Страхи детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:21, курсовая работа

Краткое описание

Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведёт нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от неё, всё равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что ещё хуже - большинство из них совершенно не обоснованы и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых»

Содержание

Введение_____________________________________________________3-4
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Причины возникновения страхов____________________________________5-7
1. 2 Классификация страхов_____________________________________8-10
1. 3 Ночные страхи у детей дошкольного возраст__________________11-12
1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного возраста____________________________________________________13-14
1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста___15-17 1.6 Диагностика и коррекция страхов____________________________18-19
Глава II Исследование страхов детей дошкольного возраста (экспериментальная часть)
§ 1 Цели и задачи исследования___________________________________20
§ 2 Описание методик используемых при исследовании____________21-24
§ 3 Анализ полученных результатов_____________________________25-26
Заключение___________________________________________________27
Литература____________________________________________________28
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

курсач псих 2 курс.docx

— 73.66 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте дети особо чувствительны к угрозе возникновения болезни, несчастья, смерти.

Почему страх  смерти начинает появляться в этом возрасте? Потому что именно в эти  годы дети начинают осознавать, что  человеческая жизнь не бесконечна - умирает бабушка, §или дедушка, или  кто-то из знакомых взрослых. Так или  иначе, ребёнок впервые ощущает, что смерть - это неизбежное. Как  правило, дети сами справляются с  подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят  бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребёнком) тоже может что-то случиться. Если же ребёнок и так беспокойный, то беспокойства подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

Страх смерти своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому выражен  у эмоционально чувствительных и  впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлечённому мышлению. Страх смерти является отправной точкой для развития страха «быть ничем», т.е. не жить, не существовать, не чувствовать, быть мёртвым. При драматически заострённом (под  влиянием неблагополучных обстоятельств) страхе смерти ребёнок чувствует себя полностью беззащитным, медленно выздоравливает. Он может с грустью обвинить родителей: «Зачем ты меня родила, мне ведь всё равно умирать».

Отметим связь  страха смерти со страхами, максимально  выраженными в том

или ином возрасте. Страх смерти от 3 до 5 лет связан со страхом темноты, его полномочным  представителем в этом возрасте. Темнота  ассоциируется с мраком, пустотой, «ничем», где можно раствориться, исчезнуть, пропасть без следа, откуда всегда могут появиться угрожающие образы. В 5 — 8 лет страх смерти связан с максимально выраженными страхами нападения, животных, сказочных персонажей, огня, пожара, стихии, страхами заболеть и смерти родителей. После 8 лет страх смерти сочетается со страхом войны, особенно ядерной, в результате которой могут погибнуть как дети, так и их родители. Прообразом страха смерти является страх боли в первые годы жизни, когда он возникает в результате несчастных случаев, насилия, болезней и операции. В 3 года максимальный страх боли совпадает с выраженным в 2 и 3 года страхом волка, который может загрызть, т. е. причинить сильную боль пи нанести непоправимое увечье. Начиная с 4 лет страх физической боли уступает место страху психической боли - несчастья, разлуки, потери любви. Всё это воплощается в образе Бабы Яги, которая приносит беду, разлучает детей и родителей и расчётливо-бездушно расправляется с ними. Вместе с Кощеем Бессмертным Баба Яга с возрастом начинает всё в большей степени олицетворять не столько наказание и разлуку, сколько саму смерть, являясь символом необратимых в жизни изменений.

При неблагополучных обстоятельствах страх смерти оказывает особое патологическое влияние на психику, способствует усилению многих связанных с ним страхов.

Многие родители пытаются оградить своих детей от вещей, от которых, по их словам, можно  умереть. Подобные опасения родителей  падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам  смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов. Вот что  произошло с девочкой 6 лет, живущей  с тревожной бабушкой. Однажды  она прочитала (она уже умела  читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясённая столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его  неоднократные «нарушения». Боялась  оставлять пищу, ей казалось, что  на её поверхности находятся какие-то точки. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, она без  конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в  гостях. О том, что она боялась  не только заражения как такового, а смерти, можно было догадаться из комплексов страха темноты, одиночества  и замкнутого пространства, охватывающих её перед сном. Бабушка должна была сидеть рядом, лампа гореть всю ночь, а дверь быть приоткрытой. Возрастной страх смерти был усилен тревожностью бабушки и эмоциональным отрывом  от родителей. Навязчивым он стал в  результате эмоционального потрясения. С некоторой долей условности можно сказать, что эмоции девочки  были почти полностью израсходованы  на переживание ужаса, охватившую её в аптеке. Если раньше страх заменял ей эмоции, то

теперь их эквивалентом стала тревожная мнительность, поглотившая  остатки

её уверенности  в себе. Появилась напряжённость, скованность и «уверенность наоборот» - навязчивые мысли о предстоящей  смерти от случайного употребления i заражённой пищи. Причём угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.

Как тут не вспомнить  древние верования, и сейчас бытующие в некоторых племенах Африки и  Азии, Учёным известны случаи смерти от нарушения, передаваемого из поколения  в поколение, племенного запрета - табу. Для европейцев странным кажется  и поведение «колдуна», нисколько  не беспокоящегося о сбежавшем из поселения нарушителе. Обычно через  несколько дней провинившегося находили мёртвым. Смерть наступала от самовнушения. В случаях же, о которых мы ведём  речь, наступает психологическая  зависимость от навязчивых мыслей о  смерти, парализующая! волевую активность и способность распоряжаться  своим сознанием.

Иногда у детей  бывают навязчивые состояния. Скажем, какой-то навязчивый счёт - ребёнок  без конца считает номера автобусов, трамваев или же начинает всё делать в строго определённом порядке, например, прежде чем встать, он должен произнести какие-то слова. Или постучать три  раза, прежде чем уснуть.

И всё это опять  же имеет семейную подоплеку. Прежде всего, у родителей можно обнаружить комплекс гиперсоциализированных черт характера, т.е. они руководствуются  повышенными требованиями, принципиальностью. Принципиальность, конечно, качество хорошее, но здесь требовательность ради требовательности, принципиальность ради принципиальности. И столько всяких предписаний  ребёнку — быть аккуратным, послушным, таким вот ангелом во плоти. А ребёнок... он просто ребёнок и не в состоянии соответствовать всем родительским канонам.

В результате у ребёнка развивается  страх сделать что-либо не так  и не то, мнительность. Он становится чрезмерно рациональным, редко улыбается.... Всё это, конечно, может пройти, но при соответствующей работе родителей  над собой. [3]

 

 

 

 

 

1.6 Диагностика и коррекция страхов

 

В лечебных целях важно понять, что кроется за страхом ребёнка. Хотя разобраться в причине этого  явления намного проще, чем избавиться от него, в конечном итоге первое оказывается очень важным, поскольку  тогда мы можем воздействовать на причину, а не только устранить результат. Ребенок легко становится жертвой  страха, если в его поведении проявляются  типичные симптомы неуверенности в  себе: грызёт ногти, сосёт палец, заикается, становится скрытным и замкнутым, мочится  ночью в постель, капризничает, постоянно  жалуется и хнычет. Когда какой-либо из этих симптомов обнаруживается особенно сильно, лечение его будет эффективным  только в том случае, если помочь ребёнку избавиться от своей неуверенности.

Но независимо от этого всегда полезно  сделать любое усилие, чтобы улучшить наши отношения с детьми. Л для  этого мы должны умерить свои требования к детям, реже наказывать их и меньше обращать внимание на враждебность, которую  они время от времени проявляют  к нам. Мы должны дать  им понять, что гнев, который они иногда испытывают к родителям, а мы к ним, - совершенно естественное и нормальное явление  и оно не может повлиять на наши дружеские чувства. Это, разумеется, точка зрения взрослого человека, а ребёнку мы можем доказать свою любовь только ровным и неизменным отношением к нему. Другими словами, «лечение» страха тесно связано  с «лечением» враждебности и избавлением  от комплекса вины.

Снятие страха, когда он возникает, в огромной мере зависит от того, насколько нам удаётся успокоить  ребёнка, вернут ь ему душевное равновесие: насколько мы понимаем его и как  относимся к его страху. Разумное, на наш взгляд, объяснение «Бояться нечего, мы же этого не боимся» почти  ничего не говорит ребёнку. Смеяться или шутить по поводу его страха вообще недопустимо. Наоборот, необходимо создать такую обстановку в семье, чтобы дети поняли: они без стеснения могут рассказать нам обо веем, что их напутало. И они сделаю это только в том случае, если не будут бояться нас и почувствуют, что мы не осуждаем их, а понимаем. От нашего поведения в этой ситуации зависит очень многое. Прежде всего, мы должны с уважением отнестись к страху ребёнка, даже если он совершенно беспочвен, или же вести себя так, словно вы давно знаете и нисколько не удивляетесь его испугу; кроме того, надо взять себе за правило употреблять понятие страх без всяких опасений и не считать его словом, на которое наложен запрет.

И ещё. Расскажите ребёнку, как вы сами или кто-то из общих знакомых пережил  точно такой же страх и сумел  преодолеть его. Помимо всего надо показать малышу, что мы понимаем его страх  и готовы быть рядом, чтобы помочь, когда он захочет побороть его. Наконец, нужно проще ко всему относиться, не надо вести долгих разговоров на эту тему, а лучше отыскать какой-нибудь смешной эпизод в стрессовой ситуации, но не осмеивать её, а постараться быть ласковее с ребёнком, - это лучшее, что можно сделать в подобной ситуации. Объяснять малышу, что такое мужество и героизм, когда он чего-то боится, конечно, неуместно. Пройдёт очень немного времени, и он сам поймёт значение этих понятий, тогда в его сознании неизбежно появится «культ героя». Важно же, напротив, предложить ему помощь, когда он просит о ней, и поставит перед ним цель, когда он психологически готов принять её и следовать ей. Поскольку страх обычно растёт, а не уменьшается, мы не должны придавать слишком большое значение нашим усилиям побороть его. Страх оставляет свой след и во внешнем облике человека, сказывается на его общем состоянии. Утрата аппетита, запоры, высокое давление, бессонница и раздражительность - всё это цена, которой мы расплачиваемся за постоянную озабоченность. Разумеется, лучше всего было бы свести до минимума причины, по которым ребёнок пугается, чем пытаться ослабить страх. Сделать это необычайно сложно, настолько трудно, что вряд ли приходится рассчитывать на полный успех, но, тем не менее, стоит попытаться.[3]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование страхов детей дошкольного возраста

(экспериментальная  часть)

 

2.1 Цели и задачи исследования

 

Цель исследования: используя различные методики выявления наличия страхов у детей дошкольного возраста, установить, являются ли страхи детей младшего дошкольного возраста менее реалистичными по отношению к страхам детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: страхи детей младшего дошкольного возраста менее реалистичны 
по отношению к страхам детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолог-педагогическую литературу по проблеме страхов и их влияния на развитие детей;
  2. Выявить наличие страхов реалистичного или фантастического 
    характера;
  3. Сопоставить страхи младших дошкольников и страхи старших 
    дошкольников по их реалистичности или фантастичности.

Предмет исследования: детские рисунки, протоколы бесед.

Объект исследования: дети младшего и старшего дошкольного возраста.

Методы исследования: анализ рисунков, беседа, наблюдение.

 

 

 

 

 

 

2.2 Описание используемых методов при проведении исследования

Рисуем  страх

Рисование - творческий акт. позволяющий  детям ощутить радость свершений, свою способность действовать по наитию, быть самим собой, выражая  свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды. Рисование это  не только отражение в сознании детей  окружающей их социальной действительности, но и её моделирование, выражение  отношения к ней. Поэтому через  рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при  устранении страхов. Рисование предоставляет  естественную возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Действительно, дети, которые  любят рисовать. отличаются большей  фантазией, непосредственностью в  выражении чувств и гибкостью  суждений. Они легко могут представить себя на месте того или иного человека и выразить своё отношение к нему, поскольку это происходит каждый раз в процессе рисования.

Именно это и позволяет использовать рисование в терапевтических  целях. Рисуя, ребёнок даёт выход  своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения  в различных ситуациях и безболезненно  соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими  образами.

Отождествляя себя с положительными и сильными героями, ребёнок борется  со злом: отрубает дракону голому, участвует  в сражениях, побеждает врагов и  т.д. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а  есть ощущение силы, 1еройства, т.е. бесстрашия и своей способности противостоять  силам зла и насилия. Рисование  неотрывно от эмоции удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали. Рисование, таким образом, выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребёнок может ничего не бояться, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение дня его психического развития. К сожалению, некоторые родители считаю рисование несерьёзным делом, заменяют их чтением и другими интеллектуально полезными, с их точки зрения, занятиями.

Информация о работе Страхи детей дошкольного возраста