Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:21, курсовая работа
Страх - неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения, может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведёт нас в ужас. Как бы там ни было, мы не любим испытывать страх и, даже если он приносит какую-то пользу, ограждая нас от опасности или удерживая вдали от неё, всё равно не хотим, чтобы его переживали и наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. И что ещё хуже - большинство из них совершенно не обоснованы и не связаны с какой-либо реальной угрозой с точки зрения взрослых»
Введение_____________________________________________________3-4
Глава I Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования страхов у детей дошкольного возраста
1.1 Причины возникновения страхов____________________________________5-7
1. 2 Классификация страхов_____________________________________8-10
1. 3 Ночные страхи у детей дошкольного возраст__________________11-12
1.4 Характеристика страхов детей младшего, среднего дошкольного возраста____________________________________________________13-14
1.5 Характеристика страхов детей старшего дошкольного возраста___15-17 1.6 Диагностика и коррекция страхов____________________________18-19
Глава II Исследование страхов детей дошкольного возраста (экспериментальная часть)
§ 1 Цели и задачи исследования___________________________________20
§ 2 Описание методик используемых при исследовании____________21-24
§ 3 Анализ полученных результатов_____________________________25-26
Заключение___________________________________________________27
Литература____________________________________________________28
Приложения
Наибольшая активность в рисовании наблюдается в возрасте от 5 до 8 лет, когда дети рисуют сами, непринуждённо и свободно, выбирая темы и представляя воображаемое так ярко, как если бы это было на самом деле. В большинстве случаев после 8 лет способность к спонтанному изобразительному творчеству постепенно ослабевает. Ищется уже сознательно правильная форма, композиция, появляются сомнения в достоверности рисунка, натурализм в изображении предметов.
Практически положительный эффект от рисования можно наблюдать в возрастном интервале от 3 до 15 лет и старше, но более часто положительные результаты мы получаем в 4 - 12 лет. Следовательно, в младшем дошкольном, среднем и старшем подростковом возрасте необходимо чаше использовать и другие методики устранения страхов, например игру, отвлечение, внушение, личный пример, перестройку семейных отношений, включая и отношения с детьми.
Рисование страхов даст эффект, почти неразличимый для мальчиков и девочек, в среднем - 50 %, т.е. в половине случаев страхи устраняются посредством, определённым образом направленного рисования. В большей степени это относится к страхам, порождённым воображением, типа страхов заболеть, нападения, транспорта, стихии, сказочных персонажей. При страхах абстрактного х ара клера результаты хуже, особенно при страхах смерти родителей и страхах, возникающих у девочек при засыпании. Эффект уменьшается при наличии истерических черт характера, так как дети непроизвольно или прямо эксплуатируют страхи н угоду своим желаниям и капризам и, соответственно, не проявляют достаточной настойчивости для их устранения.
Недостаточный эффект от рисования
страхов наблюдается и в тех
случаях, когда то или иное пугающее
событие недавно имело место,
например застревание в лифте, укус
собаки, избиение, пожар и т. д. Тогда
более целесообразно применение
игры и расслабление (релаксация) с
постепенным воспроизведение в
сознании психической травмы и изменением
отношения к ней. По этическим
соображениям нельзя просить ребенка
отобразить в рисунке болезнь
или смерть близких ему людей
даже, несмотря на усиление страхов. Особенно
это относится к страху смерти
родителей. В отношении страха своей
смерти результаты достаточно удовлетворительные,
но рисование данного страха не обязательно,
так как он обычно закодирован
в различных страхах и
Как уже отмечаюсь, не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это является одним из условий их выражения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент. Но это не значит, что нужно, во что бы то ни стало выбивать их, что называется, палкой. Нередко этим увлекаются как раз те родители, которые своим поведением вызывают страх у детей. Тогда вместо устранения страхов они достигают противоположного эффекта не признавая своих ошибок и обвиняя детей в нежелании пойти им навстречу.
Сначала об изобразительном материале.
Рисуют дети карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Теперь о человеке, дающем задание нарисовать страхи. Если это посторонний человек, то обязательно доброжелательно настроенный. Эффект от рисования в этом случае оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно в тех случаях, когда родители уже дискредитировали себя в глазах детей. Поэтому кроме родителей в устранении страхов могут участвовать и другие взрослые, включая родственников, знакомых, педагогов, психологов и врачей, при условии, что последние снимут белый халат, иногда вызывающий у детей неприятные ассоциации. Человека, помогающею ребёнку избавиться от страха, назовём условно Терапевтом. Он не должен осуждать за наличие страхов или читать наставления, призывать взять себя в руки, проявить волю и т. д. Ему необходимо расположить к себе подопечного, быть последовательным в своих суждениях и уверенным в действиях и поступках. Обязательным условием является вера самого Терапевта в эффективность применяемого способа устранения страхов.
Роль Терапевта должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласовано заранее. Для неё нужно не менее 30- 40 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы.
Беседа
После установления контакта и уточнения
отдельных страхов можно
Когда остаёшься один | |
Нападения | |
Заболеть или заразиться | |
Умереть | |
Того, что умрут твои родители | |
Каких-то людей | |
Мамы или папы | |
Того, что тебя накажут | |
Бабы-Яги, Бармалея, сказочных персонажей | |
Опоздать в сад | |
Перед тем как заснуть | |
Страшных снов | |
Темноты | |
Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных) | |
Машин. поездов, мотоциклов, самолётов (страхи транспорта) | |
Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии) | |
Когда очень высоко (страх высоты) | |
Когда очень глубоко (страх глубины) | |
В тесной маленькой комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе (страх замкнутого пространства) | |
Воды | |
Огня | |
Пожара | |
Войны | |
Больших улиц, площадей | |
Врачей (кроме зубных) | |
Крови (когда идёт кровь) | |
Уколов | |
Боли (когда больно) | |
Неожиданных резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (боишься, вздрагиваешь при этом) |
Для избегания внушающего воздействия и искажения получаемой информации не следует непрерывно смотреть в глаза опрашиваемому. Самые надёжные результаты получаются в том случае, когда опрос проводится во время спокойной игры или какого-либо привычного занятия. Так создаётся суждение о количественной и качественной стороне страхов.
Методика «Незаконченные предложения»
Целью методики «незаконченных предложений»: выявить реальные и вымышленные страхи у детей дошкольного возраста.
Испытуемому предлагалось в спокойной дружеской обстановке дополнить следующие предложения:
1. Когда я остаюсь один дома, то...
2. Когда меня ругают, то...
3. Когда я ссорюсь с другом, то...
4. Когда я плаваю, то...
5. Когда я иду но мосту и смотрю вниз, то...
6. Когда я вижу врача, то...
7. Я хотел бы избавиться от боязни...
8. Когда я нахожусь в темноте, то...
9. Когда кто-то кричит, то...
10.Когда я еду в
11 .Когда я нахожусь в больнице, то…
12.Когда я слышу гром, то...
§3 Анализ полученных результатов
Исследование проводилось с детьми младшего и старшего дошкольного возраста детского сада №86 города Витебска
На основе анализа рисунков было установлено, что среди младших дошкольников: (см. приложение 1)
Чёрта боится 1 ребёнок;
Гроза -1 ребёнок;
Баба Яга - 8 детей;
Лиса - 2-е детей;
Пугало - 2-е детей.
На основе анализа рисунков (см. приложение 2) старших дошкольников было установлено, что:
3-е детей боятся высоты;
1 - злой собаки;
7 - вымышленных персонажей.
Согласно анализу методики «незаконченных предложений» (см. приложение 1) в младшем дошкольном возрасте преобладают следующие страхи:
В старшем дошкольном возрасте преобладают следующие страхи: (см. приложение 2)
- наказание -6-ро детей;
- врача - 2-е детей;
- неожиданных звуков - 6-ро детей;
- страх замкнутого пространства — 3-е детей;
- стихии — 9 детей;
- смерти - 4-ро детей.
Заключение
На основе анализа используемых методик установлено, что в младшем дошкольном возрасте доминируют вымышленные страхи, а в старшем дошкольном возрасте появляются уже реальные страхи. Следовательно, страхи детей младшего дошкольного возраста носят вымышленный характер в сравнении со страхами детей старшего дошкольного возраста. Что и требовалось доказать: гипотеза подтверждена.
Как правило, с возрастом ребёнок перестаёт испытывать страх. Новые впечатления, школьные обязанности и заботы дают ему возможность отвлечься от страхов. Растёт ребёнок и страхи меняют свой характер, свою окраску, т.е. происходит их интеллектуальная переработка, они теряют своё эмоциональное звучание и наивно-детский характер. Страхи требуют каждый раз серьёзного изучения, чтобы своевременно предпринять ряд соответствующих мер и не допустить чрезмерного их разрастания, перехода в подростковом возрасте в более или менее устойчивые черты личности, подрывающие активность уверенность в себе и препятствующие полноценному общению с окружающими людьми.
Литература:
1. Когда остаёшься один
2. Нападения
3. Заболеть или заразиться
4. Умереть
5. Того, что умрут твои родители
6. Каких-то людей
7. Мамы или папы
8. Того, что тебя накажут
9. Бабы-Яги, Бармалея, сказочных персонажей
10.Опоздать в сад
11.Перед тем как заснуть
12.Страшных снов
13.Темноты
14.Волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных)
15.Машин, поездов, мотоциклов, самолётов (страхи транспорта)
16.Бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии)
17.Когда очень высоко (страх высоты)
18.Когда очень глубоко (страх глубины)
19.В тесной маленькой комнате помещении, туалете,
переполненном автобусе (страх замкнутого пространства)
20.Воды
21 .Огня
22.Пожара
23.Войны
24.Больших улиц, площадей
25.Врачей (кроме зубных)
26.Крови (когда идёт кровь)
27.Уколов
28.Боли (когда больно)
29.Неожиданных резких звуков, когда
что-то внезапно упадёт, стукнет
(боишься, вздрагиваешь при