Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 21:38, контрольная работа
Знание особенностей сферы ценностных ориентаций пожилых людей может способствовать определению путей оказания ей социально - психологической помощи в преодолении стрессов и фрустраций личности, ее дезадаптации к новым социальным условиям, удовлетворению его потребности в самовыражении и т.д., будет способствовать дальнейшему личностному развитию человека, его долголетию. Сравнительный анализ возрастных границ пожилого возраста по разным периодизация позволяет утверждать, что большинство ученых придерживается мнения, что преклонный возраст длится примерно 5-10 лет и находится в пределах от 60 до 65-70 лет.
Поэтому, думая об оптимальном развитии человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, Ананьев ставил перед психологией и всем человекознанием (и перед обществом в целом) решение задачи разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему успешно во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости.
Результаты изучения взрослых людей в научной школе Ананьева свидетельствуют о том, что, проходя ступень своего развития, которая обозначается как зрелость, человек переживает и фазы подъема, и относительной стабильности, и начинающейся инволюции. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлению им себя в разных видах деятельности. Причем, если иметь при этом в виду изменения в работе различных систем организма и их функций, колебания в продуктивности психических процессов, перестройки в содержании и активности мотивационно-потребностной сферы, в эмоционально-волевых реакциях, эффективности обобщенных умений, выступающих как способности, то они оказываются связанными друг с другом очень сложными и вместе с тем неоднозначными зависимостями.
Однако эта противоречивая и разнопоказательная картина характеристик развития человека на ступени взрослости, как доказали исследования Ананьева и его сотрудников, не является препятствием тому, что деятельности человека, его взаимоотношения с окружающими и вообще связи со средой, в которую он включен, а также его внешняя и внутренняя активность как личности и как субъекта, - если все вместе они несут в себе конструктивно-творческую доминанту и отвечают нравственному императиву - выводят человека в конце концов на высший уровень его развития, достижения в нем вершины или акме.
Насколько эта его вершина оказывается высокой, содержательно многогранной и богатой, настолько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме. Это, разумеется, зависит и от особенностей жизненного пути человека до его акме, и от социальной, экономической, политической, правовой ситуации, в которую он попадет, поднявшись на ступень взрослости. Но не в меньшей мере количественно-качественные показатели акме определяются тем, какая у него образовалась картина мира и как он видит свое место в этом мире, до какого уровня сформировался общий и специальный интеллект, сложилось нравственное ядро, развились способности творца.
Люди отличаются друг
от друга неодинаковой способностью
совершать высоко-моральные
Исходя из этих данных, Ананьев сформулировал задачи, которые должна решить акмеология: это научное освещение феноменологии акме, объективирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, функционирование которых необходимо, чтобы полноценное акме было достигнуто человеком и он реально состоялся как достойнейший гражданин своей страны и как профессионал высочайшего класса.
Выводы:
Ананьев и его ученики в серии экспериментальных работ показали, что физическое состояние человека постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения дает о себе знать, когда человек проявляет себя как личность и как субъект деятельности.
Достигаемая во взрослом состоянии зрелость человека и так называемая вершина этой зрелости или, как ее называют, акме, подчеркивал Ананьев, - это многомерная констелляция различных характеристик человека, которая хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как индивид, личность и субъект деятельности, но вместе с тем никогда не является статичным образованием, а, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Литература:
1. Ананьев Б. Г. О системе возрастной психологии. «Вопросы психологии», 1957, № 5.
2. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека
3. Психология старости и старения: Хрестоматия: Учеб. по-П863 собие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидере. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 416 с.
Информация о работе Структурно-динамічна модель старіння Б.Г.Ананьєва