Теории памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:03, реферат

Краткое описание

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира.

Содержание

Введение
1 Психологические теории памяти
1.1 Ассоциативная теория памяти Г. Эббингауза
1.2 Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера
1.3 Деятельностная теория памяти
1.4 Память с точки зрения гештальттерапии
2 Биохимические теории памяти
3 Нейронные и физико-химические теории памяти
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

теории памяти в психологии.docx

— 22.47 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИИ ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГИИ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Психологические теории  памяти

1.1 Ассоциативная теория  памяти Г. Эббингауза

1.2 Концепция памяти А.  Бине и К. Бюлера

1.3 Деятельностная теория  памяти

1.4 Память с точки зрения  гештальттерапии

2 Биохимические теории  памяти

3 Нейронные и физико-химические  теории памяти

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Процессом, обеспечивающим построение всестороннего образа мира, связывающим разрозненные впечатления  в целостную картину, прошлое  с настоящим и будущим, является память. Без процессов памяти не может быть ни предметного чувственного, ни отвлеченного умственного образа окружающего мира.

Память - это процессы организации  и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование  в деятельности или возвращение  в сферу сознания. Память связывает  прошлое субъекта с его настоящим  и будущим и является важнейшей  познавательной функцией, лежащей в  основе развития и обучения.

В настоящее время в  науке нет единой и законченной  теории памяти. Большое разнообразие гипотетических концепций и моделей  памяти обусловлено разработкой  этих проблем представителями различных  наук.

1 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ПАМЯТИ

1.1 Ассоциативная  теория памяти Г. Эббингауза

Теория памяти, которая  легла в основу первых классических экспериментальных исследований Г. Эббингауза и его продолжателей (Г.Э. Мюллера, А. Пильцекера, Ф. Шумана и  др.), была целиком построена на учении об ассоциациях.

Существенным в этой теории является то, что факт внешней смежности  впечатлений сам по себе признается достаточным для установления связи  между представлениями и для  их воспроизведения.

Исходя из этого, Эббингауз  и построил все свое исследование. Он пользовался рядами бессмысленных  слогов, состоящих из трех букв (одной  гласной, расположенной между двумя  согласными, например туг-фал-дор-сэт), с выключением всех тех комбинаций, которые давали какое-либо осмысленное  слово. В подборе такого материала  Эббингауз руководился стремлением  получить однородный материал и создать  единообразные условия для различных  испытуемых. Отсутствие осмысленного содержания в заучиваемом материале  и смысловых связей в нем было для Эббингауза несущественно, потому что для него процесс воспроизведения определялся фактом создающей ассоциативные связи внешней смежности заучиваемого материала.

Об этой классической теории, которая попыталась свести память к  одним лишь ассоциативным связям, приходится сказать следующее: ассоциативные  связи играют, несомненно, значительную роль, особенно в элементарных формах памяти; однако работа памяти в целом, особенно высшие формы памяти у человека, несводимы к одним лишь ассоциациям  и не могут быть безостаточно объяснены  ассоциативной теорией.

Помимо ассоциативных  связей по смежности, в работе человеческой памяти, в процессах запоминания, припоминания, воспроизведения существенную роль играют смысловые связи. Память человека носит осмысленный характер.

Данные экспериментального исследования отчетливо вскрывают  значение смысловых связей для процесса запоминания. Сравнение результатов  заучивания бессмысленных слогов и  осмысленных слов, затем отдельных  осмысленных слов и слов, объединенных в осмысленные предложения связного текста, показало, что работа памяти находится в прямой зависимости  от наличия смысловых связей, объединяющих запоминаемый материал в более или  менее обширные смысловые целые. По данным ряда исследователей, количество объединенных во фразу слов, которые  запоминают испытуемые, в несколько  раз превосходит количество запоминаемых ими - при прочих равных условиях - бессвязных слов.

Зависимость воспроизведения  от смыслового содержания была выявлена в работе А.Г. Комм особым экспериментальным  приемом, заключавшимся в том, что  испытуемым предлагалось воспроизвести  один и тот же материал по разному  плану. Оказалось, что с изменением интерпретации и общего плана  рассказа изменяется подбор и воспроизводимых  деталей: при одном плане и  одной интерпретации воспроизводятся  и выпадают одни части, при другом плане и другой интерпретации - другие части.

Другой момент, обнаружившийся в тех же опытах, заключается в  том, что при воспроизведении  осмысленных текстов слова текста (особенно непривычные) и грамматические конструкции, особенно сложные, заменяются при воспроизведении другими, более  легкими и привычными, но так, что  смысл при этом сохраняется. А. Бине и К. Бюлер делают из этого тот  вывод, что запоминаются не столько  сами слова и предложения, сколько  те мысли, которые ими обозначаются. Из этого вытекает, что хотя запоминание  мыслей совершается в речевой  форме, однако нельзя сводить смысловую  память (запоминание мыслей) к речевой  памяти. Но, выдвигая это само по себе правильное положение, Бине и Бюлер  в соответствии с общими тенденциями  своего учения о «чистой» мысли вовсе  разрывают и внешне противопоставляют  друг другу запоминание мыслей и  запоминание слов, т. е. мышление и  речь в процессе запоминания.

1.2 Концепция памяти А. Бине и К. Бюлера

Концепция, представленная А. Бине и К. Бюлером, выдвигает на передний план смысловое содержание, опираясь на тот бесспорный факт, что  запоминание смыслового содержания не совпадает механически с запоминанием речевой формы, в которой оно  дано.

Исследования (А. Бине, К. Бюлера и ряда других) отчетливо вскрыли  роль осмысливания в запоминании  и показали, что осмысленное запоминание  подчинено иным закономерностям, чем  механическое воспроизведение на основе ассоциаций по смежности. При воспроизведении  осмысленного текста его основные, наиболее существенные по смыслу части  воспроизводятся значительно лучше; забывается по большей части второстепенное, несущественное. Несущественное, таким  образом, отсеивается; существенные же по смыслу части как бы вычленяются  из смежных с ними, но существенно  по смыслу с ними не связанных частей, объединяясь в памяти с теми, с  которыми их связывает смысловой  контекст. Таким образом, вместо механического  воспроизведения смежных частей, которое должно было бы иметь место  согласно законам ассоциации, фактически при запоминании и воспроизведении  осмысленного текста происходит значительно  более сложный процесс смыслового отбора, в результате которого преимущественно  закрепляется наиболее существенное для  данного субъекта, основной смысловой  остов текста. Самый текст при  этом подвергается более или менее  значительной реконструкции. Воспроизведение  в этих случаях определяется не смежностью, а может совершаться вопреки  связям по смежности, в соответствии со смысловыми связями.

Представители этого направления  пытаются превратить память в воспроизведение  чистых мыслей, вовсе не зависящих  от какой-либо речевой формы. Поскольку  они разрывают и внешне противопоставляют  друг другу запоминание мыслей и  запоминание слов, они неизбежно  приходят к выводам, смыкающимся  с антагонистической, казалось бы, теорией  Эббингауза, в которой смысловое  содержание, хотя и с противоположной  тенденцией, также отрывается от словесного текста.

1.3 Деятельностная теория памяти

В современной науке все  большее признание приобретает  теория, которая в качестве основного  понятия рассматривает деятельность личности как фактор, детерминирующий  формирование всех ее психических процессов, в том числе и процессов  памяти. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения определяется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъекта.

К числу закономерностей  общего порядка, выражающих значение смысловых  связей и играющих существенную роль в работе памяти, следует отнести  еще то, что можно назвать функциональным принципом в работе памяти. Он играет особенно существенную роль в процессе припоминания.

Многочисленные наблюдения, которые у нас в этом направлении  накопились и которые легко может  сделать всякий, побуждают нас  считать все указанные факты  проявлением общей закономерности и выдвинуть функциональный принцип  или закон воспроизведения по функциональному признаку как один из общих законов памяти.

Этим функциональным принципом, в частности, объясняется, по-видимому, один тоже повседневный и все же, как будто парадоксальный факт: мы часто помним, что чего-то не помним; при припоминании забытого, если нам  подвернется не то, что мы старались  вспомнить, мы сейчас же сознаем или  чувствуем: нет, это не то. Таким образом, мы знаем, что мы забыли, хотя, казалось бы, что, раз это забыли, мы этого  не знаем. В действительности у нас  в этих случаях обычно есть некоторое  функциональное знание о связях, в  которых стоит забытое нами. Припоминая, мы очень часто ищем носителя определенных, более или менее ясно осознанных функций, связей. В процессе припоминания мы из них исходим, и, когда нам  как будто вспоминается забытое, мы проверяем, то ли нам вспомнилось, что мы хотели припомнить, по тому, как  всплывшее в памяти входит в эти  связи. Отождествляя всплывшее в  памяти с искомым или отвергая его как не то, что мы хотели припомнить, мы в значительной мере базируемся на некотором смысловом контексте, из которого исходит припоминание.

1.4 Память с точки зрения гештальттерапии

Совокупность фактов, свидетельствующих  о роли структурного объединения  материала в процессе запоминания, была использована гештальтпсихологией. Ее представители попытались превратить структуру в такой же всеобщий принцип, каким ассоциация была для  сторонников ассоциативной теории. Структурирование признается единственной и универсальной основой памяти.

Основное понятие гештальтпсихологии - понятие гештальта (от нем. Gestalt - образ), что означает изначально целостную  структуру. Психической деятельности свойственно стремление к целостности, завершенности. В соответствии с  этим в качестве основы образования  связей здесь признается организация  материала, которая определяет и  аналогичную структуру следов памяти в мозге по принципу изоморфизма, т.е. подобия по форме. В гештальтпсихологии принцип целостности выступает  как изначально данный, и законы гештальта (как и законы ассоциаций) действуют вне и помимо воли и  сознания самого человека.

Стремление психической  деятельности к завершенности проявляется  также в том, что неоконченное действие, невыполненное намерение  оставляет след в виде напряжения в системе психики. Это напряжение стремится разрядиться (в реальном или символическом плане). Следствием сохраняющегося напряжения является, к примеру, эффект незавершенного действия, который состоит в том, что  содержание неоконченного действия запоминается человеком лучше, чем  содержание оконченного. Отсутствие целостности, завершенности порождает не только напряжение, но способствует внутренним конфликтам, неврозам.

Основной принцип теории памяти, по гештальту, заключается в  том, что анализ отдельных элементов  ассоциации не может привести к пониманию  целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимозависимостью отдельных  его частей. Отдельно взятая часть - только часть и никакого представления  о целом не дает.

Таким образом, вся многообразная  деятельность памяти опять сведена  к одной форме. Вместо универсального закона ассоциации гештальтисты пытаются установить универсальный принцип  структуры.

2 БИОХИМИЧЕСКИЕ  ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Эти теории предполагают образование  новых белковых веществ (нейропептидов  и других) при долговременном запоминании.

Вначале, непосредственно  после воздействия раздражителя, в нервных клетках происходит электрохимическая реакция, вызывающая обратимые физиологические изменения  в клетках (кратковременное запоминание), а далее на ее основе возникает  собственно биохимическая реакция  со структурными изменениями нейрона, обеспечивающая долговременную память (двухступенчатый характер механизма  запоминания). Экспериментально получены данные о важной роли рибонуклеиновой  кислоты (РНК) и олигопептидов в  осуществлении функции запоминания.

Наиболее волнующими экспериментами в последние годы стали попытки  перенести память от одного животного  к другому («пересадка памяти»). Если обучить планарию (плоский червь), что свет всегда предшествует току, а затем умертвить ее и скормить другой планарии, то оказывается, что  приобретенный первой планарией  опыт частично передается второму червю. Планария сравнительно примитивный  организм, и она может обладать особыми механизмами научения, которые  не имеют никакого значения для понимания  памяти у высших организмов. Однако имеются данные об успешности подобного  опыта на мышах и крысах - был  осуществлен «перенос памяти» о  выработанных условных рефлексах от одной особи к другой с помощью  инъекций гомогената мозга предварительно обученного животного-донора.

3 НЕЙРОННЫЕ И ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ПАМЯТИ

Существует немало теорий, которые поддерживают воззрения  о структурных или химических изменениях в самом мозге при  накоплении им прижизненной информации.

Запоминание и научение тесно  связаны между собой. Даже простейшие формы научения основаны на том, что  какое-то событие запоминается. Нейрофизиологам  сейчас известны три основных типа научения:

1) привыкание, или габитуация (организм перестает реагировать  на часто действующий раздражитель);

2) сенситизация (возникновение  реакции на ранее нейтральный  раздражитель);

3) классическое, или павловское  обуславливание.

Все характеристики образующихся временных нервных связей, и прежде всего степень прочности, обуславливаются  характером подкрепления, которое и  является мерой жизненной (биологической) целесообразности того или иного  действия. Вероятно также, что прохождение  любого нервного импульса через группу нейронов оставляет после себя также  в буквальном смысле слова физический след. Физическая материализация следа  выражается в электрических и  химико-механических изменениях синапсов, которые облегчают вторичное  прохождение импульсов по знакомому  пути. Простейшую нейронную цепь, обеспечивающую память, можно представить в виде замкнутой петли - возбуждение проходит весь круг и начинает новый. Этот процесс  длительной циркуляции импульсов в  нейронных цепях называется реверберацией.

Представление о циклах нейронной  активности считается многими материальным субстратом памяти. Нейронных ансамблей (каждый порядка 100-300 клеток) огромное множество. Каждый из них хранит информацию о каком-то объекте памяти в виде устойчивого волнового узора. Чем  больше нейронов мозга вовлекается  в ритмы какого-то пульсирующего  ансамбля, тем выше вероятность осознания  соответствующего образа.

Информация о работе Теории памяти