Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 14:06, реферат
Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проблеме своего пациента, определить источник его неблагополучия, который может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, семейные и служебные конфликты и т.д.
Введение………………………………………………………………... 3
§ 1. Теоретические основы консультирования……………………... 4-6
§ 2. Организация и формы психологического консультирования… 7-10
§ 3. Этапы процесса психологического консультирования………… 11- 15
§ 4. Методы работы психолога в процессе консультирования……... 16-17
Заключение…………………………………………………………….. 18
§ 3. Этапы процесса психологического консультирования.
Подготовительный этап консультирования
На данном этапе устанавливается график и очередность консультирования. Консультант по возможности осуществляет сбор информации о будущих клиентах, проводит предварительные беседы с официальными лицами (воспитателями, преподавателями) и людьми из ближайшего окружения клиента. При необходимости психолог подбирает и готовит методики для дополнительного психодиагностического тестирования клиента. В результате анализа полученной информации консультант составляет предварительный план работы, намечает наиболее эффективные методы психологического воздействия и стиль общения с клиентом.
Основной этап
Основной
этап консультирования - это беседа
психолога с клиентом. Она представляет
собой естественный
Первая фаза - психологическая настройка консультанта.
Она начинается
задолго до приглашения
намеченный на
Вторая фаза - взаимные приветствия будущих собеседников и их представление друг другу.
Первое, что должен сделать консультант после приветствия - предложить человеку сесть и чувствовать себя как дома. Необходимо дать клиенту возможность освоиться и осмотреться в помещении в течение одной - трех минут. Именно на этой стадии работы снимается чувство смущения, напряжения и устанавливается психологический контакт, взаимопонимание между участниками беседы. Этому способствуют мягкая шутка, к месту рассказанный анекдот или история из жизни. 5
Третья фаза - заключение «договора-контракта» между психологом и клиентом.
Психолог
уясняет первичный запрос и
требования клиента к
Четвертая
фаза - так называемая фаза «исповеди»
Психолог задает клиенту прямой вопрос примерно следующего содержания: «Расскажите подробно, что Вас ко мне привело?» Этот вопрос дает начало стадии «исповеди», во время которой человек имеет возможность «выговориться», откровенно и эмоционально рассказать о волнующих его проблемах. Опытные консультанты отводят этой стадии не менее двух третей времени основного этапа консультации, но не более часа. На стадии исповеди консультант большую часть времени молчит, но активно слушая, поддерживает клиента, выражает ему свой интерес и сочувствие средствами невербальной коммуникации (мимикой, жестами, позами, междометиями и др.). При необходимости возможны короткие уточняющие и наводящие вопросы в русле основной линии повествования клиента. Параллельно на этой стадии происходит интенсивный анализ получаемой информации, формулируется гипотеза о причинах психологических проблем клиента и намечаются дополнительные вопросы, которые будут заданы ему на следующей фазе. 6
Пятая фаза
- фаза активного расспроса
клиента и получения
Психолог
задает ряд целенаправленных
вопросов для уточнения
В результате
пятой фазы консультант
Шестая
фаза консультирования
Содержание
этой стадии - совместная интерпретация
психологических проблем
Таким образом,
шестую фазу можно считать
успешно завершенной, если
Седьмая фаза вытекает из предыдущей и направлена на оптимизацию личностных механизмов саморегуляции и формирование новой модели поведения клиента.
В литературе эта стадия описана как фаза «расширения целей». Это означает появление у человека новых аспектов понимания себя и мира, формирование перспективных целей и гибких механизмов поведения. В этот период работы полезна детальная проработка наиболее сложных для клиента новых моделей поведения. При необходимости возможно использование отдельных форм психологического тренинга для закрепления вновь обретенных навыков. Возможно привлечение личного жизненного опыта консультанта, примеров из его практики, литературных и философских ассоциаций.
Завершает общение с клиентом восьмая фаза, суть которой состоит в оценке эффективности консультации методом совместного обсуждения.
Клиенту
предлагается высказать свое
мнение о проведенной работе.
Психолог дает окончательную
оценку успешности
После того,
как закрылась дверь за
Заключительный этап психологического консультирования
Заключительный
этап консультирования
§ 4. Методы работы психолога в процессе консультирования
Метод психодиагностического тестирования
Этот метод позволяет получить объективную качественную и количественную информацию о психических процессах, состояниях и свойствах человека. Метод применяется при недостатке информации об индивидуальных особенностях и психологических проблемах консультируемого клиента. Проективные тесты способствуют выявлению скрытых мотивов и установок.7
Метод динамического наблюдения
Наблюдение
проводится в течение всего
процесса консультирования и
позволяет получать
Метод эмоционального заражения
Метод предполагает
прямую целенаправленную переда
Метод внушения
Этот метод
состоит в
Метод убеждения
Суть метода
убеждения состоит в
Заключение
После установления
диагноза социальный работник
продолжает дальнейшее
Цели лечения определяют методы работы. Структуры отношений социального работника и клиента могут включать эмоциональные разгрузки, поддержку, руководство, одобрение и т.д. Частота встреч, темп работы, шаги в завершении контакта зависят от индивидуальных особенностей ситуации.
Продолжительность взаимодействия зависит не только от индивидуальных факторов, но и от агентства, особенностей его финансирования и идеологии деятельности.
Список литературы
1. Алешина
Ю.Е. Индивидуальное и
2. Абрамова Г.С. Практикум по психологическому консультированию. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005..
3. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000
4. Бубнова С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал, 2000, Т.
5. Бурменская
Г.В., Карабанова О.А., Лидере А.Г.
Возрастно-психологическое
6. Цербин В.П., Лепеженкова Л.Н. Опыт психологической консультации в Ленинграде // Психологический журнал. 2004.
В.Н.Дружинина. СПб.: Питер, 2001