Сущность агрессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Агрессивное поведение у детей и подростков относят к проявлениям антисоциального поведения. Вред, причиняемый агрессивными действиями детей и подростков, отнюдь не сводится только к материальному ущербу. Речь идет о формировании агрессивных установок на поведение, которые, во-первых, сохраняются и во взрослом состоянии, а во-вторых, могут передаваться затем и во второе и в третье поколение. Родители, применяющие жестокие наказания к своим детям, сами в детстве бывали наказаны подобным же образом [1]. К сожалению, число проявлений такого поведения не сокращается, а возрастает. Данные о детской и подростковой преступности, получаемые из органов правопорядка, по-видимому, не отражают истинных масштабов преступности. Если пользоваться данными самоотчета пациентов, содержащимися в медицинских исследованиях, то распространенность преступности значительно выше [8].

Вложенные файлы: 1 файл

03082011 (1530) Психология.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Жертвы агрессии видят результаты насилия «крупным планом», они, так сказать, сидят в первом ряду. Существуют убедительные свидетельства того, что такое столкновение «лицом к лицу» с агрессией увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны пострадавшего. Исследования «цикла насилия» в семьях выявили, что у драчливых родителей часто бывают драчливые. Люди, которые в родительской семье подвергались насилию, относительно чаще проявляют агрессивность по отношению к членам собственной семьи. Воспитание с применением насилия способствует одобрению насилия и обучает «как бить, чем бить, и каким должно быть столкновение». Родители, которые в детстве подвергались суровым физическим наказаниям,  более склонны к физической жестокости против своих детей. Вдобавок, как еще одно свидетельство наследования агрессии, дети страдавших от жестокости родителей обнаруживают сравнительно больше агрессивных и антисоциальных характеристик.  И в школе, становясь жертвами агрессии, дети усваивают аналогичные уроки.

Вероятно, наибольшую озабоченность и у родителей, и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь и вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость.  По американским данным  ребенок, проводящий у телевизора всего лишь два часа, видит за день в среднем свыше 17 актов агрессии. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, многие люди выражают озабоченность в связи с тем, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема, представляющая особый интерес для психологической науки и обладающая высокой социальной значимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное внимание исследователей[7, С. 500-507].

В ряде экспериментов испытуемые, смотревшие фильмы со сценами насилия, действительно демонстрировали увеличение уровня агрессивности в некоторых, хотя и не всех, ее формах. В отличиё от них, у испытуемых, смотревших фильмы без сцен насилия, не было отмечено устойчивых изменений в поведении.

Тем не менее существуют данные полевых экспериментов, которые опровергают тезис о том, что демонстрация насилия в масс-медиа способствует проявлению агрессивности. Фешбах и Зингер (1971) обнаружили, что мальчики, сидевшие в течение шести недель на «строгой диете агрессивных телепрограмм», фактически проявляли во взаимоотношениях с окружающими меньший уровень агрессивности, чем мальчики, смотревшие в течение того же периода неагрессивные программы. Аналогично Милграм и Шотланд (1973) сообщают, что и у наблюдавших, и у не наблюдавших в телепрограммах различные антисоциальные действия (например, воровство, хулиганские телефонные звонки) не произошло ни возрастания, ни уменьшения уровня подобных действий. Однако безусловно, сцены насилия, демонстрируемые в ходе эксперимента, воздействуют на испытуемых неизмеримо слабей, чем аналогичные, но наблюдаемые по телевизору вне эксперимента сцены. Вдобавок трудно получить точные измерения уровня агрессии в «методологически "зашумленном" естественном контексте, в котором дисперсия возрастает из-за появления множества не относящихся к цели эксперимента переменных и в котором обычный лабораторный контроль неэффективен.

Фридман (1984) следующим образом сформулировал результаты корреляционных исследований: «Хотя результаты не совсем устойчивы, представляется очевидным, что дети и подростки, чаще смотрящие или предпочитающие телепередачи со сценами насилия, бывают более агрессивными». Но можно ли отсюда заключить, что созерцание сцен насилия в телепередачах вызывает у людей агрессивность? Мы не можем выявить причинно-следственную связь на основе простой коррёляции между одновременными событиями. Существует, однако, корреляционный метод, позволяющий установить причинно-следственную зависимость. Собрав данные длительных наблюдений, исследователь в состоянии установить, связан ли просмотр телевизора в момент времени 1 с агрессивностью в момент времени 2.

Исследователи обнаружили значительную связь между просмот-ром телепередач в момент времени 1 и агрессивностью спустя 9 месяцев.

Хьюсманн, Эрон, Лефковитц и Уолдер (1984) отслеживали корреляцию между просмотром телепередач и агрессивностью в течение двадцати двух лет. Они обнаружили, что привычки телезрителя в возрасте 8 лет коррелируют с тяжестью совершенных им преступлений и вынесенных ему приговоров в возрасте 30 лет. Зависимость между наблюдением насилия и агрессивностью нельзя назвать однозначной. Неверно, что, посмотрев свою любимую остросюжетную программу, где герои иногда совершают агрессивные поступки, дети готовы сорваться и накинуться на любого, кого угораздило встретиться у них на пути. Судя по проценту положительных результатов в большинстве исследований, вероятность более яркого проявления агрессивных наклонностей после просмотра подобных материалов скорее всего невелика. Более того, существует огромное количество факторов, влияющих на количество осуществленных агрессивных действий, так что воздействие любого из них по отдельности, видимо, очень мало. В итоге, в то время как имеющиеся свидетельства дают реальное подтверждение гипотезе, что высокий уровень насилия, характерный для современной кино- и телепродукции, предположительно, оказывает, наряду с другими факторами, свое влияние на осуществление некоторых видов агрессивного поведения, не следует переоценивать важность этой зависимости [1, с. 92-124].

Альберт Бандура (1997), ведущий сторонник теории социального научения, убежден, что мы научаемся агрессии не только потому, что это бывает выгодным, но также и перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство прочих социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий.

Вот сцена из одного эксперимента Бандуры. Воспитанник одного из дошкольных учреждений Стэнфорда сидит на полу и увлеченно мастерит что-то из бумаги и пластилина. В другом углу комнаты находится взрослый, а рядом с ним лежат несколько игрушечных автомобилей, деревянный молоток и большая надувная кукла. После минуты игры с машинками экспериментатор (женщина) встает и в течение почти 10 минут колошматит надувную куклу. Она бьет се молотком, щипает, швыряет на пол и при этом вопит: «Вмажь ему по носу... Врежь ему... Ну, пни же его как следует!..»

После того как ребенок пронаблюдает этот взрыв, он идет в другую комнату, где много очень занимательных игрушек. Спустя две минуты женщина-экспериментатор отвлекается от своих занятий и говорит, что это ее самые лучшие игрушки н что она должна поберечь их для других детей. Фрустрированный ребенок отправляется в следующую комнату, где также много разных игрушек, предназначенных и для агрессивной, и для неагрессивной игры, и две из них — кукла Бобо н деревянный молоток. Если детям не демонстрировалась модель агрессивного поведения взрослого, они редко проявляли агрессию в игре или разговоре, и, несмотря на фрустрацию, играли спокойно. Те же из них, кто наблюдал за агрессивным взрослым, во много раз чаще брали молоток н внезапно ударяли куклу. Наблюдение агрессивного поведения взрослого ослабило у них торможение. Более того, дети часто воспроизводили агрессивные действия и слова экспериментатора. Увиденное ими агрессивное поведение снизило их торможение и одновременно научило их определенному способу проявления агрессии. По мнению Бандуры (1979), повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, субкультуре и средствах массовой информации [7, С. 480-481].

Таким образом, агрессивные проявления у детей дошкольного возраста  имеют полиэтиологическое происхождение. Поэтому в исследованиях детской агрессии необходим комплексный подход, обеспечивающий одновременную оценку ряда причинных факторов, способных вызвать агрессивное поведение.

 

Заключение

Становление агрессивного поведения — сложный и многогранный процесс, в котором действует множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. Что касается семьи, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Из реакции родителей на агрессивные взаимоотношения между сиблингами также извлекается урок о том, что ребенку может «сойти с рук». Фактически, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Характер семейного руководства имеет непосредственное отношение к становлению и упрочению агрессивного поведения. Родители, применяющие крайне суровые наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Ребенок получает сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, видимо, найдут друзей среди других агрессивных сверстников. Разумеется, это создает дополнительные проблемы, так как в агрессивной компании происходит взаимное усиление агрессивности ее членов.

У детей один из главных путей научения агрессивному поведению — наблюдение за чужой агрессией. Дети, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, склонны к агрессивному поведению. Но один из самых спорных источников обучения агрессии — средства массовой информации. После многолетних исследований с использованием самых разнообразных методов и приемов мы все еще не выяснили степень влияния СМИ на агрессивное поведение. Представляется, что масс-медиа все же оказывает какое-то влияние. Однако сила его остается неизвестной.

В литературе на тему стабильности агрессивных реакций во времени считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Иными словами, человек, в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же. Из такой устойчивости агрессивного поведения следует, что изучение ранних влияний на становление агрессивности является важной областью исследований.

По данным проведенного исследования, у обследованных детей выявляется зачастую как целый комплекс поведенческих проявлений, свойственных агрессии, так и комплекс социальных и социально-психологических  причин, вызвавших такое положение дел. Первоначальная гипотеза исследования получила свое подтверждение. Родителям проблемных детей в рамках формирующего эксперимента были даны рекомендации: ограничить просмотр детьми телепередач, связанных с демонстрацией насилия; обеспечить больший контроль за пребыванием ребенка вне дома (возложив его на неработающих членов семьи); исключить применение телесных наказаний; в виде альтернативы наказаниям как средству воспитательного воздействия использовать подкрепления. Результат, зафиксированный в контролирующем эксперименте, позволяет отметить некоторую субъективную положительную динамику; хотя, разумеется, при систематической работе социальных педагогов с такими семьями результат мог бы быть более ощутимым.

 

Список литературы

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Питер, 2000. – 352 с.
  2. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители. М., 1992г.
  3. Вопросы психологии, журнал. Дорохов М.Б. Статья «Коррекция детской психоневрастении с помощью игральной интерактивной изотерации». – Москва: ООО «Вопросы психологии» – январь 2007 г.
  4. Вопросы психологии, журнал. Соколова Статья «Феномен психологической защиты». – Москва: ООО «Вопросы психологии» – апрель 2007 г.
  5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии//Выготский Л.С. Психология. - М.:  ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.892-997. 
  6. Гипперейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – Москва: ЧеРо, 2004 – 240 с.
  7. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2-х т. –  Т.1 -  М.: Мир, 2003. -                      496с.  - Т.2 -  М.: Мир, 2003. – 376с.
  8. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М.: ТЦ «Сфера»,       при участии «Юрайт-М», 2001. – 160с.
  9. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
  10. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
  11. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
  12. Осипов А.А. Общая психокоррекция. – Москва: Сфера, 2001 г. – 512 с.
  13. Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. – СПб.: ООО Изд-во «Речь», 2002. – 402 с.
  14. Расчетина С.А. Коммуникативная среда подростка-девианта// Социальная реабилитация детей. – СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1998. – С. 50-60.
  15. Селье Г. Стресс без дистресса. – Москва: Прогресс, 1979 г. – 156 с.
  16. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – Москва: Просвещение, 1965 г. – 125 с.
  17. Спок Б. Ребенок и уход за ним – Москва: АСТ, Издательство Астрель, 2000. – 672 с.
  18. Счастливые родители, журнал. Статья «Уроки бесстрашия». – Москва: ИД «АФС». – май 2005. – 155 с.
  19. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии//Бихевиоризм. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – С.9-248.
  20. Фаст Дж. Язык тела//Фаст Дж. Язык тела. Холл Э. Как понять иностранца без слов. – М.: Вече, Персей, АСТ. – С.12-225.
  21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  22. Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности. – СПб.: Питер, 2001. – 608 с.

 

 


Информация о работе Сущность агрессии