Творческое воображение и фантазия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 16:45, реферат

Краткое описание

Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью вооб¬ражения у нас формируется образ никогда не суще¬ствовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

Содержание

План:
1. Введение
2. Воображение и фантазия
2.1 Определение воображения
2.2 Воображение в творчестве
2.3 Условия работы актерского воображения
3. Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Творческое воображение и фантазия.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

     
     

    План:

    1. Введение
    2. Воображение и фантазия

    2.1 Определение воображения

    2.2 Воображение в творчестве

    2.3 Условия работы актерского воображения

  1. Заключение
 

 

1. Введение

    Образы, которые использует и создает  человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринятого. Перед человеком в образах может предстать и то, что он непосредственно не воспринимал, и то, чего вообще не было, и даже то, чего быть не может.  Это означает только то, что не всякий процесс, протекающий в образах, может быть понят, как процесс воспроизведения, потому что люди не только познают и созерцают мир, они его  изменяют и преобразуют. Но для того, чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь делать это и мысленно. Именно этой потребности и удовлетворяет воображение.

    Воображение — это важнейшая сторона нашей  жизни. Если представить на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных  открытий и произведений искусства, образов, создаваемых величайшими  писателями и изобретений конструкторов. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения?

    Благодаря воображению  человек  творит,  разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения  и  творчества  людей.

    Воображение  выводит  человека  за  пределы  его сиюминутного  существования,  напоминает  ему  о  прошлом,  открывает будущее. Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке.

    Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий.

    Проще сказать — лишите человека фантазии, и прогресс остановится! Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

 

  1. Воображение и фантазия

    Воображение вообще, а творческое воображение в частности, играет важную роль во всех областях человеческой деятельности.

    Творческая  деятельность актера возникает и  проходит на сцене в плоскости  воображения,  (сценическая жизнь  создается фантазией, художественным вымыслом). «Пьеса, роль, — пишет К. С. Станиславский, — это вымысел автора, это ряд магических и других «если бы», «предлагаемых обстоятельств», придуманных им...». Они-то и переносят, как на крыльях, артиста из реальной действительности наших дней в плоскость воображения. И далее он указывает: «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль».

    Автор любой пьесы очень многое не досказывает. Он мало говорит о том, что было с действующим лицом до начала пьесы. Часто не ставит нас в известность о том, что делало действующее лицо между актами. Ремарки автор тоже дает лаконичные (встал, ушел, плачет и т. д.). Все это надо дополнять артисту вымыслом, воображением. Поэтому чем больше развиты фантазия и воображение у артиста, утверждал Станиславский, тем шире в творчестве артист и тем глубже его творчество. 

2.1 Определение воображения

    Воображение  -  особая форма   психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что «именно вымысел поднимает человека над животным», потому что только у человека, который, являясь существом общественным,  преобразует мир, развивается подлинное воображение.

    Обладая  богатым  воображением,  человек может жить в разном времени, что не может   себе   позволить   никакое  другое  живое  существо  в  мире.  Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущее представлено    в   мечтах   и   фантазиях.

    Всякое  воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и  преобразования могут выразиться в  том, что  человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастической по своей необычности жизни в невесомости, в окружении звезд и планет.

    Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

    Воображение может, наконец, совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность и отклоняясь от  нее, все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

    С.Л. Рубинштейн пишет: «Воображение - это  отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов».

    Л.С. Выгодский считает, что «воображение не повторяет впечатлений, которые  накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных  впечатлений. Таким образом, привносит  новое в наши впечатления и  изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ. Составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением».

    Согласно  Е.И. Игнатьеву, «основной признак  процесса воображения заключается  в преобразовании и переработке  данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

    А «Философский словарь» определяет воображение  как «способность создавать новые  чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений».

    Многие  исследователи отмечают, что воображение  есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение  к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает  не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

 

2.2 Воображение в  творчестве

    М. Чехов пишет о воображении  следующее: «Продукты творческого  воображения художника начинают действовать перед вашим зачарованным взором ... ваши собственные представления становятся бледнее и бледнее. Ваши новые воображения более занимают вас, чем факты. Эти чарующие гости, которые появились здесь, теперь живут своими собственными жизнями и будят ваши ответные чувства. Они требуют, чтобы вы смеялись и плакали с ними. Подобно волшебникам, они вызывают в вас непобедимое желание стать одним из них. От пассивного состояния ума воображение поднимает вас к творческому».

    Чтобы создать существенно новое, проникнуть в суть характера, сохранив то индивидуальное, что делает его живым, актер должен быть способен к обобщению, концентрации, к поэтической метафоре, к преувеличению выразительных средств. И ясно, что воспроизведение в воображении всех предлагаемых обстоятельств роли, пусть самое живое и полное, еще не создаст новую личность. Ведь нужно через пластический и темпо-ритмический рисунок действий, через своеобразие речи увидеть, понять, передать зрителю внутреннюю сущность нового человека, выявить его "зерно", объяснить сверхзадачу.

    Рано  или поздно в период работы над  ролью в воображении актера возникает образ человека, которого предстоит играть. Одни, прежде всего «слышат» своего героя, другим представляется его пластический облик - в зависимости от того, какой тип памяти развит у актера лучше и какого рода представления у него богаче. В очищающей игре творческого воображения отсекаются излишние подробности, возникают единственно точные детали, определяется мера достоверности, сопутствующая самому смелому вымыслу, сопоставляются крайности и рождаются те неожиданности, без которых невозможно искусство.

    Модель  образа, сконструированная в воображении, динамична. В ходе работы она развивается, обрастает находками, дополняется  все новыми красками. Как уже говорилось, важная особенность работы актера состоит  в том, что плоды его фантазии реализуются в действии, приобретая конкретность в выразительных движениях. Актер все время воплощает найденное, и верно сыгранный отрывок, в свою очередь, дает толчок воображению. Образ, созданный воображением, воспринимается самим актером отстранено и живет как бы независимо от своего создателя. М.А. Чехов писал: «...вы не должны думать, что образы будут являться перед вами законченными и завершенными. Они потребуют немало времени на то, чтобы, меняясь и совершенствуясь, достичь нужной вам степени выразительности. Вы должны научиться терпеливо ждать... Но ждать, значит ли это пребывать в пассивном созерцании образов? Нет. Несмотря на способность образов жить своей самостоятельной жизнью, ваша активность является условием их развития».

    Для того чтобы понять героя, надо, считает М.А. Чехов, задавать ему вопросы, но такие, чтобы внутренним зрением увидеть, как образ проигрывает ответы. Таким способом можно понять все особенности играемой личности. Конечно, для этого необходимо иметь гибкое воображение и высокий уровень внимания.

    Соотношение двух описанных видов воображения  может быть разным у разных актеров. Там, где актер шире использует свои собственные мотивы и характерные  для него отношения, больший удельный вес в его творческом процессе занимает воображение предлагаемых обстоятельств и образ собственного «я» в новых условиях существования. Но в этом случае палитра личности актера должна быть особенно богата, а краски своеобразны и ярки, чтобы от роли к роли к ним не ослабевал интерес зрителя.

    У актеров, владеющих секретом внутренней характерности, склонных к конструированию новой личности, преобладает иной тип воображения - творческое моделирование образа.

    У Станиславского есть подтверждение  этой мысли в дополнениях к  главе "Характерность". Станиславский пишет о том, что существуют актеры, которые создают в своем воображении предлагаемые обстоятельства и доводят их до мельчайших подробностей. Они видят мысленно все то, что происходит в воображаемой жизни. Но есть и другой творческий тип актеров, которые видят не то, что вне их, не обстановку и предлагаемые обстоятельства, а тот образ, который они играют в соответствующей обстановке и предлагаемых обстоятельствах. Они видят его вне себя, копируя действия воображаемого персонажа.

    Это не значит, конечно, что актер приходит на первую репетицию с уже сложившимся в воображении образом. Мышление актера работает по методу проб и ошибок, особое значение имеют процессы интуиции. Найденное актером как будто случайно, интуитивно оценивается им как единственно верное и служит мощным импульсом дальнейшей работы воображения.

    Именно  в этот период актеру нужно как  можно более полное и живое  представление себя в предлагаемых обстоятельствах. Только тогда его  действия будут непосредственны  и органичны.

    Известно, что воображение себя в предлагаемых обстоятельствах роли есть обязательный начальный этап обучения в театральной школе. У ученика воспитывается умение естественно, органично и последовательно действовать «от себя» в любых вымышленных условиях. И соответственно тренируется воображение «обстоятельств действия». Это азбука актерского дела. Но подлинное мастерство перевоплощения приходит тогда, когда в соответствии с авторскими задачами, режиссерским решением и трактовкой самого актера рождается сценический характер - новая человеческая индивидуальность.

Информация о работе Творческое воображение и фантазия