ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:59, реферат

Краткое описание

Разработанная Абрахамом Маслоу теория человеческой мотивации может быть приложена почти к любой стороне жизни индивида и общества. По мнению Маслоу, хорошая теория мотивации обязательно должна включать нижеследующие положения.

Индивид представляет собой цельное, организованное целое. Мотивирован весь человек, а не его часть. Когда человек голоден, он весь голоден: он хочет есть, а не только его желудок.

Вложенные файлы: 1 файл

4 тория базовых потребностей.doc

— 100.00 Кб (Скачать файл)

"В антропологии, – говорит он, – первые признаки неудовлетворенности культурным релятивизмом появились у полевых исследователей, почувствовавших, что он предполагает более глубокие и непримиримые различия между людьми, чем те, которые существуют в действительности."

"Золотую россыпь" данных в пользу своей теории базовых потребностей Маслоу обнаружил в клинической практике – своей собственной и сотен других психотерапевтов. Его опыт убедительно свидетельствовал о том, что индивиды, удовлетворяющие свои базовые потребности, здоровее и счастливее других, а их деятельность эффективнее: те же, чьи базовые потребности фрустрированы, обнаруживают психопатологические симптомы. Фрустрация несущественных желаний – тех, которые явно не принадлежат к базовым потребностям, – не приводит к болезненным симптомам, хотя, согласно бихевиористской теории, к ним должны приводить помехи удовлетворения любых потребностей. Психотерапевты, стремящиеся раскрыть подлинное Я индивида (например, Карл Роджерс, Эрих Фромм, Карен Хорни), обнаруживают, что их методы усиливают любовь, смелость и творчество и уменьшают страх и враждебность. Следовательно, упомянутые положительные качества должны быть внутренне присущи индивиду: иначе откуда бы они взялись? Как говорит Карл Роджерс: "Чем глубже я проникаю в себя как индивид, тем больше общего обнаруживаю с другими индивидами". [...] А К.Хорни рассуждает так: если снижение тревожности делает пациента более благожелательным и менее враждебным, не означает ли это, что благожелательность относится к базовым свойствам человеческой природы, а враждебность – не относится?

Все это можно подытожить, констатировав, что фрустрация базовых потребностей вызывает психопатологические симптомы, а их удовлетворение приводит к становлению психологически и биологически здоровых личностей. Изучение самоактуализирующихся людей вновь и вновь подтверждает, что такие люди, к какой бы культуре они ни принадлежали, ценят одно и то же. [...]

Когда Маслоу, в его студенческие годы, воспитывали как бихевиориста, его учили, что у людей есть познавательные способности, но не упоминали о познавательных потребностях. Однако исследование, проведенное одним из обучавших его профессоров – Э.Л.Торндайком, привело Маслоу к мысли, что люди обладают не только способностью знать, но и потребностью в знании. Торндайк, совместно с несколькими коллегами, изучал группу детей с очень высоким коэффициентом интеллекта – свыше 180. Исследователи обнаружили, что все дети в этой группе обладали ненасытной любознательностью, не нуждавшейся в подкреплении, но проявлявшей себя как мощное влечение, подобное голоду.

Г.Харлоу и его ученики провели серию экспериментов с обезьянами. Было обнаружено, что те затрачивают большие усилия на решение головоломок, даже если не ожидается какого-либо вознаграждения. Единственное возможное объяснение состояло, по-видимому, в том, что обезьяны обладают врожденной любознательностью и получают удовлетворение от решения головоломок.

Как отмечает Маслоу, присущую представителям человеческого рода тенденцию к тому, что мы называем теперь психологическим ростом и самоактуализацией, наблюдали и описали

"...мыслители столь различные, как Аристотель и Бергсон, и многие другие философы. Среди психиатров, психоаналитиков и психологов эту тенденцию признают необходимой К.Гольдштейн, О.Ранк, К.Юнг, К.Хорни, Э.Фромм, Р.Мэй и К.Роджерс".

Маслоу было известно, что, в частности, восточная философия подтверждает его точку зрения и что Аристотель много написал о "хорошей жизни".

"Мы можем соглашаться с Аристотелем, – говорит Маслоу, – когда он называет хорошей жизнь, находящуюся в согласии с подлинной природой человека. Но мы должны добавить, что он просто не знал достаточно об этой природе. Тот, кто ограничивается поверхностным наблюдением за людьми (а только оно было доступно Аристотелю), приходит к статическому представлению о человеческой природе."

В качестве примера Маслоу указывал на то, что Аристотель полностью принимал факт рабства и совершал фатальную ошибку, полагая, что раз человек – раб, то его сущностная природа – рабская, а значит, для него хорошо быть рабом.

ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ

 

 

Самоактуализация

Потребности роста*
(бытийные ценности)
(метапотребности)

истина
красота
жизненность
индивидуальность
совершенство
необходимость
завершенность
справедливость
порядок
простота
полнота
игра
непринужденность
самодостаточность
осмысленность

Самоуважение
уважение других

Любовь и принадлежность

Безопасность и уверенность

Физиологические
воздух, вода, пища, жилище, сон, секс


Базовые потребности
(дефицитарные потребности)

 

Внешняя среда
Предпосылки удовлетворения потребностей
Свобода, справедливость, порядок
Вызов (стимуляция)

 



Информация о работе ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ