Супружеские конфликты и ссоры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:08, практическая работа

Краткое описание

Супруги, особенно молодые, обычно драматизируют любую спорную ситуацию и считают, что единственный путь выхода из такой ситуации – развод. Конфликтными супружескими союзами называют такие, в которых между супругами имеются постоянные ссоры, где их интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая особо сильные и продолжительные эмоциональные состояния.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы проблемы.
1.1 Супружеские конфликты и ссоры.
1.2 Причины семейных конфликтов.
1.3 Функции семьи.
1.4 Структура семейных ролей.
1.5 Внешние и внутренние границы.
1.6 Семейные правила.
1.7 Диагностические материалы для использования психологом.
Глава 2. Программа помощи семье.
2.1.1 Помочь супругам осознать функции, правила, роли семьи;
2.2.1 Беседа;
2.2.2 Анкета «Семейные роли»;
2.2.3 Опросник ролевые ожидания и притязания в браке.
2.3 Психотерапия и психокоррекция:
2.3.1 Инсценировка.
2.3.2 «Семейная скульптура» и «Семейная хореография».
2.3.3 «Ролевая карточная игра»

Вложенные файлы: 1 файл

Консультирование.docx

— 84.13 Кб (Скачать файл)

 

Анализ границ семьи включает в себя:

• определение семейной иерархии, которая тесно связана  с распределением между членами  семьи ролей и функций;

• определение норм, ценностей  и правил поведения, регулирующих взаимоотношения  между членами семьи и между  ними и их социальным окружением;

• оценку основных каналов  передачи информации между членами  семьи и между ними и их социальным окружением.

С определением границ семьи  в практике семейной психотерапии тесно  связано также определение структурных, функциональных и генетических особенностей семейной системы. Сюда входит оценка ролей, норм и правил поведения, характерных  для семейных подсистем, характера  обратных связей и обмена информацией  между ними, а также происходящих по мере развития системы структурно-функциональных изменений. Развитие системы подчас затрудняет определение ее границ. Они могут со временем изменяться, поэтому необходимо помнить, что  семья – динамичная система.

Другим принципом, используемым специалистом при системной оценке семьи и тесно связанным с  понятием границ, является определение  степени открытости семейной системы  и того, с какой интенсивностью протекают процессы энергоинформационного  обмена внутри системы, а также аналогичные  процессы между ней и окружающей средой. Границы семьи всегда в  той или иной степени проницаемы, благодаря чему она может расти  и развиваться. Чем в большей  мере семейная система закрыта для  поступления новой энергии и  информации, тем меньше ресурсы, необходимые  для удовлетворения ее постоянно  растущих потребностей. Оценка степени  открытости семьи сопряжена с  определением возможности ее роста  и удовлетворения потребностей ее членов, а также ее следования внешним  требованиям. Подобная оценка предполагает получение сведений о том:

• насколько гибкими являются границы семьи;

• каким образом осуществляется «фильтрация» информации – как входящей в семью, так и исходящей из нее;

• кто из членов семьи  является источником новой информации или занимается ее обработкой и передачей;

• каким образом семья  поддерживает свою целостность.

В нормально функционирующих  семьях границы между подсистемами ясно очерчены и проницаемы. В дисфункциональных семьях наблюдаются либо слишком жесткие, либо размытые границы. В первом случае коммуникация между подсистемами резко ограничена; не происходит обмена информацией. Во втором – стрессы, переживаемые в одной подсистеме, легко иррадиируют в другие (Минухин, Фишман,  Эйдемиллер и др.,).

Если внешние границы  жесткие (семья живет очень замкнуто, гости приходят редко, по конкретным поводам и только по приглашению), то у членов семьи нередко возникает  страх перед окружающим миром, не формируются навыки общения с  другими людьми. В результате внутренние границы между подсистемами становятся размытыми. Например, в таких семьях родители могут посвящать детям  много времени и нередко берут  на себя ответственность за их дела. Возникает поведенческое оформление размытых границ: мама делает с ребенком уроки, и поэтому он за них не отвечает. И если ребенок получит двойку, то это не его двойка – это  двойка мамы.

Существует определенная закономерность: чем в большей  степени закрыты внешние границы  семейной системы, тем в большей  степени открыты границы внутрисемейных подсистем. Расстановка границ семейных подсистем определяет коалиции, существующие в семье. Недостаточно четкие границы между подсистемами не только тормозят развитие семьи и взросление ее членов, но также способствуют образованию коалиций – объединений между родственниками. Коалиции, как правило, предполагают наличие триангуляции – использования третьего лица для решения конфликта между двумя другими членами семьи.

Функциональные коалиции – это супружеская подсистема и детская подсистема. Остальные  варианты коалиций, как правило, дисфункциональны. Дисфункциональные коалиции, указывающие на наличие проблем в семье, – это, например, подсистема мамы и детей, с одной стороны, и папы – с другой. Или мама с одним ребенком против папы с другим ребенком. Или жена со своими родителями в коалиции против мужа с его родителями. Семейные коалиции указывают на структуру и иерархию в семье, а также на семейную проблему (Минухин, Фишман).

1.6 Семейные правила.

Семью можно рассматривать  как систему, функционирующую по определенным правилам. Ее члены ведут  себя в соответствии с организационной  моделью повторяющихся действий. Некоторые семейные правила устанавливаются  открыто, например: «Дети не должны разговаривать, когда говорят взрослые», «Стучи перед тем, как открыть  дверь», «Нельзя есть продукты из холодильника без разрешения мамы», «Никогда не повышай  голоса», «Нельзя бить девочек» и  т. д. Другие правила скрытые, они  обычно выводятся из повторяющихся  ситуаций, которые происходят в семье. Скрытые правила очень сильны, так как они устанавливаются  негласно и создают ощущение загадочности: «Не говори ни о чем сексуальном, это расстроит маму», «Девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему  хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу».

Правила, заданные социумом и культурой, разделяют многие семьи, а бывают правила уникальные для  данной семьи. Культурные правила семейной жизни известны всем: например, все  знают, что родители не должны заниматься любовью на глазах у детей. Уникальные правила известны только членам семьи.

Правила касаются самых разных сторон семейной жизни – от распределения  ролей, функций и мест в иерархии до распорядка дня и позволения открыто  выражать свои мысли и чувства. Правила  показывают, что в семье можно  делать, а что нет, что считается  хорошим и плохим, то есть они  представляют собой элемент семейной идеологии.

Правила передаются в новую  семью – правила ведения хозяйства, семейного бюджета, разрешения конфликтов.

Правила возникают на разных стадиях жизненного цикла, нередко  противоречат друг другу, и поэтому  близкие постоянно должны о них  договариваться. Бывает и так, что  своим неконструктивным поведением члены семьи провоцируют установление правил, их не удовлетворяющих.

Закон гомеостаза требует  сохранения семейных правил в постоянном виде. Их изменение – болезненный  момент для всех членов семьи. Если кто-то из семьи или посторонних  людей (гость, учитель) нарушит правило, он может стать нежелательной  персоной и даже врагом семьи.

Ригидные (жестко заданные и  трудно изменяемые) правила нарушают семейное функционирование. Там, где их можно менять, где можно заново договориться, – семейная дисфункция наступает реже. Отсутствие семейных правил и норм также представляет серьезную опасность для психического здоровья. Многие дети и подростки с делинквентным поведением – выходцы из таких семей. Нечеткость правил и норм, их противоречивость, непроговоренность способствуют росту тревоги, вызывают замешательство, ведут к неустойчивости личности и семьи.

Семейные правила взаимосвязаны  и в совокупности составляют систему  семейных взаимоотношений – стандарты  взаимодействия.

1.7 Диагностические материалы для использования психологом.

  1. Беседа.
  2. Анкета «Семейные роли» Черников А. В.

Назначение методики: выявление  ролевой структуры семьи. Опросник является модификацией психотерапевтической техники "Ролевая карточная игра" (авторы техники Джина Огден и  Энн Зевин, 1970) и помогает определить вклад каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности), а также типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли взаимодействия). Кроме того, опросник позволяет косвенно оценить статус членов семьи и степень их влияния на принятие семейных решений.

  1. Методика ролевые ожидания и притязания в браке А. Н. Волкова. Цель методики:
  • Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).
  • Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП).

 Таким образом, результаты  данной методики позволяют выявить  иерархии семейных ценностей  супругов, а так же сделать  вывод о социально-психологической  совместимости супругов в семье.

 Описание методики

 Методика "Ролевые  ожидания и притязания в браке"  содержит по 36 утверждений в каждом  варианте (мужском и женском) и  состоит из 7-ми шкал. Супругам  предлагается самостоятельно ознакомиться  с набором утверждений, соответствующих  их полу, и выразить свое отношение  к каждому утверждению, используя  следующие варианты ответов: "Полностью  согласен", "В общем, это верно", "Это не совсем так", "Это неверно".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Программа помощи семье.

    1. Задачи программы:
      1. Помочь супругам осознать проблему, которая есть в их семье;

2.1.1 Помочь супругам осознать функции, правила, роли семьи;

      1. Помочь построить новые взаимоотношения с семьей.
    1. Методы и методики:

2.2.1 Беседа;

2.2.2 Анкета «Семейные роли»;

2.2.3 Опросник ролевые ожидания и притязания в браке.

2.3 Психотерапия и психокоррекция:

2.3.1 Инсценировка.

В ходе инсценировки терапевт помогает членам семьи взаимодействовать  между собой в его присутствии, чтобы вжиться в реальность семьи, соответствующую ее определению. Затем  он реорганизует эти данные, усиливая и изменяя их смысл, вводит новые  элементы и предлагает альтернативные способы действия, которые реализуются  в терапевтической системе. При  фокусировании терапевт, отобрав  существенные для терапевтических  изменений элементы, организует сведения о взаимодействиях внутри семьи  вокруг какой-то темы, придающей им новый смысл. Усиливая напряженность, терапевт повышает эффективность терапевтического воздействия. Он выдвигает на первый план частую повторяемость дисфункциональных взаимодействий, разнообразие их вариантов и широкую распространенность в различных семейных холонах. Усиление напряженности, как и фокусирование и инсценировка, поддерживает ощущение новой — терапевтической реальности, бросающей вызов как симптому, так и положению его носителя в семье.

Инсценировка — это  такой прием, когда терапевт предлагает семье исполнить свой “танец”  в его присутствии. В ходе сеанса терапевт создает межличностный  сценарий, по которому разыгрываются  дисфункциональные взаимодействия между членами семьи. Взаимодействие происходит в контексте сеанса, в настоящем времени и при участии терапевта. Способствуя таким взаимодействиям, терапевт получает возможность наблюдать за тем, как члены семьи обмениваются вербальными и невербальными сигналами и определяют диапазон допустимых взаимодействий. Терапевт может вмешиваться в этот процесс, повышая его интенсивность, продлевая время взаимодействия, вовлекая других членов семьи, подсказывая альтернативные решения и проводя зондирование, что помогает и ему, и семье получить информацию о характере проблемы, о степени гибкости внутрисемейных взаимодействий при поиске решений и о возможности альтернативных способов справиться с ситуацией в рамках терапевтической структуры.

2.3.2 «Семейная скульптура» и «Семейная хореография». Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности:

  • Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Это увеличивает активность каждого члена семьи, что, в свою очередь, повышает спонтанность и уменьшает сопротивление клиента, в основе которого лежит интеллектуальная сфера.
  • Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему «здесь и сейчас». Клиент может помнить о прошлом, но не в состоянии его изменить. Клиент может предвидеть будущее, но не в состоянии жить в нем. Помещая все это в «здесь и сейчас» клиенты могут непосредственно взаимодействовать с прошлым и с будущим, изменяя при этом свое поведение в семье.

Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.

  • Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие — отвергаются.
  • Содержат элемент неожиданности для клиентов — не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться.
  • Привлекают внимание и интерес клиента, представляя собой своеобразную форму метакоммуникации. Новые сообщения формулируются, выражаются и принимаются без каких бы то ни было предварительных обсуждений.
  • Фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Чувство изоляции и одиночества, возникающее у идентифицированного клиента, у того, кто, по мнению семьи, «болен», подвергается вызову по мере того, как семья как бы смотрит на себя со стороны. На основе социометрических методик можно на-блюдать и изучать такие факторы, как индивидуализация, навыки разрешения конфликтов, регуляция близости, отдаленности и т.д.

Информация о работе Супружеские конфликты и ссоры