Суицид (самоубийство) как фиксированная форма поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2015 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить суицид, как фиксированную форму поведения, его возникновение, причины, психологический характер больных суицидом.
Предмет: суицид и суицидальные наклонности.
Объект: взаимоотношение суицида и личности.
Задачи исследования:
- изучить суицид, как фиксированную форму поведения.
- рассмотреть взаимоотношение личности с суицидом.
- тренинг профилактики суицида.
- изучить развитие суицида у людей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. СУИЦИД, КАК ПОПЫТКА К САМОУБИЙСТВУ
1.1. Классы суицида 6
1.2. Признаки возникновения суицида 8
1.3. Факторы суицида 10
1.4. Фазы суицидального поведения 12
1.5. Возрастные особенности суицидального поведения 14
ГЛАВА 2. СУИЦИД, КАК ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ
2.1.Тренинги по профилактике суицида 18
2.2. Детский суицид 21
2.3. Подростковый суицид 24
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СУИЦИДА
3.1. Статистика суицидального поведения в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

суицид (психология).docx

— 54.78 Кб (Скачать файл)

1.3.Факторы суицида

 

Факторы повышенного суицидального риска можно разделить на экстраперсональные и интроперсональные.

К экстраперсональным факторам суицидального риска следует отнести:

  1. психозы и пограничные психические расстройства;
  2. суицидальные высказывания, повторные суицидальные действия, постсуицид;
  3. подростковый возраст;
  4. экстремальные, особенно так называемые маргинальные условия жизнедеятельности;
  5. утрату престижа;
  6. конфликтную психотравмирующую ситуацию;
  7. пьянство, употребление наркотиков.

Среди интроперсональных факторов суицидального риска можно выделить:

  1. особенности характера;
  2. сниженную толерантность к эмоциональным нагрузкам и фрустрирующим факторам;
  3. неполноценность коммуникативных систем;
  4. неадекватную (завышенная, заниженная или неустойчивая) самооценку;
  5. отсутствие или утрату целевых установок или ценностей, лежащих в основе жизни и т.д.4

В процессе анализа релевантных суициду факторов нельзя не остановиться на так называемом «эффекте Вертера» — совершении самоубийства под влиянием чьего-либо примера. Эпидемии самоубийств, особенно в молодежной среде, может породить талантливое произведение искусства. Так, доказательно установлено, что появление в 1744 г. «Страданий юного Вертера» И. Гете — гениального описания жизни и смерти юноши от несчастной любви — вызвало целую волну самоубийств среди молодежи, подражавшей любимому герою. Примерно такой же эффект на русское общество начала XIX в. оказала «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина. Сотни американцев в свое время последовали примеру Мэрилин Монро, версия об отравлении которой широко обсуждалась в печати. Тот же эффект наблюдался после смерти Сергея Есенина. Вероятно, описанный феномен кроется в перенесении положительного отношения к герою на все его действия и в «подсказке» потенциальному суициденту способа решения возникшей острой конфликтной ситуации, из которой сам суицидент не видит выхода. В связи с вышесказанным среди суицидологов возник спор о целесообразности «рекламы» подобных «рецептов» решения конфликтов на страницах печати.

Но вернемся к факторам, определяющим реальный суицидальный риск. Постановка суицидологического диагноза (а он, по мнению многих исследователей, так же правомочен, как и другие) должна осуществляться с учетом как суицидальных, так и антисуицидальных факторов. К последним можно, очевидно, отнести следующие:

  1. выраженную эмоциональную привязанность;
  2. родственные обязанности;
  3. чувство долга, понятие о чести;
  4. зависимость от общественного мнения (в том случае, если общественные нормы не допускают суицида);
  5. наличие планов, определяющих цель в жизни;
  6. внимание к собственному здоровью;
  7. представление о неиспользованных возможностях;
  8. наличие эстетических критериев мышления;
  9. экзистенциальное осмысление конфликта;
  10. утраченная когда-то вера возвращает свое былое влияние, в том числе и на решение потенциального суицидента. Таким образом, это позволяет рассматривать веру как важный антисуицидальный фактор.

Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом: нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно точных признаков суицидального риска нет, но наиболее общими являются:

  1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни, рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
  2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей; максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и поступкам, деление мира на белое и черное.
  3. Объективная тяжесть жизненных обстоятельств: детство, прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период; потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
  4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность и неумение преодолевать трудности.

 

1.4.Фазы суицидального  поведения

 

На данный момент современная психология выделяет 4 основные фазы суицидального поведения:

    1. Пресуицид
    2. Пассивные суицидальные мысли
    3. Суицидальные замыслы
    4. Суицидальные намерения

По началу выделяется пресуицид, когда у человека появляются сначала недифференцированные мысли, размышления об отсутствии ценностей жизни, которые выражаются в формулировках типа «жить не стоит, устал от такой жизни» и тому подобное. Не имеется четкого представления о смерти, а имеется само отрицание жизни.5

Такие суицидальные формы бывают свойственны и нормальным людям в тех или иных ситуациях.

Но если процесс продолжается, то на следующем этапе пресуицида мы видим пассивные суицидальные мысли, которые характеризуются представлениями, фантазиями на тему лишения себя жизни. Например: «хорошо бы умереть, заснуть и не проснуться» и тому подобное, которые выражают внутреннюю готовность человека к суициду.

На следующем этапе возникают суицидальные замыслы. Это активные формы суицидальности. Идет разработка плана суицида, продумывается способ, выбирается время и место действия.

Следующий этап - это суицидальные намерения: когда принято решение о самоубийстве - непосредственно суждение, после чего возникают суицидальные действия. То есть все эти этапы характеризуют подготовку человека к совершению самоубийства в той или иной форме.

Пресуицид включает две фазы:

  1. Предиспозиционная фаза характеризуется исключительно высокой активностью человека (период поиска «точки опоры»), но эта активность не сопровождается суицидальными исполнительными действиями. По мере того, как исчерпываются варианты улучшения ситуации, крепнет мысль о ее неразрешимости. Суицидент остро ощущает невыносимость существования и предположительно констатирует отсутствие желания жить, но мысли о самоубийстве блокируются механизмами защиты. Еще сохраняется возможность оказать помощь человеку, вывести его из тупика.

2). Собственно суицидальная  фаза начинается, если суицидент  не нашел выхода из кризиса, не получил поддержки, и длится  вплоть до покушения на свою  жизнь. На этом этапе происходит  углубление дезадаптации: у человека  возникают суицидальные мысли, а  позднее и обдумывание способа  самоубийства. На этом этапе усилия  психолога и педагогов по предотвращению  самоубийства, как правило, малоэффективны. Необходимо вмешательство врача-психиатра.6

 

1.5. Возрастные особенности  суицидального поведения

 

Возраст существенно влияет на особенности суицидального поведения. Например, кризисные периоды жизни, такие, как юность или начало старости, характеризуются повышением суицидальной готовности.

Суицидальное поведение в детском возрасте носит характер ситуационно-личностных реакций, т.е. связано собственно не с самим желанием умереть, а со стремлением избежать стрессовых ситуаций или наказания. Большинство исследователей отмечает, что суицидальное поведение у детей до 13 лет - редкое явление, и только с 14-15-летнего возраста суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума к 16-19 годам.

По данным исследований известного российского психолога А.Г. Амбрумовой, существует около 770-ти детей и подростков с суицидальным поведением, самыми молодыми были дети 7 лет. Большинство составили девочки (80,8 %). Наиболее частыми способами у девочек были отравления, у мальчиков - порезы вен и повешение.

Большинство авторов считают, что концепция смерти у ребенка приближается к адекватной лишь к 11 - 14 годам, после чего ребенок может по-настоящему осознавать реальность и необратимость смерти. Маленький ребенок скорее фантазирует по поводу смерти, плохо понимая различия между живущим и умершим. И только ближе к подростковому возрасту смерть начинает восприниматься как реальное явление, хотя и отрицается, кажется маловероятной для себя. Следовательно, термины «суицид» и «суицидальное поведение» в строгом смысле для раннего возраста малоприемлемы.

Мотивы, которыми дети объясняют свое поведение, кажутся несерьезными и мимолетными. Для детей в целом характерны впечатлительность, внушаемость, низкая критичность к своему поведению, колебания настроения, импульсивность, способность ярко чувствовать и переживать. Самоубийство в детском возрасте побуждается гневом, страхом, желанием наказать себя или других. Нередко суицидальное поведение сочетается с другими поведенческими проблемами, например прогулами школы или конфликтами.7

Возникновению суицидального поведения также способствуют тревожные и депрессивные состояния. Признаками депрессии у детей могут быть: печаль, несвойственное детям бессилие, нарушения сна и аппетита, снижение веса и соматические жалобы, страх неудачи и снижение интереса к учебе, чувство неполноценности или отвергнутости, чрезмерная самокритичность, замкнутость, беспокойство, агрессивность и низкая устойчивость к фрустрации.

Несколько иную картину суицидального поведения мы наблюдаем в подростковом возрасте. Среди подростков попытки самоубийства встречаются существенно чаще, чем у детей, причем лишь немногие из них достигают своей цели. Частота законченных суицидов подростков не превышает 1 % от всех суицидальных действий. Суицидальное поведение в этом возрасте чаще имеет демонстративный характер, в том числе - шантажа. А.Е. Личко отмечает, что лишь у 10 % подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % - это крик о помощи. Б. Н. Алмазов, обследовав группу подростков 14-18 лет, умышленно нанесших себе порезы, установил, что только 4 % из них в момент самопореза имели мысли суицидального содержания. Большинство же эксцессов были совершены после ссоры со сверстниками, а также как бравада или обряд «братания». А.Е. Личко, А.А. Александров, проведя обследование группы подростков в возрасте 14-18 лет, пришли к выводу, что у 49 % подростков суицидальные действия были совершены на фоне острой аффективной реакции. В группе подростков также несколько возрастает роль психических расстройств, например депрессии. К «детским» признакам депрессии присоединяются чувство скуки и усталости, фиксация внимания на мелочах, склонность к бунту и непослушание, злоупотребление алкоголем и наркотиками.8

В целом можно говорить о значительном влиянии на суицидальное поведение подростков межличностных отношений со сверстниками и родителями. По мнению Л.Я. Жезловой, в предпубертатном возрасте преобладают «семейные» проблемы, а в пубертатном - «сексуальные» и «любовные».

После 14 лет суицидальное поведение проявляется приблизительно одинаково часто и у девушек и у юношей. В молодом возрасте суицидальное поведение нередко связано с интимно-личностными отношениями, например несчастной любовью. Как группа молодые люди склонны к депрессии. Степень депрессии часто является показателем серьезности суицидальной угрозы.

Исследования показали, что наибольшее число завершенных самоубийств совершается в период от 40 до 65 лет. Уровень самоубийств выше среди мужчин. Типичными стрессорами зрелого возраста являются ситуация развода, потеря близкого человека, увольнение с работы, финансовый кризис, смерть в семье.

Пожилой возраст сталкивается с такими серьезными социально-психологическими проблемами, как одиночество, окончание профессиональной деятельности, утрата возможностей, отделение от семьи и друзей и т.д. Депрессия у пожилых людей характеризуется чувством усталости, фатальностью и безнадежностью. Безнадежность проявляется в стойком желании умереть. В силу ряда причин пожилой возраст является одним из наиболее подверженных суицидальному поведению.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. СУИЦИД, КАК ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ

      

2.1.Тренинги по профилактике  суицида

 

Во второй главе курсовой работы по психологии будут разобраны основные тренинги, способствующие профилактике суицидального поведения, суицида у взрослых и детей, а также статистика развития суицидального поведения в мире. Сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными. 9Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, – подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Информация о работе Суицид (самоубийство) как фиксированная форма поведения