Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 19:47, контрольная работа
Не существует единого мнения, специалисты какого профиля должны исследовать вопрос о возрастной вменяемости. Как полагает В. Исаенко [ 3, с. 47], прийти к наиболее полному выводу о наличии у несовершеннолетнего душевного заболевания, интеллектуальной недостаточности, личностной незрелости с отставанием эмоционально-волевой сферы позволяет только одновременное участие в работе экспертной комиссии психиатров и психологов.
1 Особенности судебно-психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых…………………………………………. .3
§2 Основные принципы и критерии производства судебно-психологической экспертизы по делам несовершеннолетних……………..4
Список литературы…………………………………………………………..12
Наиболее важным чувством морального сознания и самосознания несовершеннолетнего обвиняемого является совесть. Развитость этого нравственного чувства в наибольшей степени характеризует способность лица к моральному самоконтролю, предполагает смысловую дифференцированность усвоенных общественных норм.
Сформированность морального и правового сознания подростка является мерилом интериоризации им наиболее важных социальных норм, критерием успешности его социализации, достаточной развитости внутреннего (совесть) и внешнего (стыд) контроля, что создает психологические (личностные) предпосылки его ответственности.
Реализация преступных действий всегда есть реализация конкретно-ситуационных мотивов, сознательных актуальных целей личности. Сохранность полноты осознания и произвольности их выбора — субъективная предпосылка вины и ответственности субъекта преступления. В связи с этим для полноты суждения о способности несовершеннолетнего обвиняемого полностью сознавать значение своих действий и мере руководства ими анализ морального сознания подростка должен быть дополнен анализом его целеполагания и целедостижения, психологическая структура и механизмы которых были описаны выше. Предпосылкой их эффективного функционирования во многом служит достаточная развитость мыслительной деятельности, интеллекта.
Когнитивная дифференцированность личности, высокий уровень операциональных ее возможностей в существенной мере определяют глубину раскрытия важнейших сторон ситуации, выбор адекватных путей и средств ее преобразования, адекватный учет внутренних ресурсов и собственных качеств (когнитивная самооценка).
В заключение хотелось бы отметить, что взрослый и несовершеннолетний обвиняемые - качественно различные субъекты судопроизводства, вопреки мнению некоторых авторов, полагающих, что несовершеннолетний есть уменьшенная модель взрослого обвиняемого. Следовательно, для успешного хода расследования следователю необходимо иметь хотя бы элементарные представления о психологических особенностях данного субъекта, чтобы правильно строить следственные действия и правильно оценивать их результаты. Это, несомненно, требует помощи специалистов и экспертов-психологов [2, с. 135].
Список использованной литературы
Учебники и учебные пособия
Статьи и научные публикации
Информация о работе Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых