Описание методик используемых при исследовании____________21-24
§ 3 Анализ полученных результатов_____________________________25-26
Заключение___________________________________________________27
Литература____________________________________________________28
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсач псих 2 курс.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

[]

Оглавление:

 

 

Введение_____________________________________________________3-4

 

Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования страхов у детей дошкольного возраста

 

1.1 Причины возникновения страхов____________________________________5-7

1. 2 Классификация страхов_____________________________________8-10

1. 3 Ночные страхи у детей дошкольного возраст__________________11-12

1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного возраста____________________________________________________13-14

 1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста___15-17            1.6 Диагностика и коррекция страхов____________________________18-19

 

Глава II Исследование страхов детей дошкольного возраста (экспериментальная часть)

 

§ 1 Цели и задачи исследования___________________________________20

§ 2 Описание методик используемых при исследовании____________21-24

§ 3 Анализ полученных результатов_____________________________25-26

 

Заключение___________________________________________________27

 

Литература____________________________________________________28

 

Приложения

 

 

Введение

 

Страх не является нашим

врождённым свойством.

Посмотрите на новорождённого.

Ведь он ничего не боится. Если его требования не выполняются, он отвечает на это агрессивным плачем, уже потом, когда мы становимся взрослыми, страх глубоко проникает в наши души.

М. Литвак

Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой  или неминуемой опасностью. Эта опасность  может быть реальной, действительно  существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую  тревогу, или же столь сильной, что  приведёт нас в ужас. Как бы там  ни было, мы не любим испытывать страх  и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или  удерживая вдали от неё, всё равно  не хотим, чтобы его переживали и  наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что ещё хуже - большинство из них совершенно не обоснованы и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых»

Страхи у детей возникают  зачастую самые разные: какой-нибудь сильный шум, внезапное появление  странного человека или просто незнакомца, звук спускаемой в туалете воды, пылесоса и гак далее. Часто они пугаются темноты, непонятных теней и непривычного света, боятся оставаться одни, опасаются докторов и зубных врачей, животных, бродяг, наказания, школы. Кроме того, есть дети, которые боятся даже мухи, клоуна в цирке. Можно перечислить ещё дюжину безобидных вещей, в которых они видят что-то страшное. Короче, дети могут бояться всего на свете. В общем-то, большинство детских страхов появляется и исчезает бесследно, но нередко бывает трудно понять, успокоился ребёнок или просто сумел скрыть свою тревогу. Пряча свой страх, мы, конечно, производим на окружающих лучшее впечатление, но это не означает, что мы обретаем спокойствие и уверенность в жизни. Чтобы уменьшить свои страхи, мы обычно стараемся убедить себя, будто дело не в том, что мы чего-то опасаемся, а в том, что некоторые вещи нам не нравятся. Но это лишь уловка, попытка обмануть самих себя. И действительно, мы можем не любить лошадей, собак, плавание, игру в футбол и так далее. Но истинная причина, почему мы не любим их, заключается в том, что мы боимся этих животных или этих занятий и утешаем себя полуправдой, стараясь не обнаружить своих скрытых страхов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме 
исследования страхов у детей дошкольного возраста

 

1.1 Причины возникновения страхов

Рассмотрим подробнее этот тезис. Смысл его в том, что не сами по себе некоторые явления или  вещи нас пугают, а это мы смотрим  на них с опасением. Ребёнок может  собирать ядовитые травы с такой  же беспечностью, с какой рвет маргаритки. Он способен тянуться к гремучей змее, как к игрушке, может подойти  к голодному волку, словно к ручной собачке. Во всех трёх случаях ребёнок  не страшится опасности, потому что  не знает о ней. Все мы стремимся  видеть вещи не только такими, какие  они есть, но исходя из представлений  о них или своего опыта. Ребёнок, напротив, может совершенно не боятся действительно опасных вещей  и пугаться абсолютно безобидных - всё зависит от личного опыта, который определяет его отношение  к ним. Поэтому детские страхи могут быть обоснованными, придуманными, и даже чрезмерными.

Какой же жизненный опыт побуждает  ребёнка видеть в вещах что-то страшное? Как рождаются его страхи? Существуют четыре типа ситуаций, при  которых у ребёнка возникает  страх или предрасположение к  нему. Это - подражание, травма, система  «наказание-вражда-вина» и постоянно  возобновляющийся страх.

Подражание - естественный процесс, при  котором ребёнок перенимает многие наши страхи и наше отношение к  ним. Боясь собак, грома, молнии, воров  и огня, мать, не отдавая себе отчёта, передаёт малышу свои опасения. Подражая ей в поведении, ребенок со временем испытывает и чувства, какие возникают в таких случаях. Очень часто ему достаточно увидеть, что мать встревожена, как и он тоже начинает беспокоиться. Хотя взрослая женщина может успокоить себя здравыми рассуждениями и доводами, малыш ещё не настолько развит, чтобы они подействовали и на него. Он по-прежнему смутно ощущает опасность и испытывает тревогу.

Подражание порождает огромное множество детских страхов ещё  и по другой причине. Заботливая мать, предупреждающая ребёнка, чтобы  он не сделал себе больно, не поранился, постоянно, как бы излучает опасение и тревогу, которые нередко передаются и малышу. Если всё время призывать  ребёнка к осторожности, непрестанно  напоминать, что он может причинить  себе боль, он ощутит неотвратимость опасности. Даже если малыш и не сможет сразу  определить, чего именно он боится, у  него всё равно поселится в  душе смутная тревога и будет  жить долго, возникнув гораздо раньше, чем для неё появится какой-либо реальный повод.

Травма - острое психическое переживание, которое оставляет прочный след в нашем сознании. Такие эпизоды, например, как падение с лошади или укус свирепой собаки, могут травмировать нас не только физически, но и психически. Мы говорим «могут», потому что в подобной ситуации люди пугаются по-разному - одни больше, другие - меньше. То, что может нанести психическую травму одному ребёнку, не оставляет никакого следа в психике другого. Ребёнок 2,5 лет падает с качелей, или его толкает сверстник, с которым он играл, и к тому же уносит его игрушку. В подобных случаях травма незначительна, и, тем не менее, у малыша может сохраниться страх перед площадкой для игр, качелями, даже перед другими детьми. Тысячи подобных историй случаются с каждым ребёнком. Одни надолго сохраняются в эмоциональной памяти, другие быстро забываются в зависимости от характера малыша, остроты ситуации либо реакции родителей по поводу случившегося.

Гораздо труднее понять, каким образом  может порождать детские страхи система «наказание - вражда - вина». Тут речь идёт не о каких-то особых страхах, а о глубинном базисе тех впечатлений, которые могут  привести к страху. Когда родители кричат на малыша, ему ясно только одно - они раздражены и на время утратили любовь к нему. От этой мысли он теряется, потому что не способен также отчётливо, как родители, понять, что же плохого в его поведении. Вёл он себя «как обычно» и даже, наверное, считал свою выходку забавной. Кроме того, если на этого ребёнка постоянно кричат, угрожают ему и наказывают его, в нём постепенно накапливается вражда к родителям, и, как следствие, он ощущает свою вину перед ними. Ведь у него появились враждебные чувства к людям, которые в другое время были так добры к нему и ласковы. В итоге он понимает, что нужно скрывать свою вражду, но ему трудно это делать. И он начинает бояться самого этого чувства. В этой ситуации ребёнок может вести себя по-разному. Он может, например, подавить в себе желание ударить младшего брата, но отомстит ему, оскорбив или обозвав нехорошими словами. Хотя его агрессивность не вылилась в насилие, чувство вражды всё равно осталось неизменным. Ребёнок сознаёт, что родители осуждают его поведение, а обострённое чувство вины представляется ему лишь предварительной репетицией наказания, какое ещё предстоит получить. И он - правда, ещё смутно, неопределённо - начинает бояться не только собственной вины и наказания, но и своей вражды, которая породила и то и другое.

Может стать причиной страха и неспособность  ребёнка выполнить приказания родителей. Обычно в ситуациях, когда ребёнок  проявляет любопытство к своим  половым органам, мастурбирует, взрослые резко осуждают его. Но малышу, который  проявляет невинный интерес к  подобным занятиям, доставляющим удовольствие, не так-то просто прекратить их. И тогда  он обижается на родителей за слишком  строгие требования, которые ему  выполнить не по силам, но в то же время он опасается потерять любовь близких, если они останутся недовольны им. Чем больше его обида, тем сильнее  страх. Иными словами, наши чрезмерные требования к детям могут создать  общую атмосферу страха в семье в двух случаях: во-первых, когда ребёнок опасается, что родители от него откажутся и перестанут любить, во-вторых, когда враждебная реакция малыша на наши

требования заставляет его  чувствовать себя всё менее достойным  любви близких, а значит, ощущать  ещё большую опасность.

Разумеется, ребёнок и не подозревает  об этой психологической борьбе. Л  знал бы, то настолько огорчился  бы, что у него просто не хватило  бы сил выдержать её. Больно, наверное, сознавать, что боишься любимого человека. И потому малыши часто  отыскивают какой-нибудь другой объект страха, бояться которого не так  мучительно. Начинают страшиться не мамы и папы, а какого-либо человека, похожего своим поведением или обязанностями  на них, скажем, учителя или полицейского. Эта ассоциативная связь может  быть ещё более далёкой и даже для нас странной. Страх, который  ребёнок иной раз чувствует к  лошадям, крокодилам, медведям, способен зародиться именно в семье. Детский  страх может легко перемещаться с одного объекта на другой и связываться  с вещами, которые раньше вовсе  не пугали малыша. Эти утверждения, возможно, покажутся сложными, но очевидно, что многие вещи, пугающие нас, являются лишь заменителями других, лежащих  в основе нашего беспокойства. Вот  почему даже вполне успешное избавление от какого-то одного страха не предотвращает  возникновение новой боязни. Рассмотрим теперь четвёртый тип - постоянно  возобновляющийся страх. Речь идёт о  тех случаях, когда страх парализует нас и вызывает желание звать  на помощь. Чем чаще и сильнее  мы будем нуждаться в помощи, тем  меньше окажемся способными противостоять  беде в возникающих ситуациях. Страх  делает нас безвольными, зависящими от других людей и предрасположенными к появлению всё новых ужасов. Испугаться чего-то одного - значит бояться  всего на свете. Ребёнок, который  страшится укола, вскоре будет пугаться шприца, врача, врачебного кабинета и  даже запаха больницы. Смутное ощущение опасности - а в случае с детьми речь идёт о страхе потерять любовь родителей - может оказаться источником более тяжких страхов. Такое ощущение по существу является предвестием опасности. Оно обостряет восприимчивость человека не только к положительным, но и к опасным сторонам явлений, и его всё больше и больше буквально начинают раздирать опасения, многие из которых необоснованны. [1]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация страхов

 

Страх - одна из первых эмоций, которую испытывает человек. Вполне вероятно даже самая первая. И если про многие детские проблемы можно сказать, что ребенок их со временем перерастёт, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребёнок растёт  и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше расширяются его познания и развиваются фантазии, тем больше он осознаёт опасности, подстерегающие его в нашем мире. Грань между нормальным, охранительным страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи мешают ребёнку жить.

Страх темноты - один из самых  распространённых страхов. В темноте  есть что-то мистическое. Недаром у  всех народов с ночью, мраком связано  множество страшных поверий, легенд. А поскольку у детей архаическое  коллективное бессознательное проявляется  ярче, чем у взрослых, то темнота  часто вызывает у них панический ужас.

Страх одиночества — обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. Нервных же детей одиночество  часто тяготит и пугает. Они  зачастую бояться потеряться, в незнакомом месте льнут к родителям. Истинный страх одиночества присущ хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным  детям. Обычно у них высокий интеллект  и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно  и  практически  не  имеют  какой-то  своей  отдельной внутренней жизни, плохо умеют играть в ролевые  игры, часто томятся скукой, не знают  чем себя занять. Воображение их не находит адекватного выхода и  усиленно штампует страшные образы. Поэтому  самое первое направление деятельности — направить богатое воображение  ребёнка в менее болезненное  русло.

Страх смерти - обычно он появляется у детей шести лет и в  принципе вполне нормален. Когда ребёнок  вдруг осознаёт, что он сам и  люди вокруг него смертны, это бывает для него серьёзным потрясением, но затем довольно скоро жизнь  берёт своё, дети более или менее  утешаются тем, что это будет  ещё не скоро, и мысли о смерти постепенно вытесняются на задний план. Во всяком случае, они не отравляют  существование ребёнка. Однако на некоторых  детей осознание людской смертности производит такое тяжёлое впечатление, что они бывают не в состоянии  от него оправиться. Страх смерти не даёт им покоя. И самое сложное  в борьбе с этим страхом, что он вовсе не надуманный, а вполне реальный, в отличие от боязни чудовищ (хотя и они, и страх темноты и  одиночества, по сути, тоже проявление ужаса перед смертью, только выражен  в завуалированной форме). Лучшее средство -приобщение к религии, так  как вера в загробную жизнь  даёт таким детям точку опоры.

Страх уколов, боли, врачей - распространён у дошкольников. В школьном возрасте, опасаясь насмешек, дети постепенно их преодолевают.

Страх наказания - не обязательно  говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто  взрослые и пальцем ребёнка не трогают, но обращаются с ним слишком  властно, не допускают возражений. Или  предъявляют завышенные требования и в детской душе поселяется страх  быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребёнка нет худшего наказания. Кроме того, страх наказания, крика  или даже разговоров на повышенных тонах   бывает   иногда   обусловлен   несоответствием   темпераментов   и культурных уровней родителей и ребёнка, причём не в пользу родителей. [2] Испытываемый страх перед расправой со стороны  сказочных чудовищ порождает  боязнь замкнутых пространств, которая  более всего выражена в три  года,  когда одновременно звучат  многочисленные  страхи  перед  сказочными персонажами. В этом возрасте интенсивные запреты взрослых образуют своего рода замкнутое психологическое  пространство для ребёнка. Запреты, как и в последующем, стеснённость в толпе, переполненном автобусе или небольшой, загромождённой мебелью комнате способны вызвать чувство страха. Особенно непереносима ситуация, когда, наказывая детей,  их  оставляют  одних,  и  они  не  могут  выйти,  несмотря  на всевозрастающее чувство беспокойства, и страха, подобно тому, как они не могут проснуться в кошмарном сне.

Информация о работе Страхи детей дошкольного возраста