Структура психики человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2015 в 00:56, реферат

Краткое описание

Актуальность темы определяется необходимостью для современного человека обладать научным знанием о психике человека. Подобные знания помогают в решении проблем, как в повседневной жизни, так и в сфере профессиональной деятельности. В более широком плане такие знания активно используются специалистами разных отраслей для решения, например, проблем рационального распределения функций между человеком и компьютером, проблем проектирования автоматизированных рабочих мест специалистов разных профилей, проблем разработки систем искусственного интеллекта, робототехники и других.

Содержание

Введение
Структура психики человека
Основные психические процессы человека
Психические состояния. Их воздействие на деятельность людей
Психические свойства человека
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

структура психики.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)

 

В итоге одни люди предпочитают деятельность, связанную с постоянным преодолением трудностей, другие — работу в условиях, не требующих постоянного преодоления препятствий и решения сложных проблем. Люди с одним типом характера чрезвычайно чувствительны к собственным успехам и успехам окружающих, другой тип характера в большей степени ценит спокойствие и отсутствие необходимости принимать самостоятельные решения. Внешне различные типы характеров проявляются через манеру поведения, через способы реагирования на поступки других людей. Так, человек может быть грубым или деликатным, уважительным или бесцеремонным, вежливым или не обращающим внимание на окружающих.

 

Существуют различные типы классификаций характеров. Например, одна из наиболее ранних классификаций связывала тип характера с типом физического сложения человека. В её рамках определялись такие типы характера, как астенический, свойственный худым, высоким людям; пикнический, свойственный полным людям, и т.д. Более развиты классификации, основанные на оценке стиля общения человека с другими людьми и на отношении человека к трудовой деятельности. Одна из таких классификаций, разработанная немецким психологом и психиатром Карлом Леонгардом, включает 12 типов характера.

 

1. Гипертимный тип. Люди  оптимистичны, инициативны, словоохотливы, энергичны, весьма контактны, часто  имеют «приподнятое настроение». Однако любят «перескакивать»  с темы на тему, легкомысленны, склонны к прожектерству, трудно  переносят дисциплину, одиночество, упорную работу.

 

2. Демонстративный тип. Характер, проявляющий легкость установления  межличностных контактов, стремление  к лидерству, одобрению и похвалам. Свойственны властолюбие, самоуверенность, часто хвастовство и желание  не столько работать, сколько руководить.

 

3. Экстравертный тип. Люди  с таким характером контактны, имеют много знакомых и друзей, любят общественные развлечения, все их интересы направлены  во внешний мир.

 

4. Дистимный тип. Такие  люди отличаются низкой контактностью  с окружающими, склонны к пессимизму, домоседству, замкнутому образу жизни, отличаются серьезностью, добросовестностью, они ценят своих друзей, обладают обостренным чувством справедливости.

 

5. Интравертный тип. Люди-интраверты  «погружены в себя», замкнуты, не  нуждаются в общении, сдержанны, часто производят впечатление людей «оторванных от жизни».

 

6. Циклоидный тип. Отличительная  черта — частая смена настроения  и, как следствие этого, манеры  поведения. Эти люди ведут себя  как гипертимики в периоды  душевного подъема и как дистимики — в периоды плохого настроения.

 

7. Застревающий тип. Отличительной  чертой является определенная  занудливость, «застревание» на  часто незначимых участках работы. Такие люди стремятся к достижению  высоких результатов, требовательны  к себе, однако для них сложно вести динамическую работу, требующую постоянного переключения с одних вопросов на другие.

 

8. Педантичный тип. Люди  с таким характером часто проявляет  себя как бюрократы, они обладают  чрезмерной аккуратностью, стремлением  к абсолютному порядку, хотя и являются при этом добросовестными, аккуратными работниками, серьезными и надежными исполнителями.

 

9. Тревожный тип. Людям  с таким характером свойственны  неуверенность, робость, низкая контактность  с окружающими. Однако такие люди  серьезны, самокритичны, дружелюбны и исполнительны.

 

10. Эмотивный тип. Люди  с таким характером предпочитают  общение только с узким кругом  избранных, они часто тщательно  скрывают от всех свои обиды, не показывая их окружающим, обладают  обостренным чувством долга, они сострадательны, добры, хотя и чрезмерно чувствительны.

 

11. Экзальтированный тип. Основные черты — повышенная  восторженность, часто не имеющая  достаточных оснований, переменчивость  настроения при яркости и искренности  чувств.

 

12.  Возбудимый тип. Основные черты — импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

 

Данная классификация характеров не является полной, выделенные в ней типы характеров часто пересекаются друг с другом по многим параметрам. Реально существует бесконечное множество типов характеров, каждый из которых представляет собой определенную комбинацию отдельных черт.

 

Темперамент определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет динамические черты характера и психики человека. На сегодняшний день вслед за Гиппократом в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

 

Сангвиник — человек с сильной, уравновешенной психикой, легко реагирующий на изменения ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек нормально реагирующий на удачи и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего миpa.

 

Меланхолик — человек с легко ранимой психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначительные неудачи. Вяло реагируют на окружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решений. Наиболее типичными реакциями на внешний мир являются страх, неуверенность, растерянность, склонность к обороне.

 

Флегматик—тип человека, который и внешне, и внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведения люди этого типа схожи с меланхоликами. Но флегматик принципиально отличается своим устойчивым внутренним миром. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выраженных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спокойном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

 

Холерик — тип людей, обладающих неуравновешенным характером и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отличаются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Холерик всегда погружен в свои дела, о таких людях говорят: «Горит на работе и не замечает ничего, кроме своих целей».Эти люди весьма эмоционально возбудимы. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой человек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.

 

Из приведенных определений разных типов темпераментов можно заключить, что по многим чертам типы темпераментов и типы характеров пересекаются. В определенном смысле классификация людей по типам темперамента представляет собой частный случай классификации по типам характера.

 

Способности личности – свойство, связанное с особыми качествами личности, которые благоприятствуют быстрому и относительно легкому овладению каким-то делом, эффективному его осуществлению и прогрессирующей успешностью. Различают частные способности и способности к определенной профессии. К частным относят интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные и др. Они обусловлены особым развитием отдельных качеств. Способности к определенному виду деятельности – это всегда личностный комплекс. Они включают отдельные частные способности и качества, относящиеся к другим свойствам – направленности, характеру. Работа не по способностям – малопродуктивна трудна, в тягость.

 

Направленность личности – ее ведущее психологическое свойство, в котором представлена система ее побуждений к жизни и деятельности, определяющая избирательность отношений, позиций и активности. ЕЕ микроструктура включает в себя мировоззрение, потребности человека, его идеалы и жизненные цели, а также интересы, социальные установки, склонности и мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключении стоит отметить, что данная работа имеет практическое значении. Знание особенностей психических явлений очень важно для каждого человека. С помощью психических процессов мы познаем мир. Описанные в работе особенности нашего восприятия, мышления, памяти, речи подскажут каждому как развивать и совершенствовать те или иные процессы, так как это важно для познавательной деятельности. Психические состояния могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на деятельность человека в целом. Необходимо учиться контролировать свои состояния для того, чтобы добиваться более высоких профессиональных результатов. Также это важно для коммуникации и самореализации личности. Психические свойства, выражающиеся в способностях, направленности личности, ее темпераменте и характере, играют определяющую роль для человека в выборе профессии, рода занятий, увлечений, хобби. Вот почему необходимо определить основные черты своего характера, узнать к какому типу темперамента вы относитесь. Все эти знания помогут реализовать себя в жизни и найти свое призвание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Кроль В.М. Психология  и педагогика: Учебное пособие для технических вузов/ 2-е изд., переработанное и дополненное, М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

 

2. Немов Р.С. Психология: Учебник  для студентов высших педагогических  заведений в 3 кн. – 4-е изд. – М.: Владос, 2003. – 688с.

 

3. Сластенин В.А., Каширин В.П.Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 480с.

 

4. Радугин А.А. Психология  и педагогика: Учебное пособие  для вузов. – М.: Центр, 2003. – 256с.

 

5. Столяренко А.М. Психология  и педагогика: Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 423С.

 

6. Столяренко Л.Д., Самыгин  С.И. Психология и педагогика в  вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 576с.


Информация о работе Структура психики человека