МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»
УСРС по теме:
Страхи и их коррекция.
Подготовила:
Ведрова Анастасия
4 курс, 2 группа
Гродно 2014
Введение
Детям свойственно чего-то бояться. Еще
бы, ведь их окружает такой большой мир,
незнакомый и неизведанный. Порой малыша
пугает то, что кажется взрослому совершенным
пустяком. Но ни в коем случае нельзя показать
ребенку, что вы относитесь к его боязни
несерьезно. Детский страх нельзя высмеивать,
но бороться с ним необходимо. Именно в
этом случае между вами и малышом установится
взаимное доверие.
Иногда приходится видеть детей (а порой
и взрослых), страдающими заиканием, тиками,
ночным и дневным энурезом, головными
болями, вредными привычками, а также агрессивностью,
повышенной тревожностью и возбудимостью,
имеющими различные соматические симптомы.
Что лежит в основе всех этих, на первый
взгляд, разноплановых болезней. Почему
долгое лечение порой не дает стопроцентного
результата? Все эти болезни лишь следствия,
подобные кроне раскидистого дерева, а
корень один -- страх, заложенный в раннем
детстве. Он гложет человека изнутри, из
подсознания, не давая возможности радоваться
жизни.
Страх и
тревога
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный
компонент в виде чувства волнения и беспокойства,
т.е. в обоих понятиях отображено восприятие
угрозы или отсутствие чувства безопасности.
Страх - эффективное (эмоционально заострённое)
отражение в сознании человека конкретной
угрозы для его жизни и благополучия; тревога
-эмоционально заострённое ощущение предстоящей
угрозы. Тревога в отличии от страха не
всегда отрицательно воспринимаемое чувство,
т.к. она возможна и в виде радостного волнения,
волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный
ребёнок в зависимости от психической
структуры личности, жизненного опыта,
взаимоотношений с родителями и сверстниками
может испытывать как тревогу, так и страх.
Объединяющим началом для страха и тревоги
является чувство беспокойства. Оно проявляется
в том, что ребёнок теряется, когда его
спрашивают, не находит нужных слов для
ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом
и часто замолкает совсем.
Внутри всё холодеет, тело "наливается
свинцом", ладони становятся влажными.
Он может совершать много лишних движений,
или наоборот, становится неподвижным.
В свою очередь, страх можно рассматривать
как выражение тревоги в конкретной, объективизированной
форме, если чувства не пропорциональны
опасности, и тревога принимает затяжное
течение. Если ребёнок начинает бояться
самого факта возникновения страха, то
здесь налицо высокий, нередко запредельный
уровень тревоги, поскольку он боится,
а точнее опасается всего того, что может
даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Причины
возникновения страха
Так в чем же заключаются основные
причины детских неврозов страха? Многие
акушеры и психологи видят предрасположенность
к детскому неврозу страха в эмоциональном
состоянии матери во время беременности.
Негативное влияние на ребенка оказывает
угроза выкидыша. Беспокойство за собственное
существование на гормональном уровне,
испытанное младенцем в период внутриутробного
развития, создает предпосылки для последующих
проявлений тревожности на психологическом
уровне. Такой ребенок в дальнейшем будет
быстрее, глубже и острее ощущать страх.
Также на появление детских страхов оказывает
влияние протекание самих родов: осложнения,
невозможность родить собственными силами,
асфиксия.
Детский невроз страха может
быть наследственным заболеванием, передающимся
всем членам одной семьи. Здесь имеется
в виду наследование типа нервной системы
и ее особенностей, межполушарной асимметрии
головного мозга. Например, случай когда
в семье, где мать страдала навязчивым
страхом загрязнений (мизофобия), постоянно
мыла руки, без конца стирала белье, появилась
дочь, которая несколько раз предпринимала
попытки суицида в подростковом возрасте.
А суицид -- тоже страх, страх перед жизнью.
Существуют внутрисемейные
причины, способствующие формированию
невротической личности: недовольство
родителей полом своего ребенка; поздний
ребенок; семейные конфликты; неполные
семьи.
Часто обращаются за консультацией
родители, недовольные полом ребенка.
В таких случаях у ребенка высокий уровень
тревожности: ему прививают качества,
которые ему не должны быть свойственны.
Кроме этого, существует зависимость
между возрастом матери и страхами у ребенка.
Если мать в момент рождения ребенка была
старше 35 лет, то его тревожность неминуемо
повышается.
В конфликтных семьях очень
часто недовольство между супругами выливается
на ребенка. Подчас маленькое существо
чувствует вину за эти конфликты, боится
оказаться их причиной.
Как ни странно, но в семьях,
где папа более активен, чем мама, у ребенка
невроз страха практически никогда не
развивается. И напротив, в семьях, где
активная мама, картина противоположная.
Тревожные дети могут быть в
неполных семьях. Ребенку (как мальчику,
так и девочке) не хватает образца поведения
представителя мужского пола. Отсутствие
стереотипа в данном случае влечет за
собой страх, распространяющийся на всех
мужчин. Поэтому ребенку для нормального
развития обязательно необходим образец
мужского поведения. В этом качестве может
выступать дедушка, дядя или любой близкий
родственник.
Выявление
страхов
Прежде чем помочь детям в преодолении
страхов, необходимо выяснить, каким конкретно
страхам они подвержены. Выяснить весь
спектр страхов можно специальным опросом
при условии эмоционального контакта
с ребенком, доверительных отношений и
отсутствия конфликта. О страхах следует
расспрашивать кому-нибудь из знакомых
взрослых или специалистов при совместной
игре или дружеской беседе. В последующем
самим родителям уточнить, чего именно
и на сколько боится ребенок.
Беседа представляется как условие для
избавления от страхов посредством их
проигрывания и рисования. Начать спрашивать
о страхах по предлагаемому списку имеет
смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы
должны быть доступными для понимания
в этом возрасте. Беседу следует вести
неторопливо и обстоятельно, перечисляя
страхи и ожидая ответа "да" - "нет"
или "боюсь" - "не боюсь". Повторять
вопрос о том, боится или не боится ребенок,
следует только время от времени. Тем самым
избегается наводка страхов, их непроизвольное
внушение. При стереотипном отрицании
всех страхов просят давать развернутые
ответы типа "не боюсь темноты", а
не "нет" или "да". Взрослый, задающий
вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка,
не забывая его переодически подбадривать
и хвалить за то, что он говорит все как
есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял
страхи по памяти, только иногда заглядывая
в список, а не зачитывая его.
Преодоление
страхов
Реакция родителя на страх должна быть
спокойно-сопереживающей. Нельзя оставаться
равнодушными, но и чрезмерное беспокойство
может привести к усилению страхов. Попробуйте
обсудить с ребенком его страх, попросите
его описать чувства и сам страх. Чем больше
ребенок будет говорить о страхе, тем лучше
- это лучшая терапия, чем больше он говорит,
тем меньше боится.
Попробуйте переубедить ребенка бояться
чего-либо, но не преуменьшайте страх,
а поделитесь своим опытом, если он имеется,
посоветуйте что-либо. Можно придумать
сказку и разработать с ребенком комплекс
мероприятий по борьбе со страхом. Например,
ребенок, боящийся, что-то кто-то ночью
влезет в его окно, придумал целую историю
про то, как он победил незваного гостя
с помощью игрушечного ружья, которое
для такого случая всегда было наготове.
Однако ребенок должен стараться придерживаться
разработанных правил. Если страх выраженный,
то бороться с ним надо дробно. Например,
если ребенок боится собак, для начала
стоит сходить в гости, где есть маленький
щенок и поиграть с ним, потом, возможно,
съездить на птичий рынок и т.д.
Разумеется, старайтесь повысить самооценку
ребенка, поддерживайте успешные для него
виды деятельности, всегда умейте тактично
оценить успехи ребенка в преодолении
страхов. Помните, что прямой вопрос опасен
- он может спровоцировать рецидив. Всегда
старайтесь готовить ребенка к приближающейся
угрожающей ситуации, обеспечьте ему надежную
защиту, но не делайте ее избыточной.
В психотерапии существует множество
методик снятия страхов, но мы остановимся
на наиболее эффективных и простых.
Рисование страха
Невротичный ребенок должен изобразить
свой страх на листе бумаги. Это задание
выполняется дома в течение двух недель.
На повторном занятии ребенку предлагают
подумать и изобразить на обратной стороне
этого же листа, как он не боится данного
страха. Таким образом, бессознательный
страх выводится на уровень сознания,
и, размышляя над своим страхом, ребенок
самоизлечивается.
Бывают случаи, когда дети отказывались
рисовать на обратной стороне листа. При
этом они говорят, что страх очень сильный
и они не знают, что нужно сделать, чтобы
от него избавиться. В подобных случаях
психолог в присутствии ребенка может
взять лист с изображением страха и сжечь
его со словами: "Вот видишь, от злого
чудища осталась маленькая горстка пепла,
а сейчас мы ее сдуем и страх испарится".
Этот несколько мистический прием работает
на редкость безотказно, его можно использовать
несколько раз до достижения необходимого
эффекта.
Сочинение рассказа на тему
страха
В этом случае задача психолога - приблизить
ребенка к реальности, для того чтобы он
осознал абсурдность своего страха. Осуществляется
это через введение в рассказ элементов
юмора.
Использование игры, небольших
представлений и инсценировок
На занятиях в группах детям предлагают
сочинить сказку или придумать страшную
историю. Их можно начать словами: "Жил-был..."
или "Однажды...". Дети с неврозом страха,
как правило, придумывают истории с печальным
концом. Задача психолога заключается
в том, чтобы проиграть их сюжеты в группе.
Но настаивать на этом не нужно, ребенок
сам должен предложить свой рассказ для
постановки. Затем автор распределяет
роли и начинается представление.
В группах
детей более старшего возраста можно использовать сценки из реальной жизни. Они должны
быть небольшими и в форме диалога. Один
герой отрицательный, а другой - положительный.
При этом дети могут просто импровизировать
на предложенную психологом тему: "Вас
остановил милиционер", "Вы ждете
на улице приятеля, а его долго нет, и вот
наконец он появляется", "Ссора с
другом" и т.д.
Использование фильмов ужасов
Несмотря
на спорность этого метода, он вполне применяем.
Обязательное условие - фильм должен быть
точно по теме страха (например, страх
перед ураганом или наводнением) и с положительным
концом.
Фантазирование
Не у всех
детей страхи выражены конкретно. Бывают
случаи, когда у ребенка превалирует неопределенность,
необъяснимая тревожность и подавленность
эмоций. В таких случаях невротичного
ребенка можно попросить закрыть глаза
и пофантазировать на тему "Как я представляю
свой страх". Не только представить,
как он выглядит и его размер, но и чем
он пахнет, каков страх на ощупь. Ребенку
предлагают побыть этим страхом и рассказать
от его имени о своих ощущениях, зачем
данный страх пугает людей. Пусть ребенок
от имени страха расскажет самому себе,
кто он, как от него избавиться. Во время
диалогов надо следить за сменой интонации
ребенка, ведь именно здесь могут промелькнуть
важные воспоминания, касающиеся его основных
внутренних проблем, с которыми в дальнейшем
необходимо работать.
Психокоррекционные
упражнения
1. Упражнение «Веселый страх»
Цель: коррекция тревожности,
страхов.
Психолог рассказывает сказку:
«Жил – был Страх. Все его боялись, и никто
не хотел с ним играть. Грустно и скучно
стало страху одному, и решил он пойти
поискать себе друзей, но никого не нашел,
потому что все его боялись и прятались
от него. Надоело Страху всех пугать, и
решил он стать веселым и смешным. Что
сделать Страху, чтобы детям стало весело?…».
Дети предлагают свои варианты.
2. Упражнение «Пещера страхов»
Цель: дифференциация тревожности
и страхов, их первичная стабилизация.
Средства: изобразительные,
экспрессивные, вербально-коммуникативные.
Форма: индивидуальная.
Возраст: старший дошкольный,
младший школьный.
Материал: эскиз «пещера страхов»,
цветные карандаши (краски, фломастеры).
Ход занятия:
Часть 1. Рисунок
Ребенку предлагается для рассмотрения
эскиз рисунка «пещера страхов». Затем
вводится инструкция по сказочному содержанию
эскиза и установка на образное (объективированное)
изображение страхов. Инструкция задается
психологом в свободной форме.
Часть 2. Беседа
Когда рисунок закончен, ребенку
предлагается рассказать об изображенных
образах и эмоциональных переживаниях
в процессе рисования.
Стимулирующие вопросы:
Кто/что это? Почему он/они страшные?
Кого он/они пугают? Как? Когда? А ты их
/ его боишься? Почему? Его/их можно победить?
Как?
Что ты чувствовал, когда рисовал?
Что вспоминал? О чем думал?
Почему выбрал эти цвета, линии?
Часть 3. Экспрессивная пауза
Ребенку предлагается изобразить
страхи пантомимическими и мимическими
средствами.
3. Игра «Зверушки в норке»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возраст: для детей 3-4 лет.
Ложась с ребенком в постель
при включенном свете, накройтесь одеялом
и приговаривайте примерно следующее:
«Мы с тобой маленькие белочки (зайчики,
мышки – кто ему больше нравится), мы лежим
в нашей уютной норке. Там, на улице, темно,
холодно, идет дождь, воет ветер, а у нас
с тобой тепло, тихо, уютно. И никто к нам
не придет, никого мы не пустим. В нашей
норке толстые стены, нам никто не страшен».
Говорить следует убаюкивающе, чтобы ребенок
расслаблялся и постепенно засыпал.
Утром можно сыграть, как к зверюшкам
попытался залезть в норку злой волк (роль
которого можно периодически предлагать
и ребенку), а зверюшки его прогнали. Вечером
же этого варианта следует избегать, чтобы
ребенок не перевозбудился.
4. Игра «Смелый разведчик»
Цель: коррекция страхов, тревожности.
Возраст: для детей 5-8 лет.
Можно играть в компании, а можно
вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод
про смелого разведчика в развернутую
игру в войну, чтобы все получилось естественней
и интересней. В какой-то момент ребенок
(называемый, опять-таки, своим настоящим
именем) получает задание сходить ночью
на разведку. В затемненном помещении
раскладывается оружие, принадлежащее
врагу. Ребенок должен все сосчитать и
доложить командиру. Командир награждает
его медалью за отвагу.