Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа
Агрессивное поведение у детей и подростков относят к проявлениям антисоциального поведения. Вред, причиняемый агрессивными действиями детей и подростков, отнюдь не сводится только к материальному ущербу. Речь идет о формировании агрессивных установок на поведение, которые, во-первых, сохраняются и во взрослом состоянии, а во-вторых, могут передаваться затем и во второе и в третье поколение. Родители, применяющие жестокие наказания к своим детям, сами в детстве бывали наказаны подобным же образом [1]. К сожалению, число проявлений такого поведения не сокращается, а возрастает. Данные о детской и подростковой преступности, получаемые из органов правопорядка, по-видимому, не отражают истинных масштабов преступности. Если пользоваться данными самоотчета пациентов, содержащимися в медицинских исследованиях, то распространенность преступности значительно выше [8].
Агрессивное поведение у детей и подростков относят к проявлениям антисоциального поведения. Вред, причиняемый агрессивными действиями детей и подростков, отнюдь не сводится только к материальному ущербу. Речь идет о формировании агрессивных установок на поведение, которые, во-первых, сохраняются и во взрослом состоянии, а во-вторых, могут передаваться затем и во второе и в третье поколение. Родители, применяющие жестокие наказания к своим детям, сами в детстве бывали наказаны подобным же образом [1]. К сожалению, число проявлений такого поведения не сокращается, а возрастает. Данные о детской и подростковой преступности, получаемые из органов правопорядка, по-видимому, не отражают истинных масштабов преступности. Если пользоваться данными самоотчета пациентов, содержащимися в медицинских исследованиях, то распространенность преступности значительно выше [8]. Следовательно, агрессивность детей и подростков давно уже из чисто педагогической превратилась в большую социальную и социально-психологическую проблему. Разумеется, проявления агрессии у детей и у взрослых имеют много общего; механизмы и виды агрессии получили всестороннюю проработку у различных исследователей [12]. Но при этом именно детская агрессия имеет ряд отличительных особенностей, знание которых необходимо для успешного разрешения проблем, связанных с детской и подростковой агрессивностью. Проблемой агрессивного поведения у детей занимались следующие психологи: Д.Майерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон, Э.Фромм, Г. Крайг, а также представители бихевиорального направления (Э.Торндайк) и многие другие.
Цель данной работы рассмотреть виды агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы и поведения. В соответствии с целью перед работой поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть особенности детской агрессии на материале различных авторов; 2. Выявить закономерности агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Термином ″агрессия″ обозначают напористое, доминирующее, атакующее и вредоносное поведение, объединяя такие различные по форме и результатам акты поведения, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, деструктивные формы поведения, вплоть до убийств и самоубийств.
Само слово ″агрессия″ имеет корни в латинском ″adgradi″ (″ad″ — ″на″, ″gradus″ — ″шаг″), т. е. ″на-ступать″. ″Толковый словарь современного русского языка″ С. И. Ожегова дает следующее определение: ″агрессия — это открытая неприязнь, вызывающая враждебность″ [6]. Словарь французского языка Поля Робера определяет агрессию как ″нападение на индивида с использованием силы″ [17]. Оксфордский словарь английского языка″ — как ″не спровоцированное нападение на индивида″. Исходя из смысла этих определений, можно сделать вывод, что в современном языке слово ″агрессия″ используется в значении, близком к первоначальному.
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Можно выделить основные взгляды на содержание понятия агрессии [3].
Под агрессией понимают сильную активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер, например, говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Агрессией называют стремление к подчинению себе других людей или обладанию объектами. Она понимается как акт присвоения, насильственного овладения материальным или идеальным объектом (в том числе властью над другими людьми). В рамках этого представления о человеке судят как об агрессивном, если он имеет стремление к лидерству, к власти и т. п.
Под агрессией понимают акты враждебности, атаки, разрушения. Это действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, Х. Дельгадо утверждает, что ″человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу″.
Многие исследователи разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию, агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.
Другие авторы, давая определение агрессии, стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басс определяет агрессию как ″реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы″ [16], а Э. Уилсон — как ″физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи″. Сходным образом определяет агрессивное поведение и А. Бандура: ″Агрессия — это не всегда целенаправленная реакция одного индивида, наносящая другому индивиду физический или моральный ущерб″ [11], а его последователи Л. Хьюсмен и Л. Ирон: ″Агрессией называется поведение, имеющее целью нанесение повреждений или раздражение другого субъекта″. Другая группа определений, наоборот, исходит из позиции активного субьекта. Дж. Доллард, автор теории фрустрационной агрессивности,
64
например, определяет агрессию как намеренное действие, направленное на причинение вреда определенному организму, или другому организму, его замещающему″ [18], а Л. Берковиц — как ″намерение ранить или причинить ущерб другому″ [14]. Д. Зиллманн — как ″попытку нанести физический ущерб другому субъекту, который мотивирован избежать этого воздействия″.
Обе эти группы обладают одним общим недостатком — в них отсутствует описание социального контекста агрессивного поведения, а именно, замечание о том, что агрессивное поведение в той или иной степени связано с нарушением социальных норм.
Существенным недостатком приведенных определений, не позволяющим вскрыть психологическое содержание агрессии, является то, что конкретные действия как бы отрываются от их мотива. В результате, например, такие действия, как неудачная попытка убийства, мечты об избиении кого-либо, не подпадают под определение агрессии, предложенное А. Бассом, хотя их агрессивный характер очевиден.
В настоящее время все больше утверждается представление об агрессии как о мотивированных внешних действиях, нарушающих нормы и правила сосуществования, наносящих вред, причиняющих боль и страдания людям. Поэтому мы считаем, что агрессией можно назвать целенаправленное деструктивное и наступательное поведение, нарушающее нормы и правила сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным или неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности и др.).
Наиболее развернутой классификацией агрессивного поведения является классификация, данная А. Бассом [16]. Он выделяет три основных параметра, по которым характеризует формы агрессивного поведения:
1) физическая — вербальная агрессия; 2) активная — пассивная агрессия; 3) прямая — косвенная агрессия.
Комбинирование этих форм дало ему возможность выделить 8 видов агрессивного поведения. Ниже мы приводим эту классификацию в схематическом виде:
Рис.1. Классификация агрессивного поведения
Еще одна классификация была дана С. Фешбахом [22], который ввел одну важную переменную в свою классификацию — переменную, связанную с мотивированием поведения. На основании этого критерия он выделяет три типа агрессивного поведения:
Третья классификация, которая представляется нам важной и интересной, — классификация Д. Зиллмана [4, 136с.]. Основной критерий ее построения — позиция агрессора по отношению к жертве и их взаимоотношения по схеме ″стимул — реакция″. Таким образом, он выделяет восемь типов агрессивного поведения:
Э. Фромм [10] выделяет два основных вида агрессии: доброкачественная агрессия, биологически адаптивная, способствующая поддержанию жизни, и злокачественная агрессия, не связанная с сохранением жизни.
Прежде всего, Фромм предлагает отделить подлинную агрессию от ее псевдоформы. Под псевдоагрессией он понимал действия, в результате которых может быть нанесен ущерб, но которыму не предшествовали злые намерения. В эту категорию Фромм включил непреднамеренные действия (например, случайное ранение человека), игровую агрессию (спортивные игры, не имеющие никакой разрушительной цели и никаких отрицательных мотиваций), и агрессию как самоутверждение (то есть агрессию как движение в направлении цели без промедления, без страха и сомнения). Псевдоагрессию, наряду с еще одной формой проявления агрессивного поведения — оборонительной, — Фромм причисляет к уже упомянутому выше классу доброкачественной агрессии.
К оборонительной агрессии относится, прежде всего, реакция на угрозу. Интересно, что у человека эта реакция возникает не только в ответ на недвусмысленные признаки приближающейся опасности, но и в ответ на возможную опасность в будущем и вероятность такой угрозы. Отсюда мы можем сделать вывод, что частота агрессивных оборонительных реакций человека будет зависеть от степени его наделенности способностью предвидения и фантазии, от его индивидуального опыта и степени тревожности. Это обусловлено тем, что сфера витальных интересов у человека значительно шире, чем у животных.
Другим источником оборонительной агрессии является угроза нарциссизму. Агрессивное поведение в таких случаях также возникает в ответ на вторжение в зону личной безопасности индивида. Групповой нарциссизм (идеализированные представления о своей группе принадлежности) Фромм считает одним из главных источников человеческой агрессивности. Далее Фромм выделяет еще один вид агрессии — приспособительную агрессию, в которой можно в свою очередь выделить две формы: конформистскую агрессию и инструментальную. К конформистской агрессии относятся различные агрессивные действия, которые обусловлены не разрушительными устремлениями нападающего, а тем, что ему предписано действовать именно так, и он сам считает своим долгом подчиняться приказу. Конформистская агрессия имеет очень широкое распространение и заслуживает, по мнению Фромма, серьезного анализа.
Другой вид биологического приспособления составляет инструментальная агрессия, которая преследует определенную цель: обеспечить то, что необходимо и желательно. Разрушение само по себе здесь тоже не является целью, оно лишь вспомогательное средство для достижения подлинной цели.
Второй основной формой агрессии, которую выделил Фромм, является злокачественная агрессия. Эта форма свойственна исключительно человеку и не порождается животными инстинктами. Она не требуется для физиологического выживания человека, и в то же самое время представляет собой важную составную часть его психики. По мнению Фромма, она представляет собой результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Подлинная деструктивность встречается в двух различных формах: спонтанной и связанной со структурой личности. Спонтанная форма подразумевает проявление дремлющих деструктивных импульсов, которые активизируются при чрезвычайных обстоятельствах, в отличие от деструктивных черт характера, которые присущи конкретному индивиду в скрытой или явной форме всегда.
Под формой деструктивности, коренящейся в характере человека, Фромм понимал садизм. Сердцевину садизма составляет жажда абсолютной и неограниченной власти над живым существом. Часто садизм становится единственным способом самоактуализации личности, являясь в реальности превращением немощи в мнимое всемогущество.
Садистские черты характера нельзя понять в отрыве от всей личности. Они образуют лишь часть синдрома. Для садистской личности все живое должно быть под контролем, превратившись в вещь. Стимулом для садиста может явиться лишь слабое существо и никогда — сильное. Садистская личность боится всего того, что ненадежно и непредсказуемо, что сулит неожиданности, которые потребуют от него нестандартных решений и действий, и, следовательно, боится самой жизни. Еще один важный элемент в синдроме садизма составляют готовность подчиняться и трусость. Потребность в подчинении уходит корнями во вторую ипостась деструктивного характера — мазохизм. Как садист, так и мазохист — люди, испытывающие депривацию экзистенциальных и витальных потребностей. Как садист, так и мазохист нуждаются в другом существе, которое их может дополнить. Из-за тесной связи между садизмом и мазохизмом Фромм предлагает говорить о садомазохистском характере, подчеркивая, что в характере каждого отдельного индивида может преобладать один из этих радикалов.