К факторам организационных стрессов
относится также отстранение от активного
участия в принятии решений. Если работники
не имеют возможности повлиять на важные
события, касающиеся их работы, то они
испытывают чувство беспомощности и потери
контроля над ситуациями. Это ведет к развитию
неудовлетворенности самореализацией
и качеством жизни и, как следствие, к снижению
уверенности в собственной профессиональной
эффективности.
Негативные последствия организационных
стрессов: снижение трудовой мотивации
и волевого контроля, текучесть кадров,
увеличение числа несчастных случает
на производстве, увеличение конфликтности
в коллективе, снижение производительности,
переживания депрессии и переутомления,
переживание одиночества и неудовлетворенности
жизнью и многие другие комплексные переживания,
называемые стресс-синдромами. Последствием
длительного организационного стресса
может стать профессиональное
выгорание.
Чем выше привлекательность работы
в данной конкретной организации, больше
уверенность в карьерном росте или стабильности
и удовлетворенность профессиональной
самореализацией и качеством жизни, которую
обеспечивает работа, тем меньше вероятность
переживания организационного стресса.
Оптимальный уровень рабочей напряженности,
стимулирующий работников к профессиональному
и личностному росту, способствует их
лояльности по отношению к своей организации.
Рассмотрим некоторые факторы,
действующие внутри организации, которые
вызывают стресс:
- Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное количество заданий или необоснованный уровень выпуска продукции на данный период времени. В этом случае обычно возникает беспокойство, фрустрация (чувство крушения), а также чувство безнадежности и материальных потерь. Однако недогрузка может вызвать точно такие же чувства. Работник, не получающий работы, соответствующей его возможностям, обычно чувствует беспокойство относительно своей ценности и положения в социальной структуре организации и ощущает себя явно невознагражденным.
- Конфликт ролей. Он возникает тогда, когда к работнику предъявляют противоречивые требования. Например, продавец может получить задание немедленно реагировать на просьбы клиентов, но, когда его видят разговаривающим с клиентом, то говорят, чтобы он не забывал заполнять полки товаром. Конфликт ролей может также произойти в результате нарушения принципа единоначалия. Два руководителя могут дать работнику противоречивые указания. Например, директор завода может потребовать от начальника цеха максимально увеличить выпуск продукции, в то время как начальник отдела технического контроля требует соблюдения стандартов качества. Конфликт ролей может также возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации. В этой ситуации индивидуум может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования руководства - с другой.
- Неопределенность ролей. Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.
- Неинтересная работа. Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие «интересная» работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.
- Существуют также и другие факторы. Стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к другу тоже могут вызвать стресс. Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.
Личностные факторы, вызывающие
стресс
Другую группу
стрессогенных факторов можно было
бы назвать организационно-личностными,
поскольку они выражают субъективно-тревожное
отношение человека к своей профессиональной
деятельности. Немецкие психологи В.
Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных “страхов”
работников:
- страх
не
справиться
с
работой
- страх
допустить
ошибку
- страх
быть
обойденным
другими
- страх
потерятьработу
- страх
потерять
собственное
я
Стрессогенами
также являются неблагоприятный
морально-психологический
климат в коллективе,
неразрешенные конфликты,
отсутствие социальной
поддержки и т.д. Сюда
же могут добавляться
и проблемы в личной
жизни человека, доставляющие
немало оснований для
неблагоприятных эмоций.
Неблагополучие в семье,
проблемы со здоровьем,
«кризис среднего возраста»
и прочие подобные раздражители
остро переживаются
человеком и наносят
существенный урон его
стрессоустойчивости.
Каждый
человек по-разному
реагирует на внешний
стрессор. В этом
проявляется его
индивидуальность. Следовательно,
личностные особенности самым тесным
образом связаны с формой
реагирования на стрессор
и вероятностью развития
негативных последствий.
Если
мы обратим внимание
на жизненные ситуации
и события, способные
вызвать стресс, то
увидим, что некоторые
из них являются положительными
и благоприятно
влияют на нашу жизнь (свадьба,
личный успех, рождение
ребенка, успешная сдача
экзаменов). Кроме того,
в течение жизни мы испытываем
и другие положительные
ощущения: радость (окончание
школы, института, встреча
с друзьями и родными,
победа любимой команды),
любовь, творческий
подъем (вдохновение),
достижение выдающегося
спортивного результата
и т.п. Однако стрессовое
напряжение способны
вызвать как положительные,
так и отрицательные
ситуации.
Профилактика стрессовых
ситуаций
Некоторые
жизненные ситуации, вызывающие
стресс можно предвидеть.
Например, смену фаз
развития и становления
семьи или же биологически
обусловленные изменения
в организме, характерные
для каждого из нас.
Другие ситуации неожиданны
и непредсказуемы, особенно
внезапные (несчастные
случаи, природные катаклизмы,
смерть близкого человека).
Существуют еще ситуации,
обусловленные поведением
человека, принятием
определенных решений,
определенным ходом
событий (развод, смена
места работы или места
жительства и т.п.). Каждая
из подобных ситуаций
способна вызвать душевный
дискомфорт.
Существует несколько
условий, соблюдая которые, мы можем
нормализовать стресс, являющийся естественным
следствием динамичной и сложной
жизни:
- Сравнивайте свои сегодняшние достижения с успехами в прошлом, а не с тем, чего добились другие. У этих других иные возможности, другие ресурсы, наконец, другая жизнь. Основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими.
- Каждый человек по-разному оценивает свои возможности по управлению собственной жизнью. Один считает, что именно от него зависит 90% того, что с ним происходит. Другой полагает, что очень многое зависит от судьбы, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, сам он контролирует свою жизнь только на 30%. Понимание относительности любых оценок событий, происходящих в нашей жизни, уменьшает стресс от неудач. Высокое чувство ответственности — положительное качество человека. Но суперответственность часто приводит к стрессу.
- Информационные перегрузки - типичная причина стресса. Если мы стали раздражительны, часто испытываем стресс, нас мучает бессонница, то необходимо оценить объем и значимость информации, которую еженедельно перерабатывает наш мозг. Если вы считаете, что должны взять на себя ответственность за решение десятков нужных и не очень нужных дел, то не стоит долго размышлять над тем, почему вы часто устаете и бываете очень раздражительным. Сократите объем информации, которую вы вынуждены ежедневно перерабатывать — и вы снова станете спокойным и жизнерадостным.
- Важнейшей личностной характеристикой человека является уровень его притязаний. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, то он может продолжать ставить перед собой трудные задачи и без особого перенапряжения решать их. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по достижению поставленных целей. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс, который является реакцией, мобилизующей человека на преодоление трудностей. Уменьшение притязаний до уровня, адекватного вашим возможностям, неизбежно снизит вероятность возникновения стресса.
- Если мы не можем изменить ситуацию, то необходимо изменить свое отношение к ней.
- Человек обычно всегда оценивает свои поступки. Он оценивает их, опираясь на собственные критерии, но также учитывает мнение окружающих. Оценка окружающих может быть основной. Осознание рассогласования самооценки и оценки со стороны окружающих может привести к внутреннему конфликту и стрессу. Для предупреждения таких последствий необходимо выполнение двух условий.
Во-первых, важно постоянно
заниматься самосовершенствованием. Нужно
добросовестно исполнять свои должностные
обязанности, не наносить ущерба окружающим, быть порядочным и культурным
человеком.
Во-вторых, желательно постепенно
уменьшать свою зависимость от внешних
оценок, избавляться от постоянной
потребности во внешнем одобрении.
- Степень удовлетворенности своей жизнью оказывает заметное влияние на психику человека. Чем более человек доволен своей жизнью, тем реже он испытывает стресс.
- Какими бы делами вы не занимались, старайтесь упорядочить свою деятельность:
- если вы, как кадровый работник, будете планировать на каждый рабочий день десятки важных дел, то неизбежно будете находиться в стрессе из-за непосильности выполнения намеченных задач.
- непременно составляйте список дел на следующий день, иначе вы не отдохнете: даже во сне ваш изможденный разум будет пытаться решить весь ворох завтрашних проблем.
- разбейте свой трудовой день на двухчасовые блоки, каждый из которых посвящен определенному делу или его части;
- учитесь перекладывать часть своей работы на чужие — непременно надежные — плечи;
- никогда не делайте двух-трех дел одновременно;
- не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня, дабы на вас не давил груз нерешенных проблем.
Роль менеджера в снижении уровня
стресса
Значительную
часть стрессов мы получаем в результате
конфликтов, порожденных различными
производственными ситуациями. При этом в любом случае оказывается
затронутой «вертикаль» деловых отношений:
руководитель - подчиненный. Ведь даже
если конфликтуют между собой рядовые
сотрудники, руководитель не может не
вмешиваться в ход разрешения конфликта.
Поэтому рекомендации по профилактике
стрессов, формулируемые управленческой
психологией, развернуты как бы на два
"фронта": руководителям, в чьи обязанности
входит снижение уровня стресса у сотрудников,
и подчиненным, которым предлагается беречься
от стрессов самим и не служить стрессодателями
для других. Чтобы минимизировать уровень
стрессов в коллективе, не снижая при этом
производительности, руководитель должен
прислушаться к следующим рекомендациям:
- почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей работников. Соответствие этим качествам объема и сложности поручаемых заданий - важное условие профилактики стрессов среди подчиненных;
- не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности работников. Этим предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид;
- не раздражаться, если работник отказывается от полученного задания, лучше обсудить с ним причину отказа;
- как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным;
- использовать стиль руководства, соответствующей конкретной производственной ситуации и особенностям состава сотрудников;
- при неудачах сотрудников оценивать в первую очередь обстоятельства, в которых действовал человек, а не его личные качества.
- не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- если возникла необходимость как-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этической критики.
- периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держать в поле зрения проблемы отдыха сотрудников, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение
руководителями этих несложных рекомендаций
может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в
коллективе. Одновременно в тех же целях
навстречу начальникам предлагается сделать
и подчиненным. Людям, страдающим от стрессов
на работе, обычно предлагают такой перечень
минимизации стрессов на работе:
- если не устраивают условия и содержание труда, заработная плата, возможности продвижения по службе и прочие организационные факторы, постараться тщательно проанализир<span class="dash0411_0435_0437_0020_0438_043d_0442_0435_0440_0432_