Творческое мышление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:58, контрольная работа

Краткое описание

Психические процессы являются базовой основой человеческой психики. Три разновидности психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

Вложенные файлы: 1 файл

творческое мышление.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

3. Процесс или результат мыслительного  акта называют творческим только  в том случае, если он не  мог быть получен в результате  простого логического вывода  или действия по алгоритму. В случае подлинного творческого акта преодолевается логический разрыв  на пути от условий задачи к ее решению. Преодоление этого разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции.

4. Творческое мышление связывают  обычно не столько с решением уже поставленной кем–то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему.

5. Важным психологическим критерием  творческого мышления является  наличие ярко выраженного эмоционального  переживания, предшествующего моменту нахождения решения.

6. Творческий мыслительный акт  обычно требует устойчивой и  длительной или более кратковременной,  но очень сильной мотивации.

Г.Гельмгольц, А.Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знаний, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения или инсайта, когда решение часто совершено неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля или проверки, которая требует полной включенности сознания.

5. Методы изучения творческого мышления

Эмпирическое изучение творческого мышления в современной психологии проводится с использованием следующих методов.

Анализ процесса решения так  называемых малых творческих задач, или задач на смекалку, требующих, как правило, переформулирования задачи или выхода за пределы тех ограничений, которые субъект сам на себя накладывает.

Использование наводящих задач. В  этом случае изучается чувствительность человека к подсказке, содержащейся в наводящей задаче, которая решается легче, чем основная, но построена потому, же принципу и поэтому может помочь в решении основной.

Использование «многослойных» задач. Испытуемому дается целая серия  однотипных задач, имеющих достаточно простые решения. Не очень творческий человек будет просто решать такие  задачи, каждый раз, заново находя решения. Творческий человек проявит «интеллектуальную инициативу» и попытается открыть более общую закономерность, лежащую в основе  каждого отдельного решения.

Методы экспертных оценок для определения  творчески работающих людей в  той или иной области науки, искусства  или практической деятельности.

Анализ продуктов деятельности для определения степени новизны  и оригинальности.

Некоторые шкалы личностных опросников и  проективных тестов могут давать информацию о выраженности творческого  начала в мышлении человека.

Специальные тесты креативности, основанные на решении задач так называемого открытого типа, т. е. таких, которые не имеют какого–то одного правильного решения и допускают неограниченное число решений.

Задание 1. Укажите, какая из приведенных ситуаций подходит в качестве примера сенсорной, кратковременной или долговременной памяти. Обоснуйте свой выбор.

А. Женщина узнает человека, которого встретила накануне на вечеринке.

Ответ: Кратковременная память была переработана в долговременную, т.к  информация (образ человека) поступил через органы чувств (зрение, слух, впечатление и т.д.)

Б. Ребенок ощущает на своем лице дуновение ветерка.

Ответ: ребенок ощущает дуновение  ветерка благодаря сенсорной  памяти (чувствительной). Память сенсорная — (от лат. sensus — чувство, ощущение) — гипотетическая подсистема памяти, обеспечивающая удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

В. Пожилой человек вспоминает свое детство.

Ответ: Пожилой человек вспоминает свое детство благодаря долговременной памяти, которая способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 2. На уроке правописания учитель дал своим ученикам список слов: психиатрия, класс, ссора, лейтенант, псалом, шейка, психология, режиссер, рейсфедер, психотерапия.

Разделите слова на три группы для  лучшего запоминания их правописания учениками. Обоснуйте свое решение.

Ответ:

  1. Класс, ссора, режиссер – удвоенная С, исключение – псалом.
  2. Лейтенант, шейка, рейсфедер – ЕЙ в корне слова.
  3. Психиатрия, психология, психотерапия – однокоренные слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Мышление как феномен, обеспечивающий родовую особенность человека, в  структуре психики человека относится к психическим познавательным процессам, которые обеспечивают первичное отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности.

Специфичность мышления заключаются  в том, что: мышление дает возможность познать глубинную сущность объективного мира, законы его существования; лишь в мышлении возможно познание становящегося, изменяющегося, развивающегося мира; мышление позволяет предвидеть будущее, оперировать с потенциально возможным, планировать практическую деятельность.

Проблема творческого мышления имеет долгую и спорную историю, и породила много дискуссий. Она привлекала внимание мыслителей всех эпох развития мировой культуры. История ее изучения насчитывает более двух тысяч лет. О глубоком интересе к этому предмету можно судить по уходящему в глубь веков стремлению создать "теорию творчества", вернее, по многократным попыткам ее построения. Попытки эти не были строго научным воспроизведением законов объективной действительности, не представляли собой логически завершенной системы знаний. В большинстве случаев они охватывали, описывали действительность на уровне поверхности явлений. Вечность этой проблемы заключается в самом динамизме становления реальных человеческих способностей, в их бесконечно многообразных формированиях, проявлениях и применении. Отсюда творчество должно рассматриваться как составная часть комплексных социально-экономических и духовных проблем общественного развития.

Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать  творческое мышление - способность, которой, пусть в разной степени, обладает каждый человек.

 

 

Список литературы

  1. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. – М., Изд-во «Наука», 2000. - 240с.
  2. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов/ А.Г. Маклаков. – М.: СПБ «Питер», 2006.- 583с.
  3. Милорадова Н.Г. Психология и педагогика: учебник для вузов/ Н.Г. Милорадова. – М.: Гардарики, 2007. – 334с.
  4. Пономарев Я. А. Психология творческого мышления: М., Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 352с.
  5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности. – М.: Издательский центр «Академия», 2001- 480с.

 


Информация о работе Творческое мышление