Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:09, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею.
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и подросток............................................................................. 5
§ 1 Общие положения.................................................................... 5
§ 2 Суицид и его виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида...................................................................................... 6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3 Парасуицид................................................................... 7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.................................................................................. 9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме)................................. 11
§ 1 Ромео без Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................ 12
§ 3 Не убий самого себя................................................................ 13
ГЛАВА 4........................................................................................................................ 14
§ 1 Подростки о суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы самоубийства....................................................................... 20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7. Заключение........................................................................................... 23
Приложение.................................................................................................................. 24
Сати (ритуал самосожжения)............................................................ 24
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27
Литература.................................................................................................................... 32
32
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. БЕЛИНСКОГО
Курсовая работа с элементами исследования
Выполнил: Шиленков
Александр Владимирович
студент III курса ЕГФ
Руководитель: Быковская
Валентина Витальевна
доцент кафедры педагогики ПГПУ
ПЕНЗА, 2000
Содержание
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)...................
ГЛАВА 2. Суицид и подросток.....................
§ 1 Общие положения.....................
§ 2 Суицид и его виды..........................
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида.......................
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы....................
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3 Парасуицид....................
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида.............
§ 5 Характерные черты подросткового суицида.....................
§ 6 Признаки суицидального риска.........................
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.......................
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка.....................
§ 9 Источник негативных переживаний подростка...............
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............
ГЛАВА 3. На грани… (собственные домыслы по теме).........................
§ 1 Ромео без Джульетты.....................
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)....................
§ 3 Не убий самого себя..........................
ГЛАВА 4.............................
§ 1 Подростки о суициде.......................
§ 2 Мнение будущих педагогов.....................
ГЛАВА 5. Способы самоубийства..................
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства..................
Приложение....................
Сати (ритуал самосожжения).................
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев).................
Литература....................
Для веселия планета наша мало оборудована,
Надо вырвать радость у грядущих дней,
В этой жизни помереть не трудно.
Сделать жизнь значительно трудней.
В. Маяковский
(«Сергею Есенину»)
ГЛАВА 1. К размышлению… (вместо вступления)
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.
1. Лихорадочная страсть к успеху любой ценой. Ученицу одной из престижных школ города У. Едва спасли – напилась таблеток. Оказывается, мать отругала ее за то, что та скатилась до четверки по сочинению.
2. Еще одна трагедия, потрясшая несколько лет назад одно из пригородных ульяновских сел. Сережа рос в благополучной семье, родители – из интеллигенции. Способный к точным наукам мальчик рос молчуном, про таких говорят: «Слова не вытянешь». Надвигались выпускные экзамены, а по литературе против его фамилии в классном журнале стояла жирная точка. Мудрая учительница, жалея ребенка, не ставила ему отметок. Но как-то поделилась с матерью: Что, мол, делать? Вечером родители крупно поговорили с сыном. Ты, мол, нас позоришь. А утром отец вынул его из петли уже мертвым.
3. Почти у всех детей лет с девяти просыпается философский «интерес к смерти». Подростая, ребенок может подвести над собой эксперимент. Но подросток не осознает, что «оттуда» не возвращаются. Вспомните хотя бы потрясший недавно всю страну таинственный уход из жизни трех девочек-подростков из подмосковной Балашихи. «Похороните нас в одном красном гробу…» написала в предсмертной записке одна из них.
Меня всегда поражали люди, которые начали жизнь самоубийством. Особенно молодые. Пойти на самоубийство, когда у тебя за плечами 15-16 лет? Когда жизнь только-только начинается? Это немыслимо… Почему же подростки, молодежь видят в самоубийстве единственный выход из затруднительного положения? «Суициды вообще-то были всегда», – кто-то скажет мне в ответ. Да, я согласен. Но в наше время число таких случаев растет и растет, особенно среди подростков. Почему? Кто повинен в этом? Приведу данные статистики в ответ на эти вопросы: «92% случаев суицида в среде подростков спровоцированы школой и семьей». Давайте задумаемся над этим фактом.
ГЛАВА 2. Суицид и подросток
§ 1 Общие положения
В этой главе я поведу разговор о детях с саморазрушительным поведением. В эту категорию включаются те, чье поведение и активность наносит вред им самим, их физическому и душевному здоровью.
Этот термин сейчас активно обсуждается в психиатрии и психотерапии. Авторы вслед за З. Фрейдом ищут в человеке глубинный инстинкт смерти, саморазрушения.
Что это за явление? К самодеструктивному поведению относятся осознанные акты поведения, прямо или косвенно, немедленно или в отдаленном будущем ведущие человека к гибели. Такое поведение демонстрируют наркоманы, алкоголики, самоубийцы. Сложность этой категории людей заключается в том, что их поведение достаточно осознанно. Они представляют последствия своего поведения и практически осознанно продолжают злоупотреблять опасностью.
В последнее время растет число детей и подростков, имеющих эту тенденцию личности. Помочь им можно лишь только хорошо понимая причины, приводящие к пренебрежению жизнью. Лучше всего эти причины видны на группе самоубийц, так как это наиболее явная, отчетливо заостренная форма аутодеструктивного поведения.
§ 2 Суицид и его виды
Суицид – осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при котором собственная жизнь теряет для человека смысл.
Суицидной можно назвать любую внешнюю или внутреннюю активность, направляемую стремлением лишить себя жизни. При заблаговременной диагностике внутренней активности суицидальный акт может быть предотвращен и не выйдет в план внешнего поведения.
Внутренние суицидальные проявления включают в себя:
суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);
суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;
суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.
К внешним формам суицидного поведения относятся:
суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;
завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления суицида
Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.
Считается, что суицидом личность пытается изменить свои обстоятельства: избавиться от невыносимых переживаний, уйти из травмирующих условий, вызвать жалость и сострадание, добиться помощи и участия, привлечь внимание к своим проблемам. Суицидное поведение может окрашиваться чувством мести обидчикам, «которые потом пожалеют», в нем могут проявляться черты патологического упрямства в преследовании цели любой ценой (о чем я выше уже говорил). Нередко этот акт отчаяния, когда личности кажется, что она исчерпала все свои силы и возможности повлиять на ситуацию.
3.1 Влияние на поведение подростков TV, художественной литературы
В случае подростков суицидное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. Особенно подражательность характерна для незрелых, внушаемых субъектов. Так, подросток может увидеть, что смерть устрашает окружающих и является действенным средством нажима на обидчиков.
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида
Предпосылкой аутодеструктивного поведения и суицида в частности является апатия, неверие в личные перспективы, снижение творческой и витальной активности в результате психической травмы.
Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы, чьи статьи я использовал в подготовке курсовой работы, обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.
У подростков суицид чаще встречается при таких акцентуациях: истероидный, сенситивный, эмоционально-мобильный, астенический. Фоном является высокий уровень агрессивности подростка.
3.3 Парасуицид
В возрасте до 19 лет процент умерших от суицида составляет 4% от других возрастных групп суицидентов. Однако у подростков много так называемых парасуицидальных поступков: фиксации на темах смерти, страхи и любопытство к смерти, суицидальные мысли, шантажно-демонстративные суицидальные поступки. Действия подростков направляются не на самоуничтожение, но на восстановление нарушенных социальных отношений.
У суицидальных подростков есть отягощенное социальное окружение: неблагополучная семья, одиночество и заброшенность, отсутствие опоры на взрослого. Мотивы суицида, как правило, незначительны: двойка по предмету, обида на взрослого, переживание несправедливого обращения и т.п.
Суицидальная готовность возникает на фоне довольно длительных ударов, психотравмирующих переживаний. У подростка снижается толерантность эмоциональной сферы, нарастает агрессивность, обнаруживается неумение противостоять житейским трудностям.