Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:47, контрольная работа

Краткое описание

Не существует единого мнения, специалисты какого профиля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко [ 3, с. 47], прийти к наиболее полному выводу о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов.

Содержание

1 Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых…………………………………………. .3
§2 Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних……………..4
Список литературы…………………………………………………………..12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная спэ.docx

— 37.21 Кб (Скачать файл)

Наиболее важным чувством морального сознания и самосознания несовершеннолетнего обвиняемого является совесть. Развитость этого нравственного чувства в наибольшей степени характеризует способность лица к моральному самоконтролю, предполагает смысловую дифференцированность усвоенных общественных норм.

Сформированность морального и правового сознания подростка является мерилом интериоризации им наиболее важных социальных норм, критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего (совесть) и внешнего (стыд) контроля, что создает психологические (личностные) предпосылки его ответственности.

Реализация преступных действий всегда есть реализация конкретно-ситуационных мотивов, сознательных актуальных целей личности. Сохранность полноты осознания и произвольности их выбора — субъективная предпосылка вины и ответственности субъекта преступления. В связи с этим для полноты суждения о способности несовершеннолетнего обвиняемого полностью сознавать значение своих действий и мере руководства ими анализ морального сознания подростка должен быть дополнен анализом его целеполагания и целедостижения, психологическая структура и механизмы которых были описаны выше. Предпосылкой их эффективного функционирования во многом служит достаточная развитость мыслительной деятельности, интеллекта.

Когнитивная дифференцированность личности, высокий уровень операциональных ее возможностей в существенной мере определяют глубину раскрытия важнейших сторон ситуации, выбор адекватных путей и средств ее преобразования, адекватный учет внутренних ресурсов и собственных качеств (когнитивная самооценка).

В заключение хотелось бы отметить, что взрослый и несовершеннолетний обвиняемые - качественно различные субъекты судопроизводства, вопреки мнению некоторых авторов, полагающих, что несовершеннолетний есть уменьшенная модель взрослого обвиняемого. Следовательно, для успешного хода расследования следователю необходимо иметь хотя бы элементарные представления о психологических особенностях данного субъекта, чтобы правильно строить следственные действия и правильно оценивать их результаты. Это, несомненно, требует помощи специалистов и экспертов-психологов [2, с. 135].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

Учебники и учебные пособия

  1. Коченов М.М. Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних /[Текст] М.М. Коченов — М.: 1971.
  2. Леонтьев А.А., Шахнарович А. М., Батов В.И. Речь в криминалистике и судебной психологии /[Текст] А.А. Леонтьев, А.М. Шахнарович, В.И. Батов — М.: 1977.

Статьи и научные публикации

  1. Исаенко В. Использование возможностей судебно-психологической экспертизы. Законность /[Текст] В. Исаенко – М.: 1998. № 10.

 

 


Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых