Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 14:00, реферат
Формирование информационного общества - комплексная проблема, включающая как политико-экономические, социально-культурные, правовые так и технологические аспекты. В последнее время активно развиваются технологии, направленные на психологическое воздействие, психическую обработку, “промывку мозгов”. И в таких технологиях используют самые современные достижения науки и техники, в частности телекоммуникационные и компьютерные технологии. Причиной развития подобных технологий являются самые разнообразные потребности бизнесменов, политиков, педагогов, ученых. Данные технологии задействованы в таких общественно значимых феноменах и процессах как реклама товаров, политическая реклама, выборы, различные геополитические процессы, войны, прочие конфликты и т.д.
Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения.
Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.
В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе [11].
Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто понимается пока предельно усеченная модель.
Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних условиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач.
Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:
- обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к различным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.);
- автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).
Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве.
Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую “временную линию”, позволяющие вести анализ развития русского искусства во времени и пространстве.
В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”. Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).
За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и художественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.
В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране.
По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное телевидение.
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.
Глобальный характер
информационного развития, формирование
транснациональной информационно-
Очевидно, что в Интернете пользователь не только получает возможность доступа к различным информационным серверам этой сети, но и создает канал для доступа к своему компьютеру. В сети Интернет отсутствует какой-либо управляющий или контролирующий орган, путь любого сообщения формируется случайным образом. Ответственности за помещаемую в Интернет информацию фактически не несет ни автор, часто анонимный, ни провайдер. Равно как никто не несет ответственности и за попытки несанкционированного доступа к сетевым информационным ресурсам. Все вопросы защиты собственной информации относятся к компетенции пользователя. Несмотря на многие объективные сложности, необходима активная работа по созданию международных правовых положений, в определенной степени устанавливающих ответственность за несанкционированный доступ к ресурсам Интернета.
Напомним Резолюцию 428 Консультативной Ассамблеи Совета Европы (раздел С), в которой сформулированы два правила:
1. в случае противоречия
между правом на свободу
2. частная жизнь общественных деятелей должна защищаться, как и частная жизнь других граждан, за исключением случаев, когда она может оказать воздействие на общественно-значимые события.
Эти правила постоянно испытывают деформации со стороны электронных таблоидов в Интернете, а существующие национальные законодательства по защите данных персонального характера далеки от совершенства. Во многих странах, в том числе и в России, такое законодательство только разрабатывается.
При защите интеллектуальной собственности на формируемые базы данных, помещаемые в открытые сети, особое значение имеет согласование национальных законодательств, регулирующих защиту интеллектуальных продуктов, авторских и смежных прав. Ведь сегодня возможна ситуация, когда информация собирается в одной стране, а используется в другой - с иной системой информационного законодательства. Особое внимание следует обратить на обеспечение личных неимущественных и имущественных прав на документированную информацию как на произведение при работе в трансграничных информационных сетях. Ломка географических и геополитических границ лишь усугубляет эту проблему.
Проблема защиты информационных ресурсов отнюдь не нова - издавна государство, коммерческие и общественные организации и частные лица собирали, хранили и защищали от хищения или разрушения информацию, а другие государства, организации и частные лица старались похитить или разрушить эту информацию. Расширение объемов информации, хранимой на магнитных и оптических носителях, быстрый рост компьютерных сетей и числа пользователей, работающих в них, облегчение возможностей их доступа к циркулирующей по сетям информации существенно повышает вероятность хищения или разрушения этой информации.
В настоящее время значимость проблемы защиты информационных ресурсов, в том числе личных, определяется сплавом следующих факторов:
-развитием мировых
и национальных открытых
-переводом все
большей части информационного
ресурса с бумажных на
-повышением "цены"
создаваемой и накопленной
-разработкой и
постоянным совершенствованием
информационных технологий, которые
могут эффективно
Подводя некоторый итог, можно придти к выводу, согласно которому степень доверия населения к информации, размещенной в Интернете или распространяемой традиционными СМИ, одинакова. По-видимому, Интернет обязан таким доверием именно СМИ, с которыми его столь часто отождествляют. Действительно, в глазах многих Интернет мало чем отличается от электронных средств массовой информации - тем более, что последние охотно предоставляют желающим доступ к информации посредством Интернета. В силу подобного смешения правовое регулирование Интернета должно быть, с одной стороны, аналогичным правовому регулированию традиционных СМИ, а с другой стороны, включать дополнительные тщательно продуманные положения, которые бы регулировали те аспекты применения Интернета, которые отличают его от СМИ. Мировое сообщество еще должно выработать механизмы проведения в жизнь наиболее назревших норм, призванных регулировать связанную с применением Интернета деятельность организаций и частных лиц.
Мощь сетевых технологий многократно умножается благодаря новым технологиям мультимедиа и виртуальной реальности. Виртуальные реальности (ВР) были вызваны к жизни не только практическими потребностями: в сфере обучения, коммуникации, но и новыми возможностями, которые открываются в сфере досуга и культуры. Виртуальные реальности обещают новые миры и переживания; снова становятся актуальными идеи "путешествий", но уже не географических, а в иных реальностях - виртуальных. Однако виртуальное путешествие небезопасно для личности. По сути, виртуальные реальности вовлекают человека в новые формы существования, в определенной мере могут формировать личность. Могут они породить и новые формы социального контроля. Нельзя отрицать, что виртуальные имитационные реальности можно использовать в целях манипулирования сознанием, погружать человека в состояния, приводящие к фрустрации, предъявлять несуществующие миры и т.п. Кроме того, сами пользователи ВР-систем могут использовать их для экспериментирования над своей психикой. Может показаться, что сегодня подобные задачи решаются без всяких виртуальных реальностей, например, с помощью средств массовой информации или психотренинга. Однако с практической точки зрения технологии ВР позволяют сделать воздействие индивидуальным, ориентированным на сознание конкретной личности.
Эти технологии открывают новые возможности для системы властных отношений. Во-первых, они позволяют заменить прямой социальный контроль и воздействие опосредованными. Вместо прямых требований и ограничений виртуальные реальности приглашают нас в завлекательные миры и путешествия, вместо грубого или более или менее мягкого подавления происходит свободное вовлечение. Во-вторых, властные отношения здесь облекаются в сверхсовременную форму: техническую, психотехническую, отчасти мистическую - ведь позволяя создавать несуществующие в физическом смысле явления, виртуальные технологии вводят человека в мир тайны и мечты.
Негативные социально-психологические последствия развития технологий ВР и современных символических визуальных систем заключаются в следующем. Во-первых, в этих системах, как в полноценных реальностях, человек может потерять ориентиры в мире, различия между реальным и иллюзорным. Многие отмечают, что, попробовав виртуальной "пищи", люди быстро к ней привыкают и далее предпочитают ее обычной "еде". Пугающей выглядит высокая степень иллюзорности, достигаемая в виртуальных реальностях, а массовое увлечение новыми технологиями лишь усугубляет эту опасность. Сможет ли человеческая психика безболезненно приспособиться к пребыванию в киберпространстве, будет ли оно безвредным, не отступит ли реальный мир под натиском иллюзорного - это все не пустые вопросы. Не исключено, что общество просто захлестнет информация, распознавание истинности которой будет затруднено.
Далее, в настоящее время резко возросли возможности влияния на сознание человека и манипулирования им. Реклама, прямое внушение, визуальное искусство, визуальный фон среды, эффективно формируемый с помощью технологий ВР, - вот только отдельные примеры подобного воздействия. Визуальные системы вовлекают современного человека в миры и реальности, не только помогающие ему жить (полезная информация, помощь в снятии напряжений и стрессов, возможность реализовать свои желания и т.п.), но и разрушающие его психику. Именно в рамках визуальных систем человек получает легкий доступ к деструктивным для психики событиям и сюжетам. Современный человек все больше погружается в эти реальности, не отдавая себе отчета, куда это его может завести.
Таким образом, можно выделить следующие направления международного сотрудничества по проблемам личной безопасности в информационной сфере:
1. Необходимо договориться
об общем взгляде на проблемы
воздействия информации на
2. Необходимо начать
подготовку международных
3. Надо начинать
переговоры о международно-
4. Необходимо на
международном уровне