Страхи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведёт нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от неё, всё равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что ещё хуже - большинство из них совершенно не обоснованы и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых»

Содержание

Введение_____________________________________________________3-4
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Причины возникновения страхов____________________________________5-7
1. 2 Классификация страхов_____________________________________8-10
1. 3 Ночные страхи у детей дошкольного возраст__________________11-12
1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного возраста____________________________________________________13-14
1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста___15-17 1.6 Диагностика и коррекция страхов____________________________18-19
Глава II Исследование страхов детей дошкольного возраста (экспериментальная часть)
§ 1 Цели и задачи исследования___________________________________20
§ 2 Описание методик используемых при исследовании____________21-24
§ 3 Анализ полученных результатов_____________________________25-26
Заключение___________________________________________________27
Литература____________________________________________________28
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсач псих 2 курс.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

В три года выражена и  боязнь темноты, что усиливает контрастность  страхов, возникающих в замкнутом  пространстве, при засыпании и  сне. В четыре года у девочек и  в пять лет у мальчиков чаще всего проявляется возрастной страх  одиночества как бы подчёркивая  повышенную эмоциональную чувствительность детей к единению со взрослыми, поддержке  и защите с их стороны.

В три и особенно в четыре года боязнь одиночества, темноты и  замкнутого пространства образует связанную  между собой триаду страхов, проявляясь вечером перед сном, когда ребёнок  лежит один, без света, в закрытой комнате. Ожидание наступления сна, а нередко и связанных с  ним кошмарных сновидений вызывает смутное чувство беспокойства, которое  усиливается темнотой. Тогда распаляется  воображение, и страшные образы возникают  в представлении ребёнка. Вместе с тем при закрытой двери появляется страх перед отсутствием своевременной  помощи со стороны взрослых. Если беспокойство незначительно, дверь приоткрыта и  родители где-то рядом, сон наступает  через некоторое время. Когда  же беспокойство превращается в страх, то требуется либо постоянно горящая  ночная лампа, либо присутствие в  комнате одного из родителей. Иная картина  наблюдается, если сам взрослый беспокоен, возбуждён или начинает стыдить  ребёнка за его страхи, угрожать ему наказанием. [7]

Наиболее часто старшие  дошкольники испытывают страх перед  смертью, достигающей своего апогея в шесть - семь лет у детей ещё  не посещающих школу. Боязнь умереть - это возрастное отражение формирующейся  концепции жизни. Её точкой отсчёта  является рождение, тайна которого постигается в общих чертах к  началу старшего дошкольного возраста, а концом - смерть, осознание неизбежности которой приходит впервые и проявляется соответствующим страхом. Но   подобная динамика развития мышление, в свою очередь, является откликом на формирование категорий времени и пространства. Это выражается умением определять   в общих чертах время далёкое и близкое, воспринимать себя в состоянии постоянного возрастного развития, допуская, что оно как-то ограничено временем, т.е. имеет свои пределы. В ответ на это и появляется страх смерти как аффективно-заострённое   выражение   инстинкта   самосохранения.   Этот, большей частью внешне не проявляемый страх, как и вообще большинство других страхов, присущ эмоционально чувствительным детям и полностью отсутствует при задержке психического развития, психопатоподобном, расторможенном и агрессивном поведении, а также у детей, родители которых страдают хроническим алкоголизмом.

О том, что ребёнок боится смерти можно  догадаться по наличию других, тесно  связанных с этим страхов, прежде всего испытываемых во сне боязни нападений, огня и пожара, боязнь заболеть (у девочек), боязни смерти (у мальчиков). В это же время дети заметно  боятся змей, крайне болезненно переносят  операции, их впечатляет смерть даже не очень знакомых людей. Появление  страха смерти означает постепенное  завершение «наивного» периода в  жизни детей, когда они верили в существование сказочных персонажей, бессмертие, чудесные превращения и  многое другое, с чем теперь приходится расставаться. Категория смерти в  шесть - семь лет - это жизненная реальность, которую ребёнок должен признать как нечто рано или поздно неизбежное в его жизни. Но именно нежелание  признать это сразу и порождает  страх, означающий, по существу, эмоциональное  неприятие «рациональной» необходимости  умереть. [8]

 

 

 

 

 

1.3 Ночные страхи у детей дошкольного возраста

 

Можно сказать: «Единственное, что мы не знаем никогда - это то, что нам присниться ночью». Действительно, что сон грядущий нам готовит - куда мы попадём, где будем путешествовать, с кем встретимся щ и взрослому трудно представить, а ребёнку тем более. Да и нескоро найдёшь человека, который бы категорично отрицал наличие хотя бы одного кошмарного сна в своей жизни. Хватает и просто неприятных снов, а некоторых людей, как наваждение, одолевают ночные кошмары после дневных стрессов. После них и сон не в радость, и разбитость утром налицо, и труднее день даётся, а ночью всё начинается снова. Получается как бы замкнутый круг — дневные переживания порождают ночные, последние, в свою очередь, искажают нормальное самочувствие днём.

Неприятные, страшные сны  чаще видят люди серьёзные, чем-то озабоченные  и одновременно эмоционально чувствительные, поскольку сны - это, прежде всего  эмоциональный отклик на события, происходившие  днём. Мозг продолжает работать и ночью, обнажая нерешённые проблемы, пусть  и в абстрактном виде. Некоторые  люди отмахиваются от снов, как от назойливой мухи, другие, наоборот, придают им магическое значение вроде рока, предсказателя  судьбы и т. д. К последним можно  отнести и людей с тревожно-мнительными  чертами характера, постоянно испытывающих чувство беспокойство, сомнения в  правильности своих действий, а то и неуверенность в своих силах. Действительно, сны как правополушарный  вид деятельности могут предвосхищать  опасность, но гораздо чаще они отражают то, что уже реально произошло  с нами, т. е. являются подсознательной переработкой ранее имевших место переживаний. Значит, не ушли они, эти переживания, полностью из нас, действуют на психику, живут в её глубинных слоях, эмоциональной памяти и, бывает, начинают исподволь, незаметно «делать своё чёрное дело» - менять эмоциональный тонус человека, его самочувствие, энергетический потенциал и даже характер. Так что лучше лишний раз» не пугаться страшных снов, а внимательно их проанализировать и сделать выводы! Сны как иррациональный материал пуще всего «боятся» критического, взвешенного, основанного на реальности анализа. Если рассказать их внимательному Я уважительному собеседнику, тем более врачу или психологу, нарисовать или разыграть по специально составленному сценарию, то может, и конец им наступить. А чтобы впредь не возникали - стоит поработать над собой, раз в душе, психике гнездятся беспокойство и страх) прорываясь! время от времени подобно гейзеру.

У детей и страхов больше, и ночных ужасов. Анализировать их труднее: дети не любят о них говорить как о головной боли, отделываясь, в лучшем 
случае, односложными фразами. Да и часто совсем не хотят их вспоминать, 
забывают, амнезируют, вытесняют. Между тем разобраться в детских снах и 
оказать помощь - более чем гуманная задача родителей, педагогов, 
психологов и врачей Треть своей жизни человек проводит во сне. Сон и бодрствование это единый ритм жизнедеятельности, который претерпевает определённые изменения с возрастом. Все знают, как много спят грудные дети и как мало, в ряде случаев, старики. Полноценный сон сохраняет и восстанавливает жизненные силы человека и является тонким индикатором физического и психического здоровья. О нервности только что родившегося ребёнка можно судить не только по частому крику, но главным образом по беспокойному, часто прерывающемуся сну. В более тяжёлых случаях, например при родовой травме или удушье, он даже может перепутать день с ночью: днём много, хотя и беспокойно спать, а ночью, не находя себе места, бодрствовать, играть или кричать. Тем не менее, в последующие годы ночной сон становится   более   глубоким,   преимущественно   за   счёт   уменьшения продолжительности дневного сна. Ребёнок нервный от рождения (что может быть следствием волнения матери при беременности или влияния других неблагополучных факторов), перестаёт спать днём с 3 — 4 лет, но постепенно его ночной сон выравнивается и к 10 годам может быть уже без отклонений. Именно тогда проходят проявления невропатии как врождённой нервно-соматической озлобленности.

Нервность - не единственный источник появления отрицательных, страшных сновидений. Причины лежат  и в области семейных отношений, и в особенностях характера и  личности детей, и в стечении неблагоприятных

жизненных обстоятельств.

Сон с обильными сновидениями не даёт полного отдыха, неблагоприятно отражается на дневном самочувствии и работоспособности, увеличивает число ошибок и неудач, утомление органов зрения.

Следует отметить, что недостаточно изучены возрастная динамика страшных снов у детей, отражение в них  переживаний и оказание эффективной психологической помощи.

Выражение «кошмарный сон» используется в качестве оригинального  понятия тех снов, где возникает  чувство страха и ужаса, эмоциональный еле которых сохраняется в памяти детей до настоящего времени. Деление снов на кошмарные и страшные весьма условно. В кошмарных снах в большее степени, чем в страшных, присутствует ужас как эмоционально-шоковое, острое переживание. В страшных снах подобные переживания носят более завуалированный характер. Практически, несмотря на предполагаемую аббревиатуру, в кошмарных снах присутствует как ужас (чаще), так и страх. Сам вопрос  «Боишься ли ты страшных снов?» задавался при выяснении других страхов у детей по списку 29 страхов. .[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного

возраста

 

Этот возраст дальнейшего формирования «я» ребёнка. Чувства уже обозначаются словами, чётко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с  другими людьми. Формируется и  чувство общности - понятие «мы», под которым ребёнок подразумеваем  вначале себя и родителей, а затем  себя и сверстников. Устанавливаются  этические категории. Возрастает самостоятельность - ребёнок занимает себя сам, не требует  постоянного присутствия взрослых и стремится общению со сверстниками. Интенсивно развивается воображение. А раз так, то дети могут представить  ожидающую их опасность и выразить её словами. Но увеличивается возможность  появления воображаемых страхов.

В эти годы формируются такие  эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти  в равной степени эти чувства  проявляются в отношении обоих  родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В любом возрасте можно  услышать от детей фразы: «Любить  меня можно, а не любить нельзя», "если ты меня накажешь, я всё равно  буду тебя любить". Любовь, таким  образом, имеет ещё безусловный, безотносительно к семейной ситуации характер, и родители должны хорошенько подумать, прежде чем употреблять  такие фразы, как: «Я не люблю тебя», « Я не буду с тобой дружить», поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев па него указывает нарастающая  заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.

У детей 3-4 лет страх может возникать  либо в результате неправильных педагогических воздействий родителей (ребёнка  в наказание запирают в тёмной комнате, оставляю! одного дома), либо в  результате каких-то непредвиденных обстоятельств (ребёнок застревает в лифте, становится свидетелем автомобильной катастрофы), либо тогда, когда его лишают общения со сверстниками.

Ребёнок, внезапно оказавшийся в  ситуации, которая способствует проявлению его возрастных страхов (темноты, одиночества, замкнутого пространства), сильно пугается, что приводит к стрессовому перенапряжен ню его психических процессов  и образованию стойкой доминанты  страха. Безответный крик о помощи, плач, отчаяние, ужас, охвативший ребёнка, являются настолько сильным эмоциональным  потрясением, что это может быть толчком для развития заикания, проявляющегося в дальнейшем при отсутствии поддержки  со стороны взрослых (аналог страха одиночества), среди незнакомых тесно  обступивших людей (аналог страха замкнутого пространства) или в большой, обезличенной и поэтому пугающей аудитории (аналог связанных между собой страхов  одиночества и открытого пространства).

Страх одиночества (остаться одному) способствует возникновению  всё более усиливающегося в дальнейшем и проявляющегося в соответствующих условиях страха «быть никем», когда дети остро реагируют. Это указывает на то, что дети боятся потерять свою значимость для близких им взрослых и сверстников, не получать с их стороны внимания, ласки и любви, быть покинутыми всеми или лишёнными чувство «я», т.е. обезличенными. Подобные переживания свидетельствуют не только о повышенной потребности в ласке, любви и нежности, но и о потребности признания близкими их чувства собственного достоинства, что видно из следующих высказываний, обращенных к матери: «Ты не умеешь обращаться с детьми, всё кричишь и ругаешься», к отцу: «Хватит меня бить, я ведь тоже человек». Далеко не всем детям разрешают говорить подобные слова, отчего их беспокойство при осознании и переживании неадекватного отношения родителей становится ещё более заметно.

Антиподом доброй, ласковой, любящей  матери, которая не кричит, не угрожает, матери, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги. Непереносимость  эмоционального искажения образа близкого человека, отчуждения от него и потребность  в ласке и любви заставляет детей бояться Бабы Яги и подбегать  ночью к матери и тревожно спрашивать: «А ты не превратишься в Бабу Ягу?» - или просить её «Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй  меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу». После 3 и особенно 4 лет у  Бабы Яги появляются партнёры - Кощей  Бессмертный и Бармалей. Общее  между ними - чёрствость, зло и  коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти  и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении тех детей, которые  боятся быть наказанными, поскольку  Баба Яга уносит непослушных детей  для расправы к Кощею. Оба они  образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в «воспитании» эмоционально впечатлительных и  внушаемых детей.

Психологическая защитная функция  образов Бабы Яги и Кощея состоит  в том, что ребенок не может  питать агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают  у детей, эмоционально привязанных  к родителям и не испытывающих к ним враждебных чувств. Вместе с тем отношение некоторых  родителей может быть достаточно агрессивным. Таким образом, эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению  родителей, но и не любить своих родителей  в этом возрасте они тоже не могут. Возможность столкновения противоположно направленных эмоциональных установок  и соответствующих им психических  процессов в коре головного мозга  устраняется появлением страхов  перед образами Бабы Яги и Кощея, которые и оттеняют всё отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы и какой-то мере нейтрализуют конфликт родителей и детей, а  сам факт их появления служит нередко  единственным выражением семейного конфликта, указанием на его отражение в психической сфере ребёнка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста

 

Одной из характерных особенностей  старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификации, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда всё взялось?», «Зачем люди живут?». В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребёнка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими.

У 6-летних детей  уже развито понимание, что кроме  хороших, добрых и отзывчивых родителей  есть и плохие. Плохие - это не только несправедливо относящиеся к  ребёнку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между  собой. Подобные отношения неприемлемы  детьми и потому, что в данном возрасте формируется чувство красоты  и, в связи с этим конфликты  воспринимаются как некрасивые. В 6 лет мальчики и девочки могут  бояться страшных сновидений и смерти во сне. Причём сам факт осознания  смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в  зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение связанных  со страхом смерти страхов нападения  и животных у девочки 5 лет), «Меня  проглотил крокодил» (мальчик 6 лет), а также вездесущая Баба Яга, которая  продолжает во сне гоняться за детьми, ловить их и бросать в печку (в  чём и преломляется связанный  со страхом смерти страх огня).

Информация о работе Страхи детей дошкольного возраста