Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2014 в 09:55, контрольная работа
Личность состоит из трех основных систем: Оно, Я и Сверх-Я. Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение. Поведение почти всегда выступает как продукт взаимодействия этих трех систем; чрезвычайно редко одна из них действует без двух других.
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ 2
КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ ФРЕЙДА 2
Структура личности 2
Стадии развития личности 2
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЮНГА 3
Структура личности 3
Стадии развития личности 5
МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХИАТРИИ САЛЛИВАНА 6
Стадии развития личности 8
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЛЕОНЬТЬЕВА 9
Личность как особая реальность 9
Определение личности 9
Развитие личности. 9
Структура личности 11
ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БОЖОВИЧ 11
ПЕРСОНОЛОГИЯ МЮРРЕЯ 12
Структура личности 12
Определение личности 13
Стадии развития личности 13
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ АДЛЕРА 14
Основные принципы 14
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ФРОММА 14
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ХОРНИ 15
ЭГО-ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ ЭРИКСОНА 15
ТЕОРИЯ ОПЕРАТИВНОГО НАУЧЕНИЯ СКИННЕРА 16
СОЦИАЛЬНО-КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БАНДУРЫ 17
КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ КЕЛЛИ 18
ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ РОДЖЕРСА 18
Применение теорий личности. 20
Поскольку динамизм представляется собой стабильный и регулярно проявляющийся паттерн поведения, он примерно то же, что и привычка.
Существуют базовые динамизмы, которые одинаковы для всех людей, но способы их выражения разные и зависят от ситуации, жизненного опыта индивида и тд. Динамизм обычно задействует определенную область тела: рот, руки, гениталии, посредством которых индивид взаимодействует со средой.
Большинство динамизмов служит для удовлетворения базовых потребностей организма. Однако, существует важный динамизм, возникающий как следствие тревоги – динамизм Я, или «Я- система».
«Я- система»
Тревога – это продукт межличностных отношений. Первоначально она передается от матери к ребенку и связана с угрозой безопасности. Чтобы избежать тревоги, актуальной или потенциальной, люди используют различные способы защиты и контроля за своим поведением. «Я- система» санкционирует одни формы поведения (Я-хороший) и запрещает другие (Я- плохой).
В целом, «Я- система» является системой безопасности и имеет тенденцию к изоляции от остальной личности, как следствие - из опыта не извлекается пользы. Поскольку «Я» защищает человека от тревоги, оно поддерживается на высоком уровне самоуважения и активно защищается от критики. По мере созревания и становления независимости «Я- системы» формируются препятствия объективной оценки и сглаживаются противоречия между тем, что человек представляет собой на самом деле и тем, что о нем говорит «Я– система».
Чем больше у человека переживаний, связанных с тревогой, тем более «раздутой» становится «Я- система», увеличение размеров позволяет охватить тревогой всю оставшуюся личность. Хотя «Я-система» и уменьшает тревогу, в целом она препятствует конструктивным отношениям с окружающими. В рациональном обществе нет предпосылок для тревоги ребенка, и чтобы с ней справится, он не вынужден овладевать неестественными и нереалистичными методами «Я- системы». «Я- система» - главный камень преткновения на пути благоприятных изменений личности.
Персонификации
Персонификация – это образ самого себя либо другого человека, формирующийся на базе опыта. Он представляет комплекс представлений, чувств, отношений, возникающих в процессе удовлетворения потребностей или ощущений тревоги. Например, персонификация доброй матери возникает, когда она нянчит и заботится. В противовес этому, персонификация плохой матери возникает, когда мать вызывает тревогу. В точности такие образы редко соответствуют представляющим их людям, первоначально они возникают в изолированной от межличностных отношений ситуации, а позднее, уже сформированные, обычно закрепляются как стереотипы и влияют на отношения к другим людям. В свете социально-психологической теории персонификация «Я- хороший» возникает из вознаграждающих межличностных отношений. Персонификации, испытываемые большим числом людей, в теории называются стереотипами.
Когнитивные процессы.
Уникальный вклад Салливана в разрешение проблемы роли познания в функционировании личности – выделение трех типов переживаний. Переживания, говорит он, могут быть прототаксическими, паратаксическими либо синтаксическими. Прототаксический опыт "может рассматриваться как дискретный ряд кратковременных состояний сензитивного организма". Этот тип опыта соответствует тому, что Джеймс назвал потоком сознания, "сырых" ощущений, образов, чувств, протекающих через разум чувствующего существа. Между ними нет никакой необходимой связи и они не имеют смысла для субъекта опыта. Прототаксический способ переживаний наиболее явно обнаруживается в первые месяцы жизни и является необходимой предпосылкой двух других.
Паратаксический способ мышления представляет усмотрение причинных отношений между событиями, которые возникают примерно одновременно, но логически между собой не связаны. Выдающийся чешский писатель Франц Кафка в одной из новелл описывает интересный случай паратаксического мышления. Однажды пес, живший в сточной канаве у высокого забора, мочился и в это время через забор перелетела кость. "Кость появилась потому, что я мочусь", – подумала собака. Впоследствии, когда хотелось есть, пес поднимал ногу. Салливан полагал, что наше мышление во многом не выше паратаксического: мы видим причинные связи между переживаниями, не имеющими друг к другу никакого отношения. Примеры паратаксического мышления – суеверия.
Третий и высший способ мышления – синтаксический, предполагающий признанные формы символической деятельности, особенно вербальной. Признанный символ – тот, в отношении которого в плане стандартного его смысла существует согласие группы людей. Слова и числа – лучшие примеры символов такого рода. Синтаксический способ устанавливает логический порядок между переживаниями и дает людям возможность общаться друг с другом.
В дополнение к этим представлениям о способах переживаний, Салливан обращает внимание на то значение, которое для когнитивного функционирования имеет предвидение. "Человек живет прошлым, настоящим и ближайшим будущим, и понятно, что все это существенно для объяснения его мыслей и действий". Предвидение зависит от воспоминаний и интерпретации настоящего.
Хотя динамизмы, персонификации и когнитивные процессы не исчерпывают состава личности, они представляют главную спецификацию системы, предложенной Салливаном.
Салливан выделяет шесть стадий развития личности, предшествующих зрелости. Эти шесть стадий соотносятся с культурой западноевропейского типа и в обществах иного типа могут быть иными. Это: 1) младенчество; 2) детство; 3) ювенильная эра; 4) пред-юность; 5) ранняя юность; 6) поздняя юность.
Период младенчества продолжается от рождения до появления артикулированной речи. Этот период, когда основной зоной взаимодействия между ребенком и средой является оральная.
Переход от младенчества к детству возможен благодаря овладению языком и синтаксической организации переживаний. Детство продолжается от появления артикулированной речи до возникновения потребности в товарищах по играм.
Ювенильная стадия охватывает большую часть школьной жизни. Это период социализации, обретения опыта социальной субординации в отношении авторитетов за пределами семьи, обретения соревновательных и кооперативных свойств, понимания значения остракизма, отвержения, группового чувства.
Относительно краткий период пред-юности отмечен потребностью в близких отношениях с "равным" своего пола, дружеским чувствам которого можно доверять и во взаимодействии с которым можно встречать трудности и решать жизненные проблемы.
Основная проблема
периода ранней юности – развитие
стереотипа гетеросексуальной активности.
Пубертатные физиологические
Иными словами,
период поздней юности представляет
достаточно продолжительную инициацию,
перехода к привилегиям, обязанностям,
удовольствиям и ответственност
Когда индивид всходит по этим ступеням и достигает финальной стадии – взрослости – он трансформируется, в основном благодаря межличностным отношениям, из животного организма в человека. Человек – не животное, приодетое в цивилизованность и гуманизм, а животное, изменившееся столь решительно, что больше им не является.
«В обычном, житейском понимании, — пишет А.Н.Леонтьев в «Методологических тетрадях», — это то, что управляет отдельными процессами деятельности, поведения. Это — «хозяин» процессов». Леонтьев подчеркивает, что речь идет об обыденном понимании. На самом деле это не так: личность — не особое качество или взаимосвязь психических процессов, она имеет иную природу: «проблема личности есть проблема единства, взаимосвязи отдельных деятельностей»
Леонтьев определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов. «Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии». Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни! Личность есть результат «кристаллизации» биографии. Это первый тезис А.Н.Леонтьева.
Второй тезис: личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.
Третий тезис – личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность — небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.
Личность впервые возникает, когда человек вступает в историю, и он становится личностью лишь как субъект общественных отношений.
Индивид – это связь естественных органов и их функций, которая возникает на основе дифференциации и одновременно интеграции живых схем. Это связь естественных потребностей, определяющая естественную иерархию деятельности. Личность, напротив, есть связь и иерархия деятельностей, определяемых не биологически, но исторически. Она определяется процессом дифференциации деятельности и их переподчинения, новой иерархизацией, возникают новые, вторичные, высшие связи.
Высшие человеческие функции возникают при жизни, становятся индивидуальными, переходят из межличностного пространства в интраличностное пространство. Личность формируется в процессе индивидуальной истории, в процессе общения с окружающими людьми.
«Первоначально возникающая личность…, — пишет Леонтьев, — еще не индивидуальная личность. Люди при первобытно-родовом обществе… не оторвались еще… от пуповины первобытного общества». Они образуют некоторую единую цельность. Исторически личность развивается как выделение и автономизация индивидов из первичной совокупной личности. Изначально общность, социальная группа представляет собой единую личность, потом постепенно из нее выкристаллизовывается автономный индивид.
Следующий принципиальный тезис
характеризует направление
А.Н.Леонтьев говорит далее о задатках как условиях и предпосылках развития личности, которые влияют на то, что стало, но не предопределяют это. Сами задатки меняются в течении жизни, на основе задатков формируются и способности, но создаются способности по-настоящему только в деятельности, а пока нет деятельности, они остаются задатками.
Что же определяет личность человека, — спрашивает себя А.Н.Леонтьев, — и пишет: «не внутренние условия, взятые сами по себе, как и не внешние условия, как и не просто совокупность тех и других. Личность является тем процессом, который «соединит» их между собой». И совсем кратко: «Личность определяется жизнью».
«Личность есть относительно
поздний продукт общественно-
«На каждом повороте жизненного пути ему (человеку) нужно от чего-то освобождаться, что-то утверждать в себе». Человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но считать человека полностью результатом биографии нельзя, потому что при этом упускается главный психологический факт – «человек вступает в отношение к своему прошлому, которое по-разному входит в наличное для него — в память его личности». На уровне личности прошлые впечатления не выступают как покоящиеся пласты его опыта, в этом прошлом одно умирает, лишается своего смысла, другое открывается в новом смысле. Эти изменения происходят постоянно; прошлое может переоцениваться и человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».
Конечно, человек является в определенной степени кристаллизацией биографии, но неправильно считать человека полностью продуктом своей биографии. С одной стороны, личность формируется в процессе жизни, биографии, с другой стороны, она – не только результат того, что происходит, но и результат того, что человек делает из себя. «Как и прошлое, будущее составляет наличное в личности. Открывшаяся человеку жизненная перспектива есть … его достояние».