Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 10:19, практическая работа
Цель:
• знакомство с понятием “стресса” и его проявлением;
• осознание собственного состояния в стрессовых ситуациях;
• выработка психотехник видоизменения, ослабления стрессовых переживаний;
Практическое занятие: "Стресс. Встретим его достойно!"
Столярова Светлана Сайрановна, педагог-психолог
Статья отнесена к разделу: Спорт в школе и здоровье детей, Школьная психологическая служба
Цель:
Развитие стрессоустойчивости.
Необходимые материалы: бумага,
картон, цветные карандаши и
Организация пространства: стулья по кругу; в центре круга журнальный столик, на котором лист ватмана и краски.
Ход работы:
1. Приветствие. Слова ведущего: “Я рад Вас видеть, мне приятно с вами работать”.
2. Ритуал начала занятия. Упражнение “Импульс пожатия”.
Участники и ведущий сидят на стульях в кругу. Все берутся за руки. Ведущий отправляет импульс пожатия вправо или влево от себя, пожав руку соседа. Задача остальных, - получив импульс пожатия, передать другому по цепочке
Роль ведущего: Обеспечить для каждого участника максимально комфортное вхождение в группу.
Слова ведущего: “Своим пожатием руки я передаю импульс хорошего настроения. Ваша задача, получив импульс пожатия, передать другому по цепочке”.
3. Упражнение “Стаканчик”.
Роль ведущего: Вызвать эмоциональную реакцию у всех участников. Позволить каждому высказаться. Важно обсудить, что почувствовали участники, и что им захотелось сделать.
Ведущий ставит на ладонь бумажный
стаканчик и говорит участникам
группы следующее “Представьте, что
этот стаканчик – сосуд для
самых ваших сокровенных
На протяжении нескольких
минут в комнате царит
Слова ведущего: “Что вы почувствовали? Ваше состояние сейчас какое?” Затем ведется работа с эмоциональными реакциями, возникшими у участников группы. Возможно проведение параллели переживания “здесь и сейчас” на ситуации общения:
Заключительная фраза ведущего этого упражнения: “То, что вы сейчас пережили - это реальный стресс, это реальное напряжение, и то, как вы это пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс, реакция на проблемы, которые возникают у вас, в том числе и в общении с другими людьми”.
4. Вхождение в
тему “Работа с картинами
Участникам предлагается ряд картин с изображением “настроения” природы.
Ведущий говорит: “Обратите внимание на картины, рассмотрите их. Вам нужно будет сейчас выбрать ту картину, которая наиболее четко отражает ваше эмоциональное состояние в данный момент”.
“Почему вы выбрали именно эту картину? Что вас подтолкнуло к этому выбору?”
Роль ведущего: обеспечить хорошее вхождение в тему, помочь осознать и принять свои чувства.
Обсуждение. Высказывается тот, кто желает, рассказывает о своих мыслях.
5. Рисунок “Мое стрессовое состояние”.
Участникам раздаются листы бумаги, цветные карандаши и фломастеры или мелки.
Слова ведущего: “Я попрошу вас сейчас вспомнить наиболее яркое, запомнившееся стрессовое переживание. Что вы чувствовали в это время? Попробуйте как можно точнее вспомнить тот момент в вашей жизни. Изобразите на бумаге в любом образе это переживание. Это может быть любой цвет, любая фигура, изображение животного, предмета быта, явления природы. Все с чем ассоциируется пережитое вами состояние. А может вы изобразите себя?”
Рисунки демонстрируются друг другу.
Обсуждение. Высказывается тот, кто желает.
Роль ведущего: Предоставить возможность выразить свои чувства и поделиться своими переживаниями. Участники могут стесняться рисовать. Поэтому необходимо проинформировать перед началом рисования о том, что как они будут рисовать, не важно, главное – выразить чувство. Упражнение может не пойти при недостаточном уровне открытости.
6. Погружение в тему. Краткое сообщение ведущим теоретического материала по данной теме.
Роль ведущего: Дать определенную информацию в доступной форме. Познакомить с терминами “стресс”, “эустресс”, “дистресс”. Прийти вместе с участниками к мысли, что в жизни стрессовых ситуаций избежать невозможно, поэтому необходимо знать и уметь применять разные способы выхода из стрессовых ситуаций.
Вся наша жизнь – это периодические стрессовые напряжения и разрядки. Стрессовых ситуаций много, и все они разнообразны. Впервые поднял вопрос о стрессе канадский физиолог Ганс Селье. Стресс – это не то, что с нами случается, а то, как мы это воспринимаем. Стресс может быть не опасным и полезным. А в некоторых случаях стресс даже защищает нас.
Представьте себе, что вы переходите улицу и вдруг... Из-за поворота вылетает огромный самосвал. Вы дернулись и замерли как вкопанный. И прекрасно. Самосвал пролетел мимо вас. А если бы у вас не возникло стресса? Вы вполне могли бы оказаться под колесами этого страшного чудовища. Благодарите стресс, он спас вам жизнь и здоровье.
Небольшой уровень стресса
делает нас собранным на экзамене,
позволяет спортсмену на соревнованиях
выступить лучше, чем на тренировках.
В такие моменты ощущаешь подъем,
внутреннюю мобилизацию, многое получается
лучше, чем обычно. Такое состояние
называют эустресс. Другое дело, когда
напряжение становиться слишком
большим. Оно затрудняет эффективное
выполнение деятельности. Возникает
или заторможенность, или чрезмерная
суетливость. На пользу делу и здоровью
это не идет. Такой чрезмерный разрушительный,
дезорганизующий, демобилизующий стресс
называют дистресс. Именно он опасен. Сильнейшим
стрессом является неуспех, неудача, позор,
обида. Все это очень неприятно.
К сожалению, мы нередко склонны
переоценивать отрицательные
Каждый человек имеет
свой “порог чувствительности к стрессу”
– тот индивидуальный уровень
напряженности, до которого эффективность
деятельности повышается. Но если воздействие
стрессогенного фактора усиливается
и становиться выше порога чувствительности,
у человека повышается внутренняя напряженность,
а эффективность его
“Вопреки расхожему мнению, мы не должны – да и не в состоянии – избегать стресса. – писал Г.Селье. – Но мы можем использовать его и наслаждаться им, если лучше узнаем механизм и выработаем соответствующую философию жизни”.
Необходимо знать свой индивидуальный порог чувствительности к стрессу, то есть знать, до какого уровня силы человек может испытывать воздействие стрессогенного фактора, не снижая своей успешности и даже ее повышая, и какие по силе воздействия факторы губительны, выводят из нормального состояния настолько, что человек не может сосредоточиться, не может ничего делать.
Рассмотрим динамику протекания стрессового состояния.
Выделяются 3 основные стадии развития стрессового состояния у человека:
По своей продолжительности 1 стадия строго индивидуальна. Один человек “заводится” в течение 2-3 минут, а у другого нарастание стресса может проходить в течение нескольких дней и даже недель. Но в любом случае, состояние и поведение человека, попавшего в стресс, меняется на “противоположный знак”. На первой стадии исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение, дистанция в деловых отношениях с коллегами. Люди перестают смотреть друг другу в глаза, резко изменяется предмет разговора: с содержательно-деловых моментов он переходит на личные выпады (типа “ты сам такой”). Но самое главное заключается в том, что на первой стадии стресса у человека ослабевает самоконтроль: он постепенно теряет способность сознательно и разумно регулировать свое собственное поведение.
Вторая стадия в развитии стрессового состояния начинается в точке В, в которой у человека происходит потеря эффективного сознательного самоконтроля. “Стихия” деструктивного стресса разрушительно действует на психику человека. Он может не помнить, что говорил и делал, или осознавать свои действия довольно смутно и не полностью. Вторая стадия, как и первая, по своей продолжительности строго индивидуальна – от нескольких минут и часов – до нескольких дней и недель. Исчерпав свои энергетические ресурсы (достижение высшего напряжения отмечено в точке С), человек чувствует опустошение, утомление и усталость.
На третьей стадии человек останавливается и возвращается “к самому себе”, часто переживая чувство вины и дает себе слово, что этот “кошмар” больше никогда не повторится. Увы, через некоторое время стресс повторяется.
Причем, у каждого человека
есть свой индивидуальный сценарий стрессового
поведения “по частоте и форме
проявления”. Чаще всего этот сценарий
усваивается в детстве, когда
родители на глазах у ребенка конфликтуют,
вовлекая его в свои проблемы. Повторяется
также направленность стрессовой агрессии:
на самого себя и на окружающих. Один
винит во всем самого себя и ищет,
прежде всего, свои собственные ошибки.
Другой обвиняет всех вокруг, но только
не себя. Усвоенный в детстве стрессовый
сценарий “запускается” почти
7. Упражнение “Аукцион”.
По типу аукциона предлагается как можно больше найти способов, помогающих справляться со стрессовыми ситуациями.
Роль ведущего: Дать возможность участникам провести через себя и представить другим выбранные ими способы снятия стрессового напряжения. Эмоционально располагать участников к активным высказываниям
8. Учимся расслабляться,
справляться со стрессовыми
Роль ведущего: Помочь овладеть способами релаксации и снять стрессовое напряжение. Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Обучение нескольким способам релаксации.
В процессе работы поощряется открытое проявление эмоций.
Есть такая притча. Пришел к мудрецу мужчина, глава семейства, с жалобой: дома жить невозможно, потому что очень тесно и все друг другу мешают. Мудрец посоветовал завести дома козла. Человек удивился совету мудреца, но послушался. Через некоторое время он опять пришел за советом и со слезами стал жаловаться, что жить стало еще труднее. И так было мало места, да еще козел мешает. Мудрец посоветовал продать козла. На другой день человек пришел к мудрецу счастливым. Как после продажи животного в доме стало просторно.
Научитесь жить вместе с проблемами.
9. Общий рисунок на тему “Мое состояние сейчас”
Участникам предлагается отразить свои чувства в цвете.
На общем листе бумаги участники составляют общую цветовую гамму эмоционального состояния группы.
10. Обмен впечатлениями от занятия.
Участникам предлагается
закончить следующие