МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра педагогики и психологии
Контрольная работа по дисциплине:
«Общая психология»
«Теории
мотивации»
Выполнила:
Студентка 1 курса, группа 106
Специальность: ПО
Проверила:
ассистент кафедры психологии,
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
- Понятие и сущность мотивации…………………................................4
- Основные составляющие мотивационной
сферы человека………….6
- Различные теории мотивации
в психологии………………………….8
- Теория инстинктов. Понятие мотивации
в психоанализе……....9
- Теория потребностей………………………………………………11
- Бихевиоризм………………………………………………………..12
- Теория ограниченных потребностей……………………………..12
- Гуманистическая теория. Теория
Маслоу………………………13
Заключение……………………………………………………………………..18
Список используемой литературы……………………………………………..19
Введение
По мнению
многих психологов, проблема мотивации
является центральной проблемой психологии
личности. Изучение мотивационно - побудительных
факторов поведения и деятельности людей
представляет собой важнейший аспект
для понимания личности. Одним из глобальных
вопросов современной психологии личности
является вопрос:
«Что мотивирует поведение человека?» [2]. В связи с важностью
изучения мотивации существует большое
количество теорий, пытающихся ответить
на эти вопросы и определить природу мотивов.
Основные же теории мотивации разработаны
в двух резко различающихся традициях
(бихевиоризм и когнитивизм). Что значит:
проблема мотивации окончательно не разрешена
и требует более детального исследования.
В человеке многие
процессы взаимосвязаны, поэтому необходимо
рассматривать мотивацию не столько
как отдельно существующее явление, а
как продукт взаимосвязи с восприятием,
эмоциями, физиологией человека,
его прежним опытом и многими другими
факторами.
Изучение мотивации
призвано объяснить такие стороны поведения,
как его возникновение, продолжительность
и устойчивость, направленность и прекращение
после достижения поставленной цели, перенастройка
на будущие события, повышение эффективности,
разумность или смысловая целостность
отдельного поведенческого акта, а также
избирательность и эмоциональную окрашенность.
Цель данной
работы изучить понятие «мотивация»
и рассмотреть основные теории мотивации.
I. Понятие и сущность мотивации.
Термин «мотив» –
русифицированное французское слово «motif»,
в буквальном смысле слова обозначает
«побуждение», или от латинского слова
«moveo» – двигаю. Впервые слово “мотивация”
употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре
принципа достаточной причины” (1900-1910).
Затем этот термин прочно вошел в психологический
обиход для объяснения причин поведения
человека и животных [9].
Большая Советская
Энциклопедия приводит следующее определение
данному понятию: «Мотив в психологии
– побудительная причина действий и поступков
человека. Исходным побуждением человека
к деятельности являются его стремления
удовлетворить свои материальные и духовные
потребности».
Немов Р. С. вводит
два понятия «мотив» и «мотивация». Мотив – это побуждения к
деятельности, связанные с удовлетворением
потребности субъекта. Под мотивом
также часто понимают причину,
лежащую в основе выбора действий и поступков,
совокупность
внешних и внутренних условий, вызывающих
активность субъекта.
Термин «мотивация»
имеет более широкое понятие
чем «мотив». Понятие мотивации используется
в современной психологии в двояком смысле:
как обозначающее систему факторов, детерминирующих
поведение (потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и др.), и как характеристика
процесса, который стимулирует и поддерживает
поведенческую активность на определенном
уровне. Чаще всего в научной литературе
мотивация рассматривается как совокупность
причин психологического характера, объясняющих
поведение человека, его начало, направленность
и активность [6].
Вопрос о мотивации
возникает всякий раз, когда требуется
объяснить причины поступков человека.
Причем любая форма поведения может быть
объяснена как внутренними, так и внешними
причинами. Под внутренними причинами
понимают психические свойства субъекта
поведения, а под внешними – внешние условия
и обстоятельства его деятельности.
В первом случае говорят о мотивах,
потребностях, целях, намерениях, желаниях,
интересах и т.п., а во втором – о стимулах,
исходящих из сложившейся ситуации. Иногда
все психологические факторы, которые
как бы изнутри, от человека определяют
его поведение, называют личностными диспозициями.
Тогда соответственно говорят о диспозиционной
и ситуативной мотивациях как аналогах
внутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя и внешняя
мотивации взаимосвязаны. Диспозиции
могут актуализироваться под влиянием
определенной ситуации, а активизация
определенных диспозиций (мотивов, потребностей)
приводит к изменению восприятия субъектом
ситуации. Его внимание в таком случае
становится избирательным, и субъект предвзято
воспринимает и оценивает ситуацию, исходя
из актуальных интересов и потребностей.
Поэтому любое действие человека следует
рассматривать как двояко детерминированное:
диспозиционно и ситуационно.
Поведение личности
в ситуациях, которые кажутся одинаковыми,
представляется довольно разнообразным,
и это разнообразие трудно
объяснить, апеллируя только к ситуации.
Установлено, например, что
даже на одни и те же вопросы человек отвечает
по-разному в зависимости
от того, где и как эти вопросы ему задаются.
В этой связи есть смысл определить ситуацию
не физически, а психологически, так, как
она представляется субъекту в его восприятии
и переживаниях, т.е. так, как человек понимает
и оценивает ее.
Известный немецкий
психолог К. Левин показал, что каждый
человек воспринимает и оценивает одну
и ту же ситуацию по-разному, и у разных
людей эти оценки не совпадают. Кроме того,
один и тот же человек в зависимости от
того, в каком состоянии он находится,
ту же самую ситуацию может воспринимать
по-разному. Это особенно характерно для
интеллектуально развитых людей, имеющих
большой жизненный опыт и способных из
любой ситуации извлечь много полезного,
видеть ее под разными углами зрения и
действовать в ней различными способами.
Сиюминутное поведение
человека следует рассматривать не как
реакцию на определенные внутренние или
внешние стимулы, а как результат непрерывного
его взаимодействия его диспозиций с ситуацией.
Таким образом, мотивация может быть представлена
как циклический процесс непрерывного
взаимного воздействия и преобразования,
в котором субъект действия и ситуация
взаимно влияют друг на друга и результатом
которого является реально наблюдаемое
поведение. С этой точки зрения мотивация
представляет собой процесс непрерывного
выбора и принятия решений на основе взвешивания
поведенческих альтернатив.
Мотивация
объясняет целенаправленность действия,
организованность и устойчивость целостной
деятельности, направленность и на достижение
определенной цели. Мотив в отличие от
мотивации — это то, что принадлежит субъекту
поведения, является его устойчивым личностным
свойством, изнутри побуждающим к совершению
определенных действии. Мотив также можно
определить как понятие, которое в обобщенном
виде представляет множество диспозиций.
Мотивы могут быть как осознанными так
и неосознаваемыми. Основная роль в формировании
направленности личности принадлежит
осознанным мотивам. А сами мотивы формируются
из потребностей человека [6].
II. Основные составляющие мотивационной
сферы человека.
Потребность одна из
составляющей мотивационной сферы человека.
Потребность как состояние личности всегда
связана с наличием у человека чувства
неудовлетворенности, связанного с дефицитом
того, что требуется (отсюда название «потребность»)
организму (личности). Потребность активизирует
организм, стимулирует его поведение,
направленное на поиск того, что требуется.
Она как бы ведет за собой организм, приводит
в состояние повышенной возбудимости
отдельные психические процессы и органы,
поддерживает активность организма до
тех пор, пока соответствующее состояние
нужды не будет полностью удовлетворено.
Количество и качество
потребностей, которые имеют живые существа,
зависит от уровня их организации, от образа
и условий жизни, от места, занимаемого
соответствующим организмом на эволюционной
лестнице.
Больше всего разнообразных
потребностей у человека, у которого, кроме
физических и органических потребностей,
есть еще материальные, духовные, социальные
(последние представляют собой специфические
потребности, связанные с общением и взаимодействием
людей друг с другом.
Основные характеристики
человеческих потребностей — сила, периодичность
возникновения и способ удовлетворения.
Дополнительной, но весьма существенной
характеристикой, особенно когда речь
идет о личности, является предметное
содержание потребности, т.е. совокупность
тех объектов материальной и духовной
культуры, с помощью которых данная потребность
может быть удовлетворена.
Второе после потребности
по своему мотивационному значению понятие
— цель. Целью называют
тот непосредственно осознаваемый результат,
на который в данный момент направлено
действие, связанное с деятельностью,
удовлетворяющей актуализированную потребность.
Психологически цель есть то мотивационно-побудительное
содержание сознания, которое воспринимается
человеком как непосредственный и ближайший
ожидаемый результат его деятельности.
Цель является основным объектом внимания,
занимает объем кратковременной и оперативной
памяти; с ней связаны разворачивающийся
в данный момент времени мыслительный
процесс и большая часть всевозможных
эмоциональных переживаний. В отличие
от цели, связанной с кратковременной
памятью, потребности, вероятно, хранятся
в долговременной памяти.
Рассмотренные мотивационные
образования: диспозиции (мотивы), потребности
и цели — являются основными составляющими
мотивационной сферы человека [6].
Генетически исходным
для человеческой деятельности является
несовпадение мотивов и целей. Напротив,
их совпадение есть вторичное явление:
либо результат приобретения целью самостоятельно
побудительной силы, либо результат осознания
мотивов, превращающего их в мотивы-цели.
В отличие от целей, мотивы актуально
не осознаются субъектом: когда мы совершаем
те или иные действия, то в этот момент
мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах,
которые их побуждают. (Правда, нам не трудно
привести их мотивировку, но она вовсе
не всегда содержит в себе указание на
их действительный мотив).
Мотивы, однако, не отделены
от сознания. Даже когда мотивы не сознаются,
то есть когда человек не отдает себе отчета
в том, что побуждает совершать его те
или иные действия, они все же находят
свое психическое отражение, но особой
форме – в форме эмоциональной окраски
действий. Эта эмоциональная окраска,
интенсивность, ее знак и ее качественная
характеристика выполняет специфическую
функцию, что и требует различать понятие
эмоции и понятие личностного смысла.
Их несовпадение не является, однако, изначальным:
по-видимому, на более низких уровнях предметы
потребности как раз непосредственно
«метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает
лишь в результате происходящего в ходе
развития человеческой деятельности раздвоения
функций мотивов [2].
III. Различные теории мотивации
в психологии.
Проблема мотивации
поведения человека привлекала внимание
ученых
с незапамятных лет. Многочисленные теории
мотивации стали
появляться еще в работах древних философов.
В настоящее время
таких теорий насчитывается уже несколько
десятков. Истоки современных
теорий мотивации следует искать там,
где впервые зародились сами психологические
знания.