Темперамент и воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 20:40, контрольная работа

Краткое описание

В данной работе рассматриваются виды темперамента и их взаимосвязь с воспитанием.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ. 3
2. ТЕМПЕРАМЕНТ. 3
2.1 ПОНЯТИЕ ТЕМПЕРАМЕНТА. 3
2.2 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПЕРАМЕНТА. 4
3. ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 6
4. УЧЕТ ТЕМПЕРАМЕНТОВ ДЕТЕЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ 10
5. ЛИТЕРАТУРА. 15

Вложенные файлы: 1 файл

Психология.doc

— 82.50 Кб (Скачать файл)

В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить темперамент, например, переделать холерический или меланхолический темперамент в сангвинический или флегматический. Во-первых, это практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования типологических свойств нервной системы протекает очень медленно, да и пути его еще недостаточно изучены, а во-вторых, в этом нет смысла. Ведь, как уже говорилось, нет «хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например, там, где нужна большая выносливость, большая работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой деятельностью лучше справится слабый тип.

Задача заключается  в том, чтобы находить наилучшие  пути, формы и методы воспитания положительных черт личности применительно к особенностям типа нервной системы (темперамента) воспитанника. Обучение и воспитание должны не менять темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны, имея целью создавать на основе данного темперамента ценные черты личности. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства темперамента, которые мешают ребенку в учебной работе и поведении.

Это имеет  прямое  отношение  и   к  самому  учителю,   к управлению им   собственным   темпераментом.   Учителем   может быть представитель любого темперамента, любого типа нервной деятельности, если   он   сумеет   использовать   положительные  стороны своего темперамента   и   преодолеть   отрицательные.   Например, учитель  холерического темперамента  должен  использовать такие свои положительные качества, как страстность, активность, энергичность,   и   сдерживать   такие   отрицательные выявления, как вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность.   Представитель     меланхолическою     типа   должен использовать   такие   свои   положительные   черты,   как   мягкость, отзывчивость,  тактичность,   и   преодолевать  такие,   как  нетребовательность,   податливость,   внушаемость,   вялость,   нерешительность.

Какова же должна быть стратегия воспитателя в отношении школьников различного темперамента?

У школьников-холериков   надо   стараться   путем   тренировки развивать  отстающий   тормозной   процесс,   вырабатывать  умение тормозить себя, свои нежелательные реакции. От этих учащихся надо   постоянно,   мягко,   но   настойчиво    требовать     спокойных, обдуманных  ответов,  спокойных,  нерезких движений, систематически воспитывать у ребят сдержанность в поведении и отношениях  с  товарищами   и  взрослыми.   В   трудовой   деятельности   у таких   учащихся   необходимо   воспитывать     последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать хорошего  выполнения  всех   заданий,   помня  о  том,   что   холерик  не любит  однообразной   и  кропотливой   работы.   Страстность  же   в работе, энергию и активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку холерик нередко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и повышенным тоном не  рекомендуется,  это  только  усилит его  возбуждение.  На  холерика   лучше   действует   подчеркнуто   спокойный,   тихий   голос.

 Что касается учащихся-меланхоликов, то, воздействуя  на таких  учащихся проводя с  ними   воспитательную   работу,   всегда  следует помнить,  что   в основе   меланхолического  темперамента лежит слабый тип нервной деятельности и сильных воздействий люди с такой нервной системой не переносят. Мягкость, тактичность, чуткость  и  доброжелательность  в  отношениях с  детьми-меланхоликами   особенно   необходимы:   чрезмерная   строгость   и резкое повышение требований к таким школьникам еще больше затормаживают их, снижают работоспособность.

Учащихся-меланхоликов надо постепенно отучать от излишней робости  и застенчивости, давать им возможность больше действовать и проявлять активность. Но следует соблюдать постепенность в тренировке работоспособности, помня о том, что эти ребята быстро утомляются. На уроке учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку; большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

У  детей   меланхолического   темперамента   необходимо   развивать   общительность,   через   общественную   деятельность   постепенно вводить их в коллектив, в совместной коллективной работе воспитывать    коллективистские    чувства,     чувства    дружбы и товарищества.

Люди  меланхолического   темперамента,    как   указывалось,   с трудом привыкают к новой обстановке, к новым условиям, к новой деятельности, избегают всего нового.  Эти свойства слабого типа  нервной   системы  учителю  следует  особенно   помнить   при работе с учащимися I класса.

Вот, например, первоклассник  Алеша Д. с первых дней занятий  в школе обращал на себя внимание ярко выраженным меланхолическим темпераментом. Уже на первом уроке он громко плакал: «Мне себя и маму жалко». Несколько раз пытался бежать из школы и в последующие дни с трудом привыкал к новой обстановке, избегал товарищей, держался замкнуто, ни с кем не разговаривал. Мальчик с большим трудом выдерживал учебную работу в течение урока, быстро утомлялся. Учительница настойчиво развивала у Алеши активность, постепенно приучала его преодолевать трудности, внушала веру в свои силы. Вскоре мальчик научился выполнять учебную работу совершенно самостоятельно. Постепенно у него появились и друзья в классе.

Внимание учителя должны привлекать и ученики флегматического темперамента, которым обычно, к сожалению, не уделяется достаточного внимания — они спокойны, никому не мешают, усидчивы, и поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но у флегматика следует развивать недостающие ему качества — большую подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие, которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное отношение к тому, что делают они сами и их товарищи.

И наконец, у учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивые интересы, более серьезное отношение к любому делу, неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они начнут проявляться.

Разумеется, большую роль в овладении своим темпераментом играет самовоспитание — сознательная установка школьника на искоренение у себя отрицательных проявлений темперамента и закрепление положительных свойств.

 

 

 

 

 

5. Литература.

  • В.А. Крутецкий “Психология”   Москва “Просвещение” 1988.
  • Е. И. Рогов, «Общая психология. Курс лекций» Москва «Владос» 2002.
  • Л.А. Венгер, В.С. Мухина “Психология”   Москва “Просвещение” 1988.

 

 

 

 

 

 

--


Информация о работе Темперамент и воспитание