Сущность агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивное поведение у детей и подростков относят к проявлениям антисоциального поведения. Вред, причиняемый агрессивными действиями детей и подростков, отнюдь не сводится только к материальному ущербу. Речь идет о формировании агрессивных установок на поведение, которые, во-первых, сохраняются и во взрослом состоянии, а во-вторых, могут передаваться затем и во второе и в третье поколение. Родители, применяющие жестокие наказания к своим детям, сами в детстве бывали наказаны подобным же образом [1]. К сожалению, число проявлений такого поведения не сокращается, а возрастает. Данные о детской и подростковой преступности, получаемые из органов правопорядка, по-видимому, не отражают истинных масштабов преступности. Если пользоваться данными самоотчета пациентов, содержащимися в медицинских исследованиях, то распространенность преступности значительно выше [8].

Вложенные файлы: 1 файл

03082011 (1530) Психология.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

В целом агрессия может быть расценена как разновидность антисоциального поведения.

По данным отечественных авторов, антисоциальное поведение проявляется у 5—15% детей и подростков. Преобладают лица мужского пола (8:1 в случаях применения насилия), хотя эти расхождения в последние годы неуклонно уменьшаются. По абсолютному количеству преобладает в городской местности, но с поправкой на плотность населения отчетливо преобладает в сельской.

Высока коморбидность  агрессии с выраженными расстройствами школьных навыков, в 20% обнаруживаются проявления судорожного синдрома (в сравнении с 1% в популяции). Мягкая неврологическая симптоматика, обнаруживаемая у диссоциальных детей, скорее является следствием черепно-мозговых травм, полученных в ходе расстройств поведения, нежели причиной их.

Предрасполагающими средовыми факторами являются низкая материальная обеспеченность и большой размер семьи, конфликтная обстановка в ней (неполная семья, супружеские ссоры, избиения, развод). Больные часто являются плодом незапланированной или нежелательной беременности. Велика роль дефектов воспитания — частая смена опекающих лиц, воспитание отчимом, мачехой или в детских интернатах, воспитание одинокой работающей матерью при отсутствии других опекающих лиц, педагогическая запущенность, игнорирование появляющихся элементов диссоциальности в поведении, чередующееся с эпизодами излишне жестоких наказаний, хаотичность и непоследовательность тактики воспитания, злоупотребление детьми. Существенную роль могут играть неудовлетворительная постановка школьного образования, наличие уличной субкультуры антисоциального поведения.

Если устранить такие факторы, как неадекватное воспитание и большой размер семьи, то низкий уровень ее обеспеченности перестает быть значимым предиктором антисоциальности поведения. Агрессивное и жестокое обращение родителей играет безусловно существенную роль, однако действие этого фактора непрямое и сложное, более значима передача установки на то, что несправедливость и эгоцентризм нормальны и оправданы. Для семей, в которых проявляется агрессия, характерно отсутствие взаимной поддержки, низкий уровень стратегий преодоления стрессовых ситуаций. В ценностной иерархии таких семей духовный и профессиональный рост, интерес к образованию и культуре располагаются далеко не на первом месте. Само по себе наличие или отсутствие развода родителей этиологически не значимо, все решает интенсивность конфликта между ними.

Важным фактором является невысокий интеллект ребенка. Снижение IQ — устойчивый предиктор, подтвержденный в лонгитудинальных исследованиях и не зависимый от социально-экономического статуса семьи больного. Снижены прежде всего вербальные и оперантные навыки. Играет роль положение в ряду сиблингов, риск появления расстройства меньше у первого, последнего и единственного ребенка. Большая разница в возрасте со старшим сиблингом и рождение младшего менее, чем через 2 года после рождения агрессивного ребенка — негативные предикторы.

Прежние социологические теории исходили из того, что дети-преступники являются не больными, а жертвами общественного устройства, что их поведение представляет собой попытку амбициозных малообеспеченных лиц добиться желаемого статуса и материального положения единственными доступными для них средствами. Однако, новейшие данные позволяют предположить, что преступное поведение может также являться «входным билетом» социально дезадаптированного подростка в референтную для него группу сверстников, Так что вряд ли антисоциальное поведение является просто проявлением черты характера или сознательно выбранным альтернативным стилем жизни.

Следует подчеркнуть, что все эти факторы риска являются этиологически кумулятивными, т.е., чем больше их, тем выше вероятность возникновения расстройства, определяемая взаимодействием со сложным механизмом индивидуального развития ребенка. В то же время можно сказать, что предугадать появление расстройства невозможно: ни один из приведенных факторов в отдельности не дает более 50% вероятности, и ни одна комбинация факторов — более 70%.

У агрессивных детей имеется характерный когнитивно-психологичеекий стиль, отличающий их от детей с низким уровнем агрессии. Для них свойственно:

  • в определении социальных отношений исходить из предпосылки, что окружающие являются враждебно настроенными противниками;
  • меньшее число и более низкая эффективность решений, находимых в ходе проблемно-решающего поведения;
  • более низкое видение последствий своей агрессии; искаженное видение причинно-следственных связей, в особенности в собственном поведении;
  • меньшая способность видеть и понимать точки зрения окружающих;
  • повышенная чувствительность к скуке и потребность в стимуляции извне.
  • типичен низкий уровень успеваемости, отчасти связанный с расстройствами школьных навыков.
  • частым осложняющим фактором является раннее употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ.

Их социальный статус определяется полной изоляцией, эпизодической дружбой с лицами гораздо более старшего или младшего возраста и поверхностными отношениями с другими диссоциальными детьми. Им всегда свойственна низкая самооценка, которую они пытаются компенсировать ролью «крутого парня». Эта роль играется постоянно, поскольку постоянны внутренние сомнения в ее истинности. Эти дети обычно не стремятся скрыть свое антисоциальное поведение или целенаправленно извлечь из него какую-то дополнительную выгоду, успех в глазах сверстников или старших. Они слепо борются с окружающим миром, мало думая о том, что в результате этого получат. Их эгоцентризм очень высок и изъявление благодарности за добро им не свойственно. Низкий уровень навыков общения вынуждает их к эпизодам открытой и агрессивной сексуальной расторможенности. Получаемые ими наказания не корригируют поведение, лишь повышая уровень внутренней агрессивности. Враждебность направлена не только на авторитарные фигуры, но и на сверстников, объектами агрессии они охотно делают тех, кто младше и слабее [8, с. 346-351].

Проведем  анализ факторов, обусловливающих развитие агрессивного поведения.

Дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех основных источников. Семья может одновременно демонстрировать модели агрессивного поведения и обеспечивать его подкрепление. Вероятность агрессивного поведения детей зависит от того, сталкиваются ли они с проявлениями агрессии у себя дома. Агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения во время игр. И наконец, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах (поведение сверстников и членов семьи), но и на символических, предлагаемых масс-медиа. Мы рассмотрим действие каждого из трех источников.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте часто встречается такая форма поведения, в которой наблюдается агрессия, как «игры-потасовки». Эти игры особенно популярны у мальчиков. Они, как правило, сопровождаются ударами, преследованием друг друга, борьбой, что обычно сильно раздражает родителей и педагогов.

Однако по всеобщему признанию такое поведение едва ли можно признать агрессивным. Во-первых, такая «возня» детей — это всего лишь форма игры, и, как всякая игровая активность, является добровольной, приносящей детям удовольствие. Если понаблюдать за такой игрой детей, часто можно увидеть улыбку на их лицах (чего не скажешь о выражении лица человека, действительно подвергающегося насилию). Кроме того, если ребенку это неприятно и он испытывает страдания, то логичным было бы стремление избежать общения с агрессором, а не затевать с ним очередную «кучу-малу».

Во-вторых, «игры-потасовки» обеспечивают детям развитие определенных позитивных функций, например, двигательных способностей, навыков социальной аффилиации (общения, эмоциональных контактов, дружбы, любви) и сотрудничества, умений совместно решать проблемы и пр.

В-третьих, хотя «игры-потасовки» и являются очень распространенной детской формой выражения агрессии, они редко мотивированы стремлением умышленного нанесения ущерба партнеру. Это изредка случается по неосторожности, из-за недостаточного моторного контроля или в случае низкой социальной компетентности.

В-четвертых, ребенок с сильно выраженной агрессией и стремлением обидеть других детей со временем лишается возможности быть участником «игр-потасовок», так как в большинстве случаев другие дети начинают, избегать его или не принимать в игру.

Психологическую основу таких игр составляют желание повеселиться, разрядиться и удовлетворить потребности, которые блокированы в реальной жизни.

Однако «неадекватное» восприятие таких игр взрослыми, родителями и педагогами может привести к пагубным для них последствиям.

 

2.2. Проявление агрессии у детей во взаимодействии со сверстниками

Агрессия-это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам.

Существует два вида агрессии- «доброкачественная» и «злокачественная». Первая появляется в момент опасности и носит защитный характер. Как только опасность исчезает, затухает и данная агрессия. «Злокачественная» агрессия представляет собой деструктивность, жестокость; бывает спонтанной и связана со структурой личности.

Психологами выведены следующие диагностические критерии, позволяющие говорить о наличии данного свойства у ребенка в той или иной степени (Т.П.Смирнова).

Для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  1. Часто (чаще по сравнению с поведением других детей, окружающих ребенка) теряют контроль над собой.
  2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми.
  3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.
  4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.
  5. Завистливы и мнительны.
  6. Часто сердятся и прибегают к дракам.

О ребенке, у которого в течение 6 и более месяцев одновременно устойчиво проявлялись 4 критерия, можно говорить как о ребенке, обладающем агрессивностью как качеством личности. Таких детей можно называть агрессивными.

Дети усваивают различные модели поведения (как приемлемые, так и неприемлемые социально) в ходе взаимодействия с другими детьми. И различные формы агрессивного поведения также возникают при общении со сверстниками.

Игра со сверстниками дает детям возможность научиться агрессивным реакциям (например, пущенные в ход кулаки или оскорбление). Шумные игры — в которых дети толкаются, догоняют друг друга, дразнятся, пинаются и стараются причинить друг другу какой-то вред — фактически могут оказаться сравнительно «безопасным» способом обучения агрессивному поведению. Дети говорят, что им нравятся их партнеры по шумным играм и они редко получают травмы во время таких игр.

Существуют также свидетельства, полученные при изучении детей, посещавших дошкольные учреждения, что частое общение со сверстниками может быть связано с последующей агрессивностью. Можно предположить, что дети, которые чаще «практиковались» в агрессивном поведении со сверстниками (например, в детском саду), успешнее усвоили подобные реакции и скорее способны применить их в других условиях (например, в школе) [1, с. 92-124].

 

2.3. Влияние наблюдаемой агрессии на поведение детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-волевой сферы и  поведения

Всю сумму влияния, которое оказывает наблюдение насильственного поведения на свидетеля, обычно можно разложить на четыре важнейших слагаемых.

Во-первых, очевидно, что человек, ставший свидетелем насилия, зачастую открывает для себя новые грани агрессивного поведения, то есть обучается вербальным и физическим реакциям, которые ранее отсутствовали в его поведенческом репертуаре и посредством которых можно причинять вред окружающим. Такое обучение посредством наблюдения — хорошо изученный феномен, которому давно отводится главная роль в объяснениях воздействия примеров насильственного поведения.

Во-вторых, индивидуум, наблюдающий агрессивные действия других, зачастую может кардинально пересмотреть поставленные ранее им самим ограничения подобного поведения, рассуждая, что если другие безнаказанно проявляют агрессию, то, значит, и ему позволительно то же самое. Этот эффект снятия запретов может увеличить вероятность проявления агрессивных действий со стороны наблюдателя, более того, постоянное наблюдение сцен насилия способствует постепенной утрате эмоциональной восприимчивости к агрессии и к признакам чужой боли. В результате наблюдатель настолько привыкает к насилию и его последствиям, что перестает рассматривать его как особую форму поведения, и теперь его фактически ничто не удерживает от участия в подобных действиях. И наконец, постоянное наблюдение агрессии может изменить индивидуальный образ. Это означает, Что люди, часто наблюдающие насилие, склонны ожидать его и воспринимать окружающий мир как враждебно настроенный по отношению к ним. Такое искажение может легко привести к обостренному ощущению угрозы и к склонности реагировать агрессивно.

Главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей является семья. В литературе о насилии в семье описывается «цикл насилия»; его суть в том, что дети, которые видели, как их родители «практиковали» физическое насилие по отношению друг к другу, склонны воспроизводить аналогичные ситуации во взаимоотношениях с другими. Например,  люди, ставшие в детстве свидетелями сцен физического насилия между родителями, были более склонны к физическим разборкам со своими супругами, чем те, кто никогда не был свидетелем родительских драк.

Штайнметц (1977) следующим образом описывает цикл насилия: «Дети, выбирая методы выяснения в отношениях с братьями и сестрами, бездумно копируют их с методов разрешения семейных конфликтов, используемых их родителями... Более того, когда дети вырастают и вступают в брак, они начинают использовать эти методы, ставшие неотъемлемой частью их поведенческого репертуара, для решения своих семейных проблем и, замыкая цикл, передают их своим детям посредством создания характерного стиля дисциплины». Итак, дети, наблюдающие агрессию у взрослых, склонны вести себя во взаимоотношениях с окружающими агрессивно.

Информация о работе Сущность агрессии