Сущность агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивное поведение у детей и подростков относят к проявлениям антисоциального поведения. Вред, причиняемый агрессивными действиями детей и подростков, отнюдь не сводится только к материальному ущербу. Речь идет о формировании агрессивных установок на поведение, которые, во-первых, сохраняются и во взрослом состоянии, а во-вторых, могут передаваться затем и во второе и в третье поколение. Родители, применяющие жестокие наказания к своим детям, сами в детстве бывали наказаны подобным же образом [1]. К сожалению, число проявлений такого поведения не сокращается, а возрастает. Данные о детской и подростковой преступности, получаемые из органов правопорядка, по-видимому, не отражают истинных масштабов преступности. Если пользоваться данными самоотчета пациентов, содержащимися в медицинских исследованиях, то распространенность преступности значительно выше [8].

Вложенные файлы: 1 файл

03082011 (1530) Психология.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

И, наконец, последняя форма деструктивности, являющаяся ее кульминацией, — некрофилия, под которой Фромм понимал утрату стремления к жизни, нормального для каждого здорового человека, и торжество инстинкта смерти, мортидо. Некрофил неудержимо тянется ко всему тому, что не растет, не меняется, ко всему механическому, его поведением движет стремление разрушить все живое, превратить его в вещь. Современное индустриальное общество располагает, по мнению Фромма, особой техникой порождения массовых проявлений некрофилии, современная цивилизация порождает миллионные массы отчужденных друг от друга людей, делая некрофилию опорой различных диктатур, основанных на насилии.

 

1.2. Типология агрессивного поведения у детей

Агрессивность условно можно разделить на разные категории.

По направленности на объект разделяют:

  • на внешнюю (гетеро), характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессия) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Ребенок набрасывается с кулаками на своего обидчика или «срывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и пр.;
  • внутреннюю (ауто), характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Ребенок мучается «угрызениями совести», занимается самонаказанием («Мама, я пойду и встану в угол, потому что я разбил чашку!»), а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и т. д.).

По способу выражения существует:

  • произвольная, возникающая из желания, намерения воспрепятствовать, навредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Например, подросток, который не хочет, чтобы родители заходили в его комнату, высказывает им свое недовольство в довольно грубой форме. Сюда же относится и вынашивание планов мести за нанесенную обиду, выжидание удобного момента для нанесения ответного удара;
  • непроизвольная, представляющая собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, когда действие неподконтрольно субъекту и протекает по типу аффекта. Наиболее иллюстративной в данном случае может быть детская истерика, когда ребенок бросает в обидчика все, что подвернется под руку, всех оскорбляет.

По конечной цели выделяют:

  • инструментальную (конструктивную), когда действия имеют позитивную ориентацию и направлены на достижение цели нейтрального характера, а агрессия "Используется при этом лишь в качестве средства (здесь рассматривают индивидуальную инструментальную-своекорыстную и бескорыстную, а также социально мотивированную инструментальную-асоциальную и просоциальную агрессию). Например, врач, который делает операцию больному с целью спасти его жизнь, причиняет ему совершенно определенную физическую боль и душевные страдания;
  • враждебную (деструктивную), когда в действиях прослеживается стремление к насилию, а их целью является нанесение вреда другому человеку. Большинство преступлений против жизни, чести, достоинства, прав и имущества других людей можно отнести к этой категории агрессии.

По форме выражения различают:

  • физическую агрессию — предпочтительное использование физической силы против другого лица (драка, толчки, подножки и пр.);
  • вербальную агрессию — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг) или через содержание (оскорбления, ругань, сплетни, распускание слухов) словесных ответов;
  • косвенную агрессию — действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, удары кулаком по столу, топание ногами);
  • негативизм — оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления (часто детское упрямство, «неразговаривание») до активной борьбы против установившихся обычаев и законов (забастовки, митинги).

 

1.3. Регуляция агрессивного поведения

Рассматривая агрессивное поведение как психическое явление, не менее важно знать механизмы его регуляции, выделяя мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты.

Мотивационный компонент. Ряд исследователей рассматривает агрессивную мотивацию как особого рода энергию, накапливание которой происходит до тех пор, пока в результате воздействия соответствующего пускового раздражителя она не разрядится. Однако такой взгляд как бы исключает участие самого человека в регуляции собственного поведения. В этом случае реализация агрессивной мотивации, вероятно, будет зависеть от способностей человека использовать тормозные механизмы агрессии.

Эмоциональный компонент. Часто человек на всех этапах агрессивного состояния (при подготовке агрессии, в процессе ее осуществления и при оценке результатов) переживает сильную эмоцию гнева, иногда принимающую форму аффекта, ярости. Но не всегда агрессия сопровождается гневом и не всякий гнев приводит к агрессии. Более того, совсем неверно было бы считать всякий гнев провоцирующим агрессию. Бывает «бессильный гнев» при фрустрации, когда нет никакой возможности снять барьер, стоящий на пути к цели. Так, например, подростки иногда переживают гнев по отношению к старшим, но этот гнев агрессией даже в словесной форме обычно не сопровождается.

Эмоциональная сторона агрессии не исчерпывается гневом. Особый оттенок этому состоянию придают переживания недоброжелательности, злости, мстительности, а в некоторых случаях и чувства своей силы, уверенности. Бывает и так, что агрессор переживает радостное, приятное чувство, патологическим выражением которого является садизм.

Волевой компонент. Имеются в виду все проявления качеств воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев инициативность и смелость. Поскольку агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, в результате соперничества, то всякая борьба требует проявления волевых качеств.

Нравственный компонент. Реализация агрессии во многом зависит от силы «Сверх-Я». Здесь можно выделить два компонента, регулирующих проявление агрессивности: совесть и чувство вины. Совесть (ограничивающее «Сверх-Я») воздействует на агрессивную мотивацию до совершения поступка. П.Я. Гальперин отмечал, что моральная оценка, производящаяся до совершения поступка, означает задержку импульсивного побуждения и, следовательно, возможность его «запрещения». Чувство вины (укоряющее «Сверх-Я») корректирует поведение после совершения поступка и связано с ожиданием наказания за содеянное, сопровождающимся страхом и повышением тревожности. Таким образом, различие между совестью и чувством вины состоит в том, что первая является «внутренним», а второе — «внешним» регулятором агрессии.           

 При регуляции агрессивного поведения происходит сложное взаимодействие всех перечисленных компонентов. Агрессивное поведение начинается с аффекта гнева, вызванного каким-либо препятствием, угрозой или причиненной субъекту болью. Если в результате когнитивных процессов оценивания ситуация воспринимается как «действительно заслуживающая гнева», то актуальное мотивационное состояние расчленяется на процессы постановки агрессивной цели, планирования ведущих к ней действий и предвосхищения возможных последствий достижения цели. Здесь важным является то, что лица с высоким мотивом агрессии имеют низкий порог гнева, и поэтому сначала испытывают гнев и только потом адекватно оценивают вызвавшую гнев ситуацию, в то время как менее агрессивные лица прежде чем рассердиться, взвешивают ситуацию более тщательно. Вероятно, это связано с тем, что аффект гнева при объективации самосознания, заполняя все чувства субъекта, затушевывает не только значимость нормативных ценностей в саморегуляции действий, но и сводит на нет влияние интеллектуальных процессов.

Кроме того, большую роль играет и уровень развития саморегулирующей функции в контроле импульсивных актов. Установлено, что наиболее эффективными в регуляции агрессии являются признаки внутреннего, а не внешнего торможения. По другим данным, агрессивный стиль поведения формируется тогда, когда у лиц отсутствует подавление внешнего или поведенческого аспекта агрессии (слабый самоконтроль) и нейтрализация внутреннего или эмоционального аспекта агрессии (неконтролируемое выражение импульсов, большое число открытых реакций).

Мотив торможения агрессии оказывается при этом решающим детерминантом в мотивационном процессе ожидания негативных последствий агрессии, таких, как чувство вины или страх перед наказанием. 

 

 

2. Теоретические основы проявления агрессии у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы и  поведения

2.1. Основные виды агрессивного поведения по данным разных исследователей с нарушением эмоционально-волевой сферы и  поведения

Прежде чем обращаться непосредственно к вопросам детской агрессивности, необходимо сказать несколько слов о природе самой агрессии, как она понимается разными авторами.

По Фрейду, инстинкт смерти, называемые танатос,  лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. В отличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктов смерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра, Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть».  Тем самым он хотел сказать, что всем живым организмам присуще компульсивное стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли. То есть Фрейд верил в то, что людям присуще стремление к смерти. Острота данного утверждения, однако, несколько смягчается тем фактом, что современные психоаналитики не уделяют такого внимания инстинкту смерти. Вероятно, это наиболее спорный и наименее разделяемый другими аспект теории Фрейда[13, С. 117]. Интересно, что один из представителей бихевиоральной теории – Эдвард Торндайк – признавал наличие у ребенка проявления целого ряда инстинктов, в том числе и отдельного «инстинкта драчливости» [10].

Другой подход демонстрировал Эрих Фромм, один из крупнейших мыслителей ХХ столетия и реформатор психоаналитической школы Фрейда. С точки зрения Фромма, агрессивность изначально является следствием проявлений особой наклонности – некрофилии, или тяге ко всему мертвому, которой противостоит биофилия – любовь ко всему живому. При этом некрофилия является в большой мере социально детерминированным явлением. Так, в некоторых культурах, которые описывал Фромм в своем знаменитом сочинении «Анатомия человеческой деструктивности», вообще неизвестна никакая агрессия среди здоровых людей, то есть агрессию могут совершать только психически ненормальные люди. В других случаях агрессия в обществе присутствует, но она введена в определенные рамки и никогда их не покидает. Наконец, у некоторых народов агрессивность (и деструктивность) возведены в принцип. Так, если бы гитлеровская Германия просуществовала бы достаточно долго, она создала бы некрофильскую цивилизацию.

По поводу же воззрений Фрейда Фромм писал следующее:  «Видимо, нет особых сомнений в том, что Фрейдова базисная аксиома понижения напряжения—родоначальница как принципа удовольствия, так и инстинкта смерти — обязана своим существованием мышлению, характерному для немецкого механистического материализма, и помимо этого ориентации на то, чтобы рассматривать человека как машину, что явилось отличительной чертой западного мышления последних столетий… Каждый внимательный читатель произведений Фрейда, должно быть, также отдает себе отчет в том, как осторожно и осмотрительно обращался он с новыми теоретическими построениями, представляя их впервые. Он избегал заявлений об их ценности, а иногда даже протестовал против их переоценки. Но чем больше времени проходило, тем больше гипотетических положений превращалось в теории, над которыми надстраивались новые конструкции и теории. Фрейд-теоретик прекрасно сознавал, насколько сомнительна значимость многих его построений. Почему же он забыл свои первоначальные сомнения? Трудно ответить на этот вопрос; может быть, ответ заключается в том, что он был лидером психоаналитического движения. Те из его учеников, кто осмелился критиковать фундаментальные аспекты его теорий, покинули его или были вытеснены тем или иным способом. Те, кто создавал психоаналитическое движение, были по преимуществу людьми прозаическими с точки зрения их теоретических способностей, и им было бы трудно следовать за Фрейдом через базисные изменения в теории. Им нужна была догма, в которую они бы поверили и вокруг которой могли бы организовать движение. Так Фрейд-ученый стал в известной мере заложником Фрейда — лидера движения; иначе говоря, Фрейд-учитель оказался в плену у своих верных, но нетворческих последователей»[11, с. 409].

Кроме Фрейда и Фромма, концепцию развития агрессии разрабатывали такие ученые, как К.Лоренц, Б.Скиннер  и многие другие. Были выделены следующие разновидности агрессивного поведения:

  • Реактивная агрессия – агрессия в ответ на примененное к данному лицу насилие. Такая агрессия является оборонительным действием, а потому не может считаться отступлением от нормы и подвергаться социальному осуждению. Примером такой агрессии являются действия прохожего, который отбивается от напавшего на него хулигана.
  • Инструментальная агрессия. Социально осуждаемый вид агрессии. Данный вид агрессии является только инструментом для достижения каких-либо целей, непосредственно не связанных с агрессией. Например, грабители, решившие ограбить банк, ставят себе целью завладеть деньгами, а не перебить всю охрану; наилучший для них вариант – вообще не применять при этом никакого насилия, но они готовы применить насилие, если им это понадобится.
  • Злокачественная агрессия  - наиболее неприемлемый вид агрессии, поскольку агрессивные действия становятся в данном случае самоцелью, и данный индивид испытывает удовольствие именно от самого факта применения агрессии [11].

Информация о работе Сущность агрессии