Судебно-психологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 15:34, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – исследовать судебно-психологическую экспертизу. В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать понятие судебно-психологической экспертизы;
рассмотреть специфику и порядок назначения судебно-психологической экспертизы;
изучить компетенцию судебно-психологической экспертизы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….....3
§1. Понятие судебно-психологической экспертизы……………………………...4
§2. Специфика и порядок назначения судебно-психологической экспертизы...6
§3. Компетенция судебно-психологической экспертизы…………………………...11
Заключение………………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

юр. психология.docx

— 38.30 Кб (Скачать файл)

 

     Руководитель  комиссии не выделяется, функции координатора в комплексных комиссиях осуществляет судебный психолог.     

Судебно-психологическая  экспертиза обычно проводится амбулаторно – как правило, по месту работы экспертов. В стационарных условиях проводится комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. В этих условиях возможно более полное экспертное исследование. Продолжительность экспертизы не ограничена. Допускаемая законодательством письменная консультация психолога (в порядке получения дополнительных материалов) не может быть приравнена к экспертному исследованию.     

Проводя судебно-психологическую экспертизу, эксперт-психолог использует систему методов и процедур психологической диагностики, инструментальные личностные методики, методики изучения отдельных сфер поведения (эмоциональных, волевых, интеллектуальных) и общих психодинамических характеристик деятельности. На заключительном этапе делаются выводы об общей психологической структуре личности.    

Заключение  судебно-психологической экспертизы являясь источником  доказательств, должно быть изложено письменно и в требуемом законом порядке  простым, доступным всеобщему пониманию  языком с разъяснением научных терминов и состоять из трех частей: вводной, исследовательской и заключительной.     

В  вводной  части  должны  быть  указаны   место и время  составления 

заключения, сведения об эксперте, правовое основание проведения экспертизы, должностное  положение лица, назначившего экспертизу. Необходимо также указывать время и место проведения экспериментально-психологического обследования подэкспертного лица, перечень предоставленных эксперту материалов и перечень поставленных перед СПЭ вопросов (без их научно-психологической редакции).      

В исследовательской части описываются  все использованные диагностические  методы, методики и процедуры, прилагаются  протоколы их проведения.     

В заключительной части даются ясные  и точные ответы на поставленные вопросы, невозможность получения информации также должна быть обоснованна. Экспертная информация должна соответствовать определенным критериям. Эта информация должна быть прежде всего научно достоверной, полученной в результате применения апробированных методов исследования.     

Экспертное  заключение подлежит оценке суда, следователя  или иного полномочного органа, при  этом определяется обоснованность заключения и его место в системе доказательств. Необоснованное заключение может быть отвергнуто, при этом назначается  новая экспертиза. 

§3. Компетенция судебно-психологической экспертизы

 
В целом компетенция судебно-психологической  экспертизы определяется содержанием  психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в компетенцию  судебно-психологической экспертизы входят любые вопросы психологического содержания, значимые для доказывания  или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения  которых необходимы специальные  профессиональные познания в области  научной психологии.

Это, прежде всего, исследование различных проявлений психики, психических  процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и  т.д.), участвующих в уголовном  судопроизводстве, факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших  предметом рассмотрения суда.

При этом необходимо иметь  в виду, что жестко зафиксировать  все психологические вопросы, которые  могут возникать в связи с  расследованием конкретного уголовного дела, практически невозможно.4

Также в компетенцию экспертизы также входит изучение "психологического содержания некоторых юридических  понятий, описывающих поведение  людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические  состояния, изменения сознания под  влиянием различных факторов".

В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в  суде к компетенции судебно-психологической  экспертизы следует отнести:5

  1. установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенная тревожность, внушаемость, импульсивность и т.д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
  2. диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения, например потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т.д.;
  3. исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к данной деятельности;
  4. выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
  5. установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение для уголовного, процесса.

Такая широкая компетенция  объясняется тем, что законодатель достаточно смело использует данные психологии для регламентации многих новых дефиниций, норм и институтов уголовного права, применяя непривычные для практики психологические термины, воспринятые из психологической науки.

 

 

 

 

Заключение

 
Судебно-психологическая экспертиза является самостоятельным видом  судебной экспертизы, состоящим в  использовании специальных (профессиональных) психологических познаний для установления реальных обстоятельств, входящих в  процесс доказывания по уголовному делу. Она имеет свой предмет, собственные  объекты и методы экспертного  исследования.

Направляя подследственного, потерпевшего или  свидетеля на судебно-психологическую  экспертизу, следователь обязан контролировать тщательность изучения личности, а  также достоверность следственного заключения. Для этого нужно ориентироваться в методах и формах работы психологов, уметь составлять экспертное заключение с результатами расследования.

Важнейшим этапом назначения судебно-психологической  экспертизы является четкое определение  вопросов, которые необходимо разрешить  путем судебно-психологического экспертного исследования.

В целом компетенция судебно-психологической  экспертизы определяется содержанием  психологической науки, ее прикладных отраслей (юридической, медицинской, инженерной психологии и т.п.). Поэтому в компетенцию  судебно-психологической экспертизы входят любые вопросы психологического содержания, значимые для доказывания  или имеющие непосредственное уголовно релевантное значение, для решения  которых необходимы специальные  профессиональные познания в области  научной психологии.

 
 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. Баранов П.П. Юридическая психология: учебник для вузов / П.П. Баранов. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
  2. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов / В.Л. Васильев. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 656 с.
  3. Гоноболин Ф.Н. Психология: учебник для студентов вузов / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 2003. – 389 с.
  4. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. – М.: Издательство: Норма, 2006. - 512 с.
  5. Казаков В.Г. Психология: учебник для вузов. / В.Г. Казаков. - М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
  6. Нагаев В.В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – С. 333.
  7. Общая психология / под ред. А.В. Петровского - М.: Просвещение, 1999. – 452с.
  8. Общая психология / под ред. В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова - М.: Просвещение, 2003. – 524 с.
  9. Платонов К.К. Психология: учебник / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 2001. – 393 с.
  10. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе: учебник для вузов / Ф.С. Сафуанов. - М., 2005. – 548 с.
  11. Шиханцов Г.Г. Юридическая психология: учебник для вузов / Г.Г. Шиханцов. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2003. – 611 с.

 

 

1 Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе. / Ф.С. Сафуанов. - М., 2005. – С. 259.

2 Шиханцов Г. Г. Юридическая психология: учебник. / Г.Г. Шиханцов. – М., 2003. – С. 351.

3 Нагаев В.В. Н16 Основы судебно-психологической экспертизы: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. – С. 333.

4 Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. / М.И. Еникеев. – М., 2006. – С. 205.

5 Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник. / В.Л. Васильев. – М., 2005. – С. 156.


Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза