Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 09:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы- изучить темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Объект исследования- свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности .
Предмет исследования- роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
Задачи исследования- исследование ставит перед собой следующие задачи:
Дать понятия темпераменту и индивидуальному стилю деятельности.
Рассмотреть роль свойств или типов темперамента в адаптации и взаимоотношении человека с миром, т.е. его деятельностью.
свойства темперамента и их значение для осуществления деятельности
Проанализировать результаты исследования.

Содержание

Введение........................................................................................................... 3
Глава 1. Характеристика темперамента.
Определения понятия «темперамент»………………………………………….5
Основные теории темперамента…………………………………………………..7
Характеристика основных типов темперамента………………………….14
Глава 2. Индивидуальный стиль деятельности.
2.1. Структура индивидуального стиля деятельности…………………………17
2.2. Социально-психологические предпосылки индивидуального стиля деятельности………………………………………………………………………………………….20
Глава 3. Изучение темперамента.
3.1. Организация и методы исследования темперамента…………………..22
3.2. Анализ результатов исследования………………………………………….…….25
Заключение……………………………………………………………………………………………………..31
Список использованной литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ(5).docx

— 233.77 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Анализ результатов  исследования.

По результатам  темпинг-теста определяем тип нервной  системы. Сила нервной системы диагностируется на основании анализа графика работоспособности по форме кривой. График работоспособности по типу «выпуклый»: темп работоспособности испытуемого нарастает в первые 10-15 секунд работы, а в последующем к 20-30 секундам он может снизиться ниже исходного уровня. Тип нервной системы испытуемой – сильный. (график рассматривается в качестве примера в предыдущей главе).

 

 

Результат для  правой руки:

 

Результат для  левой руки

 

Для второго  испытуемого.

Результат для  правой руки:

 

Результат для  левой руки:

 

 

 

 

 

 

 

Для третьего испытуемого:

Результат для  правой руки:

Результат для  левой руки

Вывод: результаты теста говорят о сильном типе нервной системы у всех испытуемых.

Опросник  Айзенка выявляет особенности темперамента исследуемой личности. Автор предложил, что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсия-интроверсия и нейротизм.

VALIGN=TOP> значительная  умеренная 1-7 8-11 12-18 19-24 1 (7)  
2 (14)  
3 (20 )  

 

 

Оценочная таблица  для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11-14

15-18

19-24

1 (10)

     
   

2(16)

 
   

3(17)

 

 

Эмоционально  устойчивые люди относятся к типу людей с сильной нервной системой, неустойчивые – к слабой.

Полученные  результаты определяют положение на координатной оси. Согласно результату определяется темперамент испытуемого.

Испытуемый 1 – флегматик. 2 и 3 – холерик.

Вслед за подсчетом  результатов тестирования по Айзенку  проводим анализ результатов по методу Я. Стреляу. Для этого воспользуемся ключом:

Код к опроснику. Если ответ соответствует коду — 2 балла. Если ответ не соответствует коду — 0 баллов. За ответ «не знаю» — один балл.

Сила по возбуждению.

Ответ «да»: вопросы — 3, 4, 7, 13, 15, 17, 19, 21, 23, 24, 32, 39, 45, 56, 58, 60, 61, 66, 72, 73, 78, 81, 82, 83, 94,97,98,102,105,106,113,114,117, 121, 122,124,130,132, 133, 134.

Ответ «нет»: вопросы — 47, 51, 107, 123.

Сила по торможению.

Ответ «да»: вопросы — 2, 5, 8, 10, 12, 16, 27, 30, 35, 37, 38, 42, 48, 50, 52, 53, 59, 62, 65, 67, 69, 70, 75, 77, 84, 87, 89, 90, 96, 99, 103, 108, 109, 110, 112, 118, 120, 125, 126, 129.

Ответ «нет»: вопросы — 18, 34, 36, 128.

Подвижность.

Ответ «да»: вопросы — 1, 6, 9, 11, 14, 20, 22, 26, 28, 29, 31, 33, 40, 41, 43, 44, 46, 49, 54, 55, 64, 68, 71, 74, 76, 79, 80, 85, 86, 88, 91, 92, 93, 95, 100, 101, 104, 111, 115, 119, 127, 131.

Ответ «нет»: вопросы — 25, 57, 63, 116.

42 балла по  определенному свойству нервной  системы обозначают довольно большой уровень концентрации данного свойства.

 

 

 

 

 

Уравновешенность  по силе (К) — это отношение количества баллов по силе возбуждения к количеству баллов по силе торможения.

Чем больше К → к единице, тем более  высокая уравновешенность данного  индивида.

Если К > 1 — неуравновешенность в сторону  возбуждения.

Если К < 1 — неуравновешенность в сторону  торможения.

 

Результаты  тестирования представим в форме  таблицы:

 

Исп. 1

Исп. 2

Исп. 3

Возбуждение

30

42

47

Торможение

42

29

27

Подвижность

17

30

40

К

30/42=0,71

1,44

7,74


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя темперамент не может  определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру.

О природе темперамента высказывались  различные точки зрения начиная  с Гиппократа и Галена; Э.Кречмер  связывал природу темперамента с  химическим составом крови, его теорию поддержали У. Мак-Дауголл и японский психолог Т. Фурукова; И.П. Павлов экспериментально подтвердил теорию о физиологической основе темперамента; У.Шелдон связал тип темперамента со строением тела; типология Э.Фрома носит сугубо социальный характер. Но наиболее распространены взгляды, выделяющие четыре основных типа темперамента.

В основу работы положена попытка  доказать наличие в характере  черт, присущих сразу нескольким типам темпераментов при ярко выраженном одном типе. С этой целью проводились исследования. Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Нормально развитый человек меняет свое поведение в зависимости от ситуации. Это вовсе не означает, что к каждому из нас относятся несколько разных темпераментов. Просто в той или иной ситуации мы демонстрируем разное поведение, черты разных темпераментов. Это нормально, хотя свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека. Различные свойства темперамента закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую тип темперамента.

Результаты проведенных  в работе исследований убедительно  доказывают, что каждому из нас  в большей степени характерны черты, присущие «нашему» темпераменту, но вместе с тем в нас постоянно находят выражение «средней силы и интенсивности» черты других темпераментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Петровский А.В  Общая психология.. -М., 1976

2.Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.,1982, Изд-во МГУ

 

3.Кречмер Эрнст, Строение тела  и характер, - М., 1993 г

4.Айзенк Г.Ю. Структура личности. / Пер. с англ.. - М., СПб. 

5.Столяренко Л.Д., Основы психологии. Учебное пособие.- Ростов н /Д:Феникс,2004

6.Петровский А. В «Общий психологический  словарь», Под общей ред. Петровского А. В, редактор-составитель Карпенко Л. А.© ПЕР СЭ 2005

7.Климов Е.А. // Психология индивидуальных  различий. Тексты // Под ред. Ю.Б.  Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во  МГУ, 1982.

 

8.Мерлин В.С. // Очерк интегрального  исследования индивидуальности. –  М.: Педагогика. – 1986.

9. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970.

10. Небылицын  В.Д. основные свойства нервной  системы человека

1 Общая психология Петровский А.В.. -М., 1976

2 Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.,1982, Изд-во МГУ

3 Очерк теории темперамента. Мерлин В. С.  М., 1964,Просвещение

4 Кречмер Эрнст, Строение тела и характер, - М., 1993 г

5  Айзенк Г.Ю. Структура личности. / Пер. с англ.. - М., СПб: КСП+, 

6 Столяренко Л.Д., Основы психологии. Учебное пособие.- Ростов н /Д:Феникс,2004

7 Петровский А. В «Общий психологический словарь», Под общей ред. Петровского А. В, редактор-составитель Карпенко Л. А.© ПЕР СЭ 2005

8 Климов Е.А. // Психология индивидуальных различий. Тексты // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1982.

9 Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика. – 1986.

10 Мерлин В.С. // Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика. - 1986.

 


Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности