Структура юридической психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2015 в 17:26, курсовая работа

Краткое описание

Задание 1. Что составляет предмет юридической психологии? В чем проявляется ее взаимосвязь с психологическими науками?
Задание 2. Закончите предложение: «Составление обобщенной психологической характеристики человека на основании интеграции ее элементов, установленных различными средствами и методами, – это …» Покажите возможности использования данного метода в работе юриста.
Задание 3.
Перечислите признаки сознания как высшего уровня развития психики.

Вложенные файлы: 1 файл

Вариант 2 -2.doc

— 42.00 Кб (Скачать файл)

 

Задание 7.

В чем различия импульсивных преступных действий от преступлений как волевых действий? Ответ проиллюстрируйте конкретными примерами.

Преступное действие - это мотивированный, целенаправленный, сознательный и управляемый акт противоправного поведения, которым достигается определенная цель и этот акт не разлагается на более простые. 

Многие преступления совершаются импульсивно - спонтанно, без специально сформированной цели. Эти преступные акты образуют класс малоосознанных реакций. Импульсивные действия регулируются установками, подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью.

Но во всех импульсивных реакциях проявляется личностная готовность к определенным действиям. При конфликтных эмоциональных состояниях чувства, эмоции подавляют рациональные механизмы регуляции поведения и приобретают ведущую регуляционную функцию, превращаются в основной механизм импульсивных действий.

Во всех поведенческих стереотипах, основанных на подсознательной установке, мотивы и цели совпадают (сдвиг мотива на цель). Здесь мотивы трансформированы в механизм установки.

Импульсивное поведение может быть вызвано различными причинами: 1) эмоциогенной обстановкой при несформированности у индивида адекватных реакций; 2) общей эмоциональной неустойчивостью индивида; 3) состоянием опьянения; 4) привычными формами поведения; 5) психопатическими аномалиями личности.

Иногда при стечении внезапно возникших обстоятельств человек вынужден действовать очень быстро. Мотивы поступков в таких ситуациях неточно называются "вынужденными мотивами". В связи с этим следует иметь в виду, что в экстремальных ситуациях мотивы действий человека бывают свернутыми, совмещенными с внезапно сформированной целью. Чем руководствуется человек, обороняющийся от внезапного нападения? В данном случае его поведение определяется не продуманными мотивами, а общим побуждением, готовностью к самосохранению, которое проявляется в стереотипных действиях самообороны.

Нередко импульсивные действия совершаются и по "внутренним поводам" - из-за стремления личности самоутвердиться, обеспечить свое превосходство над окружающими, дать выход накопившимся отрицательным эмоциям.

Наиболее остро импульсивность проявляется в состоянии аффекта.

В действиях, совершаемых в состоянии аффекта, цель неконкретизирована, действие имеет лишь общую направленность. Преступление, совершаемое в состоянии аффекта, имеет неопределенный и косвенный умысел.

 

 

Задание 8.

 

Проведите сравнительный анализ психологических характеристик корыстных и насильственных преступников.

 

Как и среди всех преступников, среди субъектов насильственных (речь идет в первую очередь о тяжких насильственных) преступлений главным образом встречаются лица мужского пола.  
Тяжкие насильственные преступления носят по преимуществу бытовой характер. Именно поэтому в них чаще участвуют лица более старших возрастов.

Таким образом, типичными чертами насильственных преступников являются эгоизм, примитивный анархизм, отсутствие синтонности, чувства сострадания, крайняя черствость и жестокость, эмоциональная тупость, импульсивность, проекция агрессии во вне, уязвимость "Я" в сфере межличностных отношений, подозрительность, ригидность, тенденция к замкнутости. Им свойственно наделять других людей (по механизму проекции) чертами, свойственными им самим. Это приводит к тому, что окружающих они начинают воспринимать как враждебных и агрессивных.  
Общей особенностью таких преступников является отсутствие критической оценки своих поступков, бескультурье, десоциализированность. Большинство насильственных преступлений (хулиганство, изнасилование, убийство, драки, увечья) совершается в состоянии опьянения.

При неоднократном совершении преступлений у злостных преступников формируется устойчивая антисоциальная направленность личности.

Корыстный тип личности преступника отличается гиперболизацией, непомерным разрастанием материальных потребностей, стремлением к накопительству, стяжательству, скопидомству. Эти потребности являются извращенными, поскольку ни их возникновение, ни возможности их удовлетворения не обусловливаются объективной действительностью. Но главной антисоциальной стороной этих извращенных потребностей является изыскание неправомерных источников их удовлетворения. 
Как показывают исследования, у большинства расхитителей, мошенников, взяточников материальные интересы являются основным смыслообразующим фактором их жизнедеятельности. А в системе самих материальных интересов ведущую роль играют деньги, вещи, стремление к праздной и разгульной жизни. Для многих из них накопление вещей является самоцелью.

Для лиц данной категории так же характерны деформация досугово-бытовых интересов, потребностей, привычек, выражающаяся в 
стремлении к пьянству, наркотикам, азартным играм, и деградация личности на этой основе; некритическая и завышенная оценка своей личности. Смысл преступного поведения - самоутверждение, в основе которого лежит неуверенность в себе, как личности достойной признания. 
Однако в отличие от других преступников представители данной категории являются более адаптированными, т.е. более приспособленными к различным социальным ситуациям и их изменениям. Они лучше ориентируются в социальных нормах и требованиях, более сдержанны, могут хорошо контролировать свое поведение. Они также более общительны, и, как правило, не испытывают трудностей в установлении социальных контактов, для многих свойственны статусные потребности - стремление к лидерству, к признанию. Они отличаются наименьшей психической напряженностью, относительно высоким уровнем интериоризации социальных норм. 
Корыстные устремления и связанные с ними хищения, взятки и т.п. связаны как с накопительством, так и с его антиподом - разгульным расточительством. Но и в том, и в другом случае основа одна - скудность духовных потребностей.

 

 

Задание 9.

Перечислите отличительные признаки организованной преступной группы от сплоченной организованной группы (организации). Приведите примеры

 

Любая преступная группа как одна из разновидностей малых социальных групп людей не является простым (механическим) сложением некоего числа индивидов, совместно совершающих преступления. Каждая преступная группа, с точки зрения психологии и социологической теории «малых групп», объединяя на основе совместного осуществления общественно опасной деятельности нескольких человек с явным стремлением к достижению преступной цели, с той или иной степенью организованности, фактически превращается в единый субъект криминальной деятельности. В таком коллективном субъекте преступления появляются новые, не свойственные отдельному преступному индивиду свойства, цели, возможности и пр

В преступном действии, совершаемом группой лиц, происходит объединение индивидуальных способностей, общих и специальных знаний, умений, профессиональных навыков (особенно преступных), и др. Весьма существенно, что со временем происходит разделение преступного труда (с учетом состава группы это разделение может быть и профессиональным)

 

Задание 10.

В чем сходство и различие таких методов психического воздействия на подследственного, как внушение и убеждение?

Убеждение и принуждение - методы целенаправленного воздействия на поведение людей. Они являются "не только полярными явлениями, но и обладают свойствами тесного взаимодействия, взаимообеспечения, взаимоподкрепления и взаимоперехода. Одно немыслимо без другого".76 Однако убеждение как глубоко нравственный метод общественных межличностных значений первенствует, хотя и гарантируется возможностью принуждения. Последнее включается в уголовно-процессуальный оборот только тогда, когда принятые меры убеждения оказались недейственными, не достигли своей цели.

С точки зрения психологии "убеждение - метод воздействия на сознание личности через обращение к ее собственному критическому суждению". В уголовном преследовании оно имеет своей целью влияние субъектом, ведущим дело, на сознание, волю и чувства соответствующего участника процесса путем доведения до него положительной информации, обеспечивающей налаживание нормального психологического контакта (взаимопонимания и взаимодействия) между нами, а в конечном счете - достижение его юридически значимого поведения (получение, например, правдивых показаний по делу). Убеждение участников уголовного процесса осуществляется посредством различных приемов: словесная оценка предмета разговора, внушение, разъяснение, сочувствие, одобрение и др. Поскольку убеждение - нравственно-психологическое понятие, и оно исходит от дознавателя, следователя, прокурора, важно, чтобы они сами прежде всего должны быть безупречными в нравственно-психологическом плане80 и чтобы также безупречно реализовывали эти свои качества, полностью воплощали в жизнь необходимые морально-психологические установки в системе межличностных отношений.

Внушение обладает свойством, благоприятствующим участнику процесса осознать законность, справедливость, необходимость и неизбежность совершаемого акта, способно "заразить" его побуждениями, волей и решимостью на поведение, согласующееся с уголовно-процессуальными требованиями.

Но убеждение, внушение, разъяснение возымеют действие, если правоприменитель прежде всего сам неотступно соблюдает все требования закона, права и интересы участников процесса и является подлинным образцом высокого правомерного поведения. Там, где правоприменитель нарушает закон или считает правовые нормы обременительной формальностью и не выполняет их, не могут развиваться у человека стремление и привычка поступать всегда в согласии с законом. Как правильно замечает М.Д. Шаргородский, "нельзя в человеке воспитать уважение к закону, если по отношению к нему закон нарушается"

 

Задание 11.

Чем отличается компетенция судебно-психологической экспертизы от компетенции судебно-лингвистической экспертизы?

 

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится исследование и других состояний, которые обусловили особый характер поведения человека в момент совершения преступления. К числу их, кроме аффекта, может быть отнесено состояние переутомления, сильного страха, большого горя, депрессии и т. п. В частности, у следователя могут возникнуть сомнения в уровне умственного развития человека и в том, может ли он сознавать значение своих действий.

К компетенции судебно-психологической экспертизы относится широкий круг вопросов, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

- способность свидетелей, потерпевших, подозреваемых с учетом  их индивидуально-психологических  и возрастных особенностей, состояния  умственного развития правильно  воспринимать имеющие для дела  обстоятельства и давать о  них правильные показания;

- способность потерпевших  по половым преступлениям правильно  воспринимать характер и значение  совершенных с ними действий;

- способность несовершеннолетних  обвиняемых, страдающих умственной  отсталостью, не связанной с психическими  заболеваниями, полностью сознавать  значение своих действий и  руководить ими;

- наличие или отсутствие  у субъекта в момент совершения  противоправных действий состояния  физиологического аффекта (состояния  внезапно возникшего сильного  душевного волнения);

- возможность возникновения  различных психических волнений, препятствующих нормальному осуществлению  профессиональных функций (в авиации, автомобильном и железнодорожном  транспорте, в работе оператора  автоматизированных систем на  производстве);

- наличие или отсутствие  у лица в период, предшествовавший  смерти, психического состояния, предрасполагающего  к самоубийству.

Судебная лингвистическая экспертиза - это процессуально регламентированное исследование устного высказывания, речевого оборота, письменного текста, завершающееся дачей письменного заключения по вопросам, разрешение которых требует применения специальных экспертно-лингвистических знаний.

 

Задание 12.

На конкретном примере покажите возможные поводы и приведите вопросы экспертного задания судебно-психологической экспертизы потерпевших по делам об изнасиловании.

ПРИ направлении На комплексную СПЭ И психологическую экспертизу могут ВОПРОСЫ Быть сформулированы следующим образом:

- страдает потерпевший ИЛИ Свидетель психическим заболеванием?

- Может ли он по психическому  состоянию воспринимать обстоятельства  дела и давать о них правильные  показания?

- Не обнаруживает ли он патологической  склонности к фантазированию  и псевдологии?

- МОГ Ли потерпевший понимать ХАРАКТЕР И значение совершаемых в отношении него противоправных действий?

- имеются ли у потерпевшего какие-либо личностные особенности, которые оказали влияние на его поведение в криминальной ситуации?

- МОГ Ли потерпевший по психическому состоянию оказывать сопротивление в криминальной ситуации?

- По своему психическому состоянию  в НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ может Ли потерпевший участвовать в судебно-следственных действиях?

П р и м е р

Обследуемая гр. К., 17 лет, была не способна к обучению в массовой школе, воспитывалась в школе-интернате для умственно отсталых детей, с трудом осваивала программу, к 17 годам училась в 6-ом классе. По наблюдениям воспитателей, несмотря на явное отставание в физическом развитии, проявляла повышенный интерес к мальчикам, часто уединялась с ними. В связи с тем, что она несколько раз надолго исчезала с мальчиками, в школе была дважды осмотрена гинекологом. При втором осмотре установлено нарушение девственной плевы. От объяснений по этому поводу гр. К.уклонилась, а спустя несколько дней вместе с матерью явилась в прокуратуру с заявлением, что была изнасилована соседом по квартире. Гр. К. давала показания в присутствии матери, в дальнейшем неоднократно их меняла. 

ПРИ судебно- психиатрической экспертизе выявлен крайне малую ЗАПАС Знаний, с трудом формулирует свои мысли. При расспросе в присутствии матери, путаясь в деталях, утверждает, что сосед ее изнасиловал. Несмотря на замечания допрашивающего, мать все время кивает головой, подсказывает дочери ответы. Беседуя с врачами без матери, гр. К. говорит об этом эпизоде ​​еще ​​более путанно, плачет, просит позвать маму "тогда все вспомнит".

Информация о работе Структура юридической психологии