Стресс и стрессоустойчивость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.

Содержание

1. Стресс и основные фазы его развития
2. Приемы противостояния деструктивному стрессу
3.Тестовое задание.
4.Список использован

Вложенные файлы: 1 файл

готовая псих 2.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

Основные структуры мозга, участвующие в возникновении стресса: лобная кора; лимбические структуры; вегетативный компонент, реализуемый через гипоталамус и центры продолговатого мозга. В работах Симонова подчеркивается роль передних отделов коры, гиппокампа, миндалины и гипоталамуса в возникновении эмоций.  

 

 

 

 

    

 

 

 

 Глава 2. Приемы противостояния деструктивному стрессу

 

Основная концепция, на которую опираются современные рекомендации по управлению стрессом и его снятию, заключается в том, что цепь событий, приводящих к патологическим изменениям в организме, должна быть разрушена. Так, английским ученым Коксом была предложена модель так называемого трансакционного анализа, согласно которой определенное воздействие на организм может прервать развитие патологического процесса. Этого можно достичь несколькими способами. Прежде всего, можно изменить элементы, которые вносят вклад в познавательную оценку человеком требований среды и собственных возможностей справится с этими требованиями. Это достигается путем перестройки окружающей среды, путем изменения уровня интеллектуального развития человека, его поведенческого и социального реагирования и, наконец, путем воздействия на различные познавательные процессы человека. 
 
1.  Изменение материальной среды. Требования, формирующиеся в структуре материальной среды, могут проявляться в экстремальных условиях воздействия шумом, температурой, влажностью и освещением. Каждый из этих стрессорных раздражителей может быть устранен с помощью программы мероприятий по изменению условий материальной среды в соответствии с необходимостью снизить или повысить уровень сильнодействующего стрессора.  
 
Идентификация этих сильнодействующих раздражителей на первый взгляд, кажется, относительно простой, а рекомендации для улучшения положения – несложными и ясными. Однако реальное введение необходимых изменений может быть далеко не таким легким по ряду экономических и других соображений, а также из-за некоторых практических трудностей. Например, цеха кузнечно-прессового производства или дешевые густонаселенные дома с плохими жилищными условиями. Рекомендации по улучшению положения в обоих случаях легко сделать, но их выполнение связано с большими трудностями и экономическим затратами. Так, если не представляется возможным изменить структуру материальной среды человека, то в качестве возможной альтернативы можно рекомендовать применение отдельных средств индивидуальной защиты. Главная проблема при этом заключается в трудности убедить людей пользоваться этими средствами в тех случаях, когда это необходимо. 
 
2.  Изменение социальной среды. Предпосылки к стрессу могут возникнуть в результате социального воздействия, а в этом случае можно предложить психосоциальные преобразования, т.е. реорганизацию и перестройку человеческих взаимоотношений. Примером попытки изменения социальной среды является проведение лечения психически больных людей внутри семьи, а не изолировано. При этом полагают, что проблемы каждого отдельного члена семьи тесно связаны с проблемами других её членов.  
Стрессогенные условия могут быть также следствием требований и ограничений, налагаемых на характер поведения человека его работой и домашними условиями. Если трудности, связанные с выполнением определенной работы, не модифицировать по мере старения исполняющего её работника, то ему становится всё сложнее с ней справиться, в связи с чем воздействие стресса на него усилится. С этой ситуацией можно справиться двумя путями: во-первых, можно снизить нагрузку (требования, предъявляемые работой) стареющего работника и, во-вторых, он может периодически повышать свою квалификацию. Обучение является одним из возможных решений проблем, связанных со старением, приемом лекарств и болезнями. 
3. Изменение восприятия. Поскольку возникновение стресса связано с тем, что человек осознаёт наличие дисбаланса между предъявляемыми к нему требованиями и его способностью выполнить эти требования, то изменение механизма его восприятия является чрезвычайно мощным средством для управления стрессом. Можно изменить восприятие человеком каждого из этих аспектов познавательной оценки – предъявляемого требования, способности его выполнить и важности справиться с ним.  
Изменение значимости (важности) для человека факта преодоления является одним из подходов к управлению стрессом. Часто бывает трудно (иногда и невозможно) изменить то, что имеет важное значение для преодоления на уровне человеческой личности, не нанося при этом ущерба её социальной группе. 
4. Изменение поведенческой реакции на стресс несколько отличается от изменения попыток человека справиться с источником этого стресса. При интенсивном или длительном воздействии стресса поведение человека, как правило, становится дезорганизованным. 
«Рассуждения» обычно переходят с логической основы на эмоциональную, что, по-видимому, отражает общий возврат к более «ранним» формам поведения. Эти изменения оказывают влияние не только на те аспекты поведения, которые являются прямыми попытками человека справиться с источником стресса, но имеют и более общее влияние. Например, ухудшение условий жизни или снижение её успешности может привести к еще большему усугублению воздействия стресса. Таким образом, может катастрофически быстро образоваться порочный круг.  
Возникновение порочного круга можно предупредить или разорвать его, если он уже образовался, двумя способами: путем улучшения способности человека справляться с источником стресса или путем поддержания других аспектов поведения человека, не допуская их ухудшения. Этого, в свою очередь, можно достичь различными способами, наиболее эффективным из которых будет предъявление человеком специальных образцов поведения, основанных на логическом доказательстве. Хотя такой механический и автоматизированный способ поведения не может быть столь привлекательным, как более гибкий и стимулирующий образ жизни, тем не менее он будет, без сомнения, более эффективным для поддержания человека в период действия стресса. Чем более механическими и автоматизированными являются общие формы поведения человека, тем менее осознанным должен быть их контроль. В результате человек в большем объеме может осуществлять познавательную деятельность, направленную на решение проблем, с которыми он сталкивается.  
Для многих людей размеренный (автоматизированный) образ жизни может служить естественным защитным ответом на длительное воздействие стресса. Возможно, что автоматизмы, если они достаточно механические и повторяющиеся, могут действительно снижать чувствительность познавательной оценки человека, что позволяет ей придавать меньше значения предъявляемым извне требованиям и естественным эмоциональным переживаниям. 
5. Изменение физиологической реакции. С помощью изменения физиологической реакции организма на стресс можно достичь двух целей. Во-первых, можно усилить поведенческую способность организма к преодолению стресса, особенно когда она требует большого физического напряжения. Во-вторых, можно предупредить развитие патологического состояния, связанного с перенапряжением. Физиологическая реакция на стресс подготавливает и облегчает активную поведенческую реакцию его преодоления, но многократное повторение физиологической реакции приводит к повышению степени изнашивания и разрушения организма.  
Таким образом, повышение поведенческой эффективности преодоления стресса в результате усиления физиологических реакций может еще более усилить изнашивание и разрушение организма, тогда как ослабление этих процессов может снизить поведенческую эффективность. Наиболее успешной комбинацией лечебного воздействия при этом может быть возрастание физиологической реакции на стресс в тех ситуациях, когда требуется активное поведенческое преодоление стресса, и её ослабление тогда, когда уместны более пассивные формы преодоления стресса. Реакцию на стресс, возникающую при соревновании, следует усиливать, если она имеет место, например, при активном спортивном состязании, но её необходимо понизить, если этим соревнованием является, например, письменный экзамен. 
Причины стрессов и пути избавления от них надо искать не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека, в его психологических особенностях (характере). Эмоции неотделимы от мысли, т.е. наши отношения зависят от того, как мы воспринимаем, интерпретируем, оцениваем то или иное явление. Иначе говоря, характер эмоциональных реакций зависит от наших убеждений, представлений, мировоззрений, сложившихся в течение жизни. Об этом говорит и тот факт, что к одному и тому же явлению разные люди относятся по-разному: один смеётся, другой раздражён, а третий безразличен. Напрашивается вывод: многие эмоциональные стрессовые состояния являются результатом сложившегося неправильного, искаженного восприятия мира. Бывает, например, что человек желаемое принимает за действительное, не осознавая, что реальная жизнь совсем иная. Следовательно, если эмоциональные реакции обусловлены нашими представлениями, убеждениями, то, исправляя искаженные представления, убеждения, можно устранить и стресс, достичь адекватных, разумных эмоциональных реакций.  
В быстро меняющемся современном мире у человека могут сформироваться неустойчивые духовные ценности и беспринципные морально-этические нормы, приводящие к эклектизму, мещанству, или же он может стать эгоцентриком, догматиком или фанатиком. Во избежание таких «дефектов характера» современному человеку необходим беспристрастный советчик. Одним из таких советчиков является психотерапия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Тестовое задание

Стресс связан с:

а) прогрессирующим истощением резервов организма;

б) неожиданной и острой ситуацией;

в) способностью каждого идти на риск;

г) верны все варианты ответа.

Выберите правильный вариант ответа.

 

Верный ответ  Г.

Данный вывод можно сделать проанализировав различные определения стресса.И ознакомившись с первой главой работы.Стресс может быть связан ,как с неожиданной и острой ситуацией,так и в связи с прогрессирующим истощением резервов организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

                      

1. .О.Грегор. Как противостоять стрессу. Л.М.Попова, И.В.Соколов Стресс жизни: Сборник.

 2. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь – М.: 2009.

3. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2004.

4. Л.М.Попова, И.В.Соколов Стресс жизни: Сборник.

5. Г.Селье. Стресс без болезней.  Спб, ТОО “Лейла”, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Стресс и стрессоустойчивость